Комментарий ARRC: Китай помогает Пакистану стать морской державой
В последнее время рост китайского присутствия в Индийском океане существенно влияет на расстановку сил в целом ряде регионов, включая Ближний Восток, восточное побережье Африки, Юго-Восточную и Южную Азию. В ряде случаев КНР использует и фактор усиления собственных значимых партнёров. Так, в силу интенсивного военно-технического сотрудничества между Пекином и Исламабадом, повышается значимость ВМС Пакистана в региональных делах. Несмотря на финансовый кризис и внутреннюю борьбу между различными политическими силами, пакистанцы продолжают совершенствовать флот, что беспокоит Индию и инициирует ответную реакцию.
Новые корабли – новые возможности
Пекин оказывает существенное содействие Исламабаду в модернизации всех видов вооружённых сил, однако особая ставка делается на ВМС. По замыслу китайцев, более могущественный и активный пакистанский флот поможет перераспределить нагрузку с НОАК и оказать содействие в реализации интересов Китая в бассейне Индийского океана. Одновременно КНР увеличивает собственное присутствие в регионе, пока с помощью интенсивного использования единственной зарубежной базы в Джибути.
С недавнего времени Китай поставляет в Пакистан современную военно-морскую технику. В частности, в 2016 году была заключена сделка на продажу восьми дизель-электрических подводных лодок типа «Юань» до 2028 года. Первые четыре корпуса строятся в КНР, остальные – на верфи в Карачи. Данные корабли оснащены современными гидроакустическими и радиоэлектронными системами, а также вооружением, что придаёт ВМС страны новое качество. Фактически с помощью восьми достаточно оснащённых субмарин пакистанцы смогут проводить в жизнь стратегию по воспрещению доступа и ограничению манёвра в стратегически важных районах.
Кроме этого, Пакистан уделяет значительное внимание надводному флоту. В строю имеются фрегаты типа «Зульфикар», представляющие собой видоизменённые китайские корабли типа 053Н. Данные боевые единицы способны выполнять различные задачи, включая противолодочную оборону. Для борьбы с надводным противником имеются ракеты YJ-83 с дальностью 120 км, для самообороны установлен комплекс ПВО ближней зоны FM-90N.
В январе 2022 года ВМС Пакистана получили самый современный на данный момент надводный корабль – фрегат с управляемым ракетным оружием «Тугрил». Данная единица является первой в серии из четырёх фрегатов типа 054А/Р, строящихся в Шанхае. Корабль вооружён сверхзвуковыми крылатыми ракетами СМ-302 с дальностью 280 км и современной зенитной системой LY-80N, способной поражать воздушные цели на удалении до 40 км, что существенно расширяет сферу применения. Не исключено, что в будущем могут быть установлены и гиперзвуковые ракеты с дальностью до 400 км. Второй фрегат – «Таймур» вошёл в строй в июне 2022 года, а два других – «Типпу Султан» и «Шах Джахан» – в мае 2023 года. Стоимость каждой единицы составила порядка 350 млн долл.
По сообщениям индийских источников, пакистанский вариант фрегатов оказался хуже китайского оригинала и страдает от проблем с радарами и системами визуализации данных, двигательной установкой. По этой причине корабли данного типа не представляют пока значимой угрозы для ВМС Индии, обладающих силами, превосходящими количественно и качественно.
Тем не менее, указанные недостатки вполне устранимы. В итоге, пакистанский флот получит возможность действия в дальней морской зоне, такие операции уже отрабатывались совместно с ВМС НОАК в Восточно-Китайском море. Корабли этого типа также побывали с визитами в портах Шри-Ланки, Филиппин и Малайзии.
В 2018 году Исламабад также заключил соглашение с Анкарой на строительство четырёх корветов на основе турецкого проекта «Ада». Корабли должны быть поставлены до февраля 2025 года. В дальнейшем опыт может быть развит и стать основой для уже самостоятельной постройки модернизированных боевых единиц. Имеется интерес к сотрудничеству в сфере создания морской техники с Саудовской Аравией и Ираном, однако до конкретных договорённостей пока дело не дошло.
Морская доктрина в интересах партнёра
Намерения Пакистана по обладанию более чем 10 крупными надводными кораблями с управляемым ракетным оружием и несколькими подводными лодками характеризуют намерения руководства страны увеличить силовой потенциал для защиты национальных интересов. Основанием для беспокойства Индии в этом случае служит не качество пакистанских боевых единиц, которое действительно пока невысокое, а скорее курс Исламабада на реализацию новой военно-морской доктрины «Сохранение свободы мореплавания».
Морская стратегия Пакистана эволюционировала от наступательного подхода, основанного на воспрещении доступа и ограничении манёвра в пределах исключительной экономической зоны, к постоянному присутствию в бассейне Индийского океана. В настоящее время ведутся также работы по совершенствованию морской авиации, главным образом с помощью приобретения китайских истребителей J-10. Данные самолёты, способные нести противокорабельные ракеты, смогут выполнять задачи в интересах ВМС в Аравийском море и северо-западной части Индийского океана.
Важным элементом развития военно-морских сил Пакистана является и модернизация базы Гвадар. Коммерческий порт будет использоваться в интересах Китайско-пакистанского экономического коридора, являющегося частью инициативы «Пояс и путь». В свою очередь, военная инфраструктура предназначена для закрепления присутствия КНР в Индийском океане и Аравийском море. База в Гвадаре будет способствовать увеличению способности ВМС НОАК по патрулированию зон интенсивного судоходства, а также наблюдению за американской деятельностью в районе. Данный участок Аравийского моря служит и важным звеном в глобальной цепи поставок углеводородов из Персидского залива.
Операции ВМС США по обеспечению «свободы навигации» (FONOP) в Южно-Китайском море и в Тайваньском проливе представляют серьёзный повод для беспокойства Пекина, где уверены в необходимости контролировать все морские пространства Восточной Азии. По этой причине для китайского руководства крайне важно создать точку напряжённости в Индийском океане в целях оказания давления на Вашингтон и усиления собственной переговорной позиции по спорным вопросам. Пакистан, находящийся сегодня вне орбиты американского влияния, в качестве партнёра для данной стратегии подходит как нельзя лучше.
Пока морская мощь Исламабада несравнима с потенциалом Нью-Дели по многим параметрам, включая количество и качество боевых кораблей, вспомогательных сил, интенсивность морской деятельности. Вместе с тем, курс пакистанского правительства на развитие военно-технического сотрудничества с Турцией и полноценного стратегического диалога с Пекином должен привести к существенному увеличению возможностей страны на море. Сильный военно-морской флот Пакистана станет ценным инструментом расширения влияния КНР в Индийском океане, особенно в части защиты собственных коммуникаций.
О компании Asia Risk Research Center
Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.
Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.