Анализ ситуации:  QUAD выходит в космос

Анализ ситуации: QUAD выходит в космос

 

     В ходе состоявшегося в мае 2023 года в японской Хиросиме саммита лидеров стран «Большой семёрки» прошла также встреча в формате Четырёхстороннего диалога по вопросам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе (QUAD). Первоначально на 24 мая было запланировано отдельное событие в Сиднее, однако в силу изменения планов Байдена, встречу перенесли. Отмена полноценного мероприятия по линии QUAD стала темой для разговоров относительно ослабевания партнёрства и неэффективности мер сдерживания влияния Китая. Однако несмотря на временные сложности, «четвёрка» постепенно осваивает и новые рубежи взаимодействия, включая космос.

Космическая безопасность

     В Хиросиме США в очередной раз призвали к углублению сотрудничества в сфере использования космического пространства для оборонных нужд. Акцент на достижении превосходства над КНР и Россией в космосе стал особенно заметен после начала специальной военной операции на Украине и обострения напряжённости в Тайваньском проливе. Фактически страны Запада обеспечивают ВСУ информацией с собственных спутников, содействуя в наведении ударных средств. В интересах украинских военных работает и система связи «Старлинк», формально не подконтрольная американским властям и находящаяся в частном владении.  Кроме того, в Тайбэе и Токио получают информацию об активности сил НОАК в регионе из всех доступных источников, а прежде всего с американских орбитальных аппаратов.

     На саммите QUAD в Токио в мае 2022 года Вашингтон продвинул идею учреждения Индо-Тихоокеанского партнёрства по контролю над морскими пространствами (IPMDA). В рамках инициативы предусмотрен обмен данными со спутников о состоянии Мирового океана, что свидетельствует о явном намерении американцев объединить усилия с Японией, Австралией и Индией в части наблюдения за деятельностью КНР в Индо-Тихоокеанском регионе. Ещё в 2021 году в рамках Четырёхстороннего диалога была учреждена Рабочая группа по вопросам космоса, которой отводится важная роль в поддержании постоянной коммуникации между всеми участниками и «некоторыми другими заинтересованными сторонами».

     Сотрудничество в космической сфере между США, Индией, Японией и Австралией в двусторонних форматах осуществляется уже более 10 лет, однако ранее интересы обеспечения безопасности не ставились во главу угла настолько явно. С 2011 года существует Японо-американо-австралийский диалог по безопасности в космосе. С того времени несколько трёхсторонних штабных учений и симуляций проведено на базах ВВС США. В 2013 году был подписан меморандум о взаимопонимании между Вашингтоном и Токио о сотрудничестве в космической сфере в интересах безопасности. Документ предусматривал задействование японской Квазизенитной спутниковой системы (QZSS) для нужд ВС США. Таким образом американские военные смогли существенно усилить собственные возможности по синхронизации времени, получения геоданных и коррекции сигналов GPS в Азии и Океании.

     В 2015 году в Принципы сотрудничества США и Японии в сфере обороны был добавлен раздел о взаимодействии в космическом и киберпространствах. Вашингтон и Канберра в 2021 году приступили к обсуждению двустороннего рамочного соглашения о сотрудничестве в космосе, а в режиме межминистерских консультаций связи осуществляются уже более 10 лет.

     Японо-австралийские контакты ранее практически не затрагивали военные вопросы. Только в 2020 году Японское агентство по освоению космоса заключило соглашение с Австралийским космическим агентством, касавшееся преимущественно научных и технологических обменов. Схожая ситуация наблюдалась и с Индией, которая была заинтересована исключительно в мирных инициативах в космическом пространстве. Однако в апреле 2022 года в ходе диалога 2+2 Нью-Дели и Вашингтон достигли понимания о необходимости развития связей в военной сфере и учредили Диалог по космической безопасности.

QUAD не свободен от противоречий

  Несмотря на наличие разветвлённой сети двусторонних и трёхсторонних взаимодействий, сотрудничество по использованию космического пространства в интересах безопасности именно в формате QUAD всё ещё нуждается в обосновании и управлении. Отдельная рабочая группа может быть достаточно эффективным инструментом для обеспечения обмена данными со спутников и информацией о состоянии поверхности Земли и Мирового океана. Вместе с тем, участникам ещё необходимо выработать нормативную базу такой деятельности, обозначить принципы и приоритеты. Предстоит решить вопросы операционализации и обязательности, в частности, как именно можно использовать аппараты, оборудование, каналы связи и решить, всей ли полученной информацией стоит делиться, например, в случае риска нарушения баланса сил в регионе. Вполне может возникнуть ситуация, когда военный конфликт будет спровоцирован из-за неверной трактовки переданных данных или намеренного искажения одной из сторон. Неясно также и соответствие такой практики Конвенции ООН по морскому праву, предусматривающей свободу мореплавания в международных водах и хозяйственной деятельности за пределами исключительных экономических зон.

     По информации Белого дома, сотрудничество членов QUAD в космосе будет способствовать обеспечению свободы мореплавания в Индо-Тихоокеанском регионе. В Токио полагают, что инициатива по контролю над морскими пространствами прежде всего окажется полезной странам АСЕАН, в том числе для выявления и предупреждения нежелательной активности Китая в Южно-Китайском море, включая строительство военных объектов. Схожей точки зрения придерживаются и в Канберре. Между тем, Нью-Дели воздерживается от трактовки сотрудничества в космической сфере исключительно в оборонной плоскости, сводя смысл к повышению уровня взаимодействия «в интересах устойчивого развития».

Непростой выбор для Дели

     Увеличение интенсивности кооперации в рамках QUAD в различных областях неизбежно, особенно с учётом колоссальной протяжённости морских торговых путей и роли маршрутов в глобальной экономике. Опыт использования «Старлинк» в интересах Пентагона позволяет говорить о милитаризации всей космической деятельности и в ИТР, даже если изначально речь шла об исследовательских и коммерческих проектах. Например, японские частные компании, работающие на рынке спутниковой съёмки, связи, GPS, создания и функционирования программ и приложений могут быть использованы американским правительством в интересах национальной безопасности. Заметна особая роль Индии, которая не желает быть втянутой в конфликт с Китаем, а также оказаться в зависимости от США. Однако наличие устойчивого формата взаимодействия Нью-Дели с Вашингтоном и Токио по военным аспектам деятельности в космосе существенно ограничивает возможности индийской стороны по кооперации с Пекином и Москвой.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.