Комментарий ARRC:  Монголия пытается наладить многосторонний диалог  в Северо-Восточной Азии

Комментарий ARRC: Монголия пытается наладить многосторонний диалог в Северо-Восточной Азии

 

Северо-Восточная Азия сегодня представляет собой клубок противоречий между крупными державами. При этом ни одна из сторон не готова идти на уступки и инициировать переговоры на официальном уровне, что может быть воспринято как проявление слабости. В таких условиях особое значение приобретают неофициальные регулярные форматы взаимодействия, так называемая вторая дорожка сотрудничества. Значимость появляется также и у стран, не связанных союзными отношениями с США, Китаем или Россией и способными выполнять роль независимых посредников.

Вторая дорожка – не последняя

В середине июня 2023 года в Монголии прошло восьмое заседание Улан-Баторского диалога по безопасности в Северо-Восточной Азии (УБД-2023). В условиях нарастающей неопределённости в современных международных отношениях нынешняя конференция была сосредоточена на важности переговоров и взаимодействия для построения мер доверия. При этом, мероприятие состоялось уже скорее в формате «полуторной дорожки», то есть с ограниченным присутствием официальных лиц.

Согласно информации пресс-службы Министерства иностранных дел Монголии, в Диалоге приняли участие порядка 180 делегатов из 30 стран. Среди официальных лиц отметились заместитель генерального секретаря ООН Накамицу Идзуми, американский спецпредставитель по вопросам мира и безопасности на Корейском полуострове Ким Гон, а также генеральный секретарь Совета по национальной безопасности Турции Сейфулла Хаджимюфтюоглу. С китайской стороны в основном были представлены учёные и эксперты, в том числе из организаций, тесно связанных с Госсоветом и другими государственными органами.

В своём вступительном слове министр иностранных дел Монголии Батцэцэг Батмунхийн отметила, что в стране сформировалась долгосрочная и славная традиция поддержки многосторонних инициатив по сотрудничеству. В этой связи, Улан-Баторский диалог предоставляет жизненно важную возможность государствам Северо-Восточной Азии обменяться мнениями по насущным международным и региональным вопросам.

Со времени проведения первого мероприятия в 2014 году состав участников существенно расширился. Сегодня главное внимание уделено проблемам разоружения и контроля над вооружениями, энергетической безопасности, мирному разрешению конфликтных ситуаций. Ранее же, форум выстраивался в основном вокруг обсуждения так называемой мягкой безопасности (soft security), то есть не связанной с военно-политическими аспектами.

В этом году в программу мероприятия была также включена сессия, организованная Институтом стратегических исследований Монголии и Департаментом ООН по политическим вопросам и миростроительству, в рамках которой политики из разных стран вырабатывали рекомендации для собственных правительств.

Ядерный хаос

Роль Северо-Восточной Азии в региональной и глобальной безопасности неуклонно растёт. Чрезвычайно обострилась проблема распространения ядерного оружия, налицо и напряжённость между обладателями стратегических арсеналов, что чревато последствиями для всего мирового сообщества. Наибольшая опасность эскалации наблюдается в американо-китайских отношениях, особенно в Тайваньском проливе, опасным может быть и развитие ситуации на Корейском полуострове. Кроме того,  страны СВА постоянно увеличивают расходы на оборону и приобретают всё более совершенные вооружения, что усиливает «дилемму безопасности» и уже привело к фактической гонке вооружений.

По замечанию заместителя генсека ООН Накамицу, все государства, обладающие ядерным оружием, в том числе и за рамками Договора о нераспространении ЯО, рассматривают возможность применения сообразно с положениями собственных военных доктрин. После окончания холодной войны долгое время мир был свободен от опасности ядерного конфликта, однако сегодня риски так же велики, как и в период Карибского кризиса. КНДР открыто говорит о готовности применить собственные средства ядерного нападения в случае агрессии. Китай официально стоит на позиции неприменения атомного оружия первым, однако данную приверженность сложно проверить на практике. Россия и США оставляют за собой свободу действий, руководствуясь соображениями национальной безопасности. Более того, в Республике Корея и Японии сегодня вновь обсуждается возможность приобретения ядерного оружия как собственного, так и в виде совместной миссии (nuclear sharing mission) с США.

События на Украине существенно накалили обстановку и в Северо-Восточной Азии. КНДР открыто заявила о поддержке России, схожесть мнений демонстрирует и Китай. Япония усилила военно-политическое взаимодействие с США. Республика Корея пытается избежать прямого противопоставления КНР, однако также всё более втягивается в орбиту Вашингтона.

Независимый посредник

Монголия как официально нейтральное государство заинтересована в поддержке мирных инициатив по разрешению региональных проблем безопасности. По замыслу руководства страны, Улан-Баторский диалог должен содействовать построению мер доверия между всеми спорящими сторонами и побуждать к переговорам. Общение в рамках форумов способно стабилизировать двусторонние отношения в пределах региона, проявить интересы всех участников в сфере безопасности и согласовать приоритеты. В конечном итоге, УБД должен служить основой для обсуждения положений и условий будущих соглашений, в том числе в сфере контроля над вооружениями и разоружением.

Улан-Баторский диалог приветствуется всеми задействованными участниками как важный механизм поиска взаимоприемлемых решений, в том числе и между враждебными друг к другу акторами международных отношений. По мере усложнения геополитической картины мира этот форум остаётся одним из немногих способов разрешения исторических разногласий, преодоления конкуренции и выхода из «дилеммы безопасности».

Диалог является, в том числе и инструментом для повышения международного имиджа Монголии, имеющей острое желание расширить сеть международных контактов. Так, в мае 2023 года Монголия, Республика Корея и США запустили трёхсторонний формат встреч для обсуждения возможности установления диалога с Пхеньяном. Монгольское руководство имеет устойчивую связь с северокорейскими коллегами и потенциально может выступать здесь в роли посредника.

Вероятно, УБД действительно имеет будущее как площадка для тестирования различных мнений и позиций на неофициальном уровне, а также выработки рекомендаций по снижению напряжённости. Вместе с тем, дипломатические потенциал и опыт Улан-Батора всё же пока недостаточны для включения в решение важнейших региональных проблем, связанных с вопросами «жёсткой», военной безопасности.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.