Анализ ситуации: Трамп vs Байден – чего ждать Корейскому полуострову от победы каждого из них?

Анализ ситуации: Трамп vs Байден – чего ждать Корейскому полуострову от победы каждого из них?

 

В начале ноября этого года в США пройдут президентские выборы, исход которых, безусловно, окажет большое влияние на дальнейшее развитие ситуации на Корейском полуострове.  

На настоящий момент и у Республиканской, и у Демократической партий шансы на победу представляются примерно равными. В этой связи имеет смысл рассмотреть оба гипотетических сценария и высказать предположения о том, как победа одного из двух главных кандидатов (Дональда Трампа и Джозефа Байдена) повлияет на отношения между США и обеими корейскими государствами.

Обещать – не значит сделать…  

Понятно, что те заявления, которые сейчас делают кандидаты и их окружение, вовсе не обязательно будут претворены в жизнь.Опыт показывает, что расхождения между предвыборными обещаниями кандидатов и их реальными действиями неизбежны. Эти расхождения обычно вызываются двумя группами факторов.

Во-первых, в некоторых случаях кандидаты, стремясь увеличить популярность, говорят не то, что они реально думают и собираются делать, а то, что хотят услышать их избиратели.Впрочем, в случае с Северной Кореей такая умышленная демагогия будет в нынешней ситуации, скорее всего, довольно редким явлением, ибо северокорейский вопрос не очень волнует американского избирателя.

Вторая группа проблем связана с тем, что большинство американских президентов и их непосредственное окружение на момент прихода к власти не имеют представления о тех внешнеполитических реалиях, с которыми им придётся иметь дело при работе с Северной и Южной Кореей. По большей части они руководствуются общими представлениями и теми штампами, которые возникли у них в голове под влиянием СМИ или в результате контактов с экспертным сообществом.Большинство американских администраций в прошлом приходило к власти с уверенностью в том, что северокорейский «ядерный вопрос»можно решить с помощью того или иного «новаторского» подхода и что только косность предшествующих администраций делали это решение невозможным.Обычно после двух-трёх лет пребывания у власти новыйпрезидент убеждается в том, что северокорейский вопрос куда сложнее, чем казалось ему до выборов, и что те решения, которые им во время предвыборной кампании представлялись очевидными,не дают результатов.

Тем не менее, как показал опыт американских президентских кампаний, декларации кандидатов и их окружения следует воспринимать достаточно всерьёз.Скорее всего, со временем их политика существенно разойдётся с декларируемыми сейчас намерениями, однако предвыборные декларации в общем дают представление о том, что именно тот или инойкандидат в случае своей победы будет делать в начале своего президентского срока.

Трамп: вероятная «малая сделка» с Северной Кореей  

Показательно, что в августе этого года в речи Дональда Трампа на съезде (конвенте) Республиканской партии северокорейская проблема не упоминалась.Скорее всего, Трамп и его окружение осознали, что «решить» северокорейскую ядерную проблему – то есть добиться от Северной Кореи отказа от ядерного оружия –трудно или вовсе невозможно.Поэтому сейчас Трамп и его окружение более не рассчитывают на какие-то эффектные успехи. Они, скорее всего, будут широко использовать свои былые достижения (точнее – то, что они будут представлять избирателю как «достижения») в целях политического пиара.

Иначе говоря,Трамп будет периодически напоминать своим избирателям о том, что благодаря его усилиям Соединённые Штаты якобы избежали в 2017г. войны с Северной Кореей – соответствующие заявления он ужеделал. Понятно, что Трамп не будет подчёркивать, что на грани войны с Северной Кореей Соединённые Штаты тогда могли оказаться в результате его же собственной политики.

Поскольку Трамп и его окружение осознали, что эффектных прорывов на северокорейском направлении не будет, можно ожидать, что их политика в отношении Северной Кореи в том случае, если республиканцы останутся у власти, будет сдержанной.Тем не менее, учитывая общий настрой Трампа и его личные особенности, нельзя полностью исключать и того, что он пойдёт в перспективе на серьёзный компромиссс Пхеньяном. Возможным представляется, например,заключение «малой сделки», которая предусматривает согласие США на частичную отмену санкций в обмен на согласие Северной Кореи на замораживание и частичный демонтаж собственной ядерной программы. Подобная сделка была предложена на переговорах на высшем уровне в Ханое в феврале 2019 года, но тогда Дональду Трампу и Ким ЧенЫнуне удалось прийти к взаимоприемлемому соглашению по конкретным её аспектам.

… И проблемы для Южной Кореи во главе с Мун Чжэ Ином 

В предвыборной программе Республиканской партии содержится ряд иных положений, которые, вероятно, окажут серьёзное влияние на ситуацию на Корейском полуострове и вокруг него.В частности, в программе содержится обещание существенно сократить американское военное присутствие за границей. Кроме того, там содержится критика тех американских союзников, которые, по мнению Вашингтона, не вносят должного финансового и материального вклада в совместные военные усилия.Наконец, там напрямую упоминается необходимость «вернуть в США» рабочие места, которые ушли в Китай.

Скорее всего, для нынешней администрации президента Республики Корея Мун ЧжэИнановость о переизбранииТрампа будет не слишком радостной.Главная проблема Южной Кореи заключается в том, что в экономическом отношении она очень сильно зависит от Китая, на который приходится около четверти всего южнокорейского товарооборота, а в военном отношении она не менее сильно зависит от Соединённых Штатов.В экспертном сообществе и в окружении нынешнего президента существует большое количество людей, которые резонно считают, что Кореене следует ввязываться в обостряющееся китайско-американское противостояние, и надеются на то, что Сеулу удастсясохранять нейтралитет

Переизбрание Трампа, скорее всего,превратит для Сеула сохранение хотя бы относительного нейтралитета в куда более сложную задачу.Учитывая особенности характера и мировоззрения Дональда Трампа, следует ожидать, что Трамп едва ли будет склонен закрывать глаза на «недостаточную» солидарность Сеула и на неготовность южнокорейского руководства безусловно встать на сторону США в американо-китайском противостоянии. Трамп, скорее всего, будет воспринимать такое поведение как ещё одно доказательство ненадёжности Южной Кореи как союзника.

Вероятнее всего, подобные действия повлекут наказание со стороны Вашингтона.В частности, представляется вероятным, что американская сторона потребует существенно увеличить размер выплат, которые делаются Южной Кореей в фонд содержания американских войск на Корейском полуострове. Не исключено также и значительное сокращение американского военного присутствия. Этого сокращения в Южной Корее не хотят, так как его последствием станет необходимость существенно увеличивать военные расходы.

Джозеф Байден: санкции и «стратегическое терпение» 2.0 для Пхеньяна 

В предвыборной платформе кандидата в президенты США от Демократической партии Джозефа Байдена Корее (как Северной, так и Южной) уделяется существенно больше внимания. 

В частности, в платформе содержится обещание продолжить дипломатические усилия, направленные на ядерное разоружение Северной Кореи – в сочетании с усилиями по сдерживанию угроз, которые связаны с политикой КНДР. Кроме того, в платформе демократов прямо упоминается проблема прав человека в КНДР.

Похоже, что Байден намерен проводить политику, во многом схожую с так называемой«политикой стратегического терпения», которую в своё время осуществлял президент Барак Обама.Иначе говоряСША будут продолжать политику жёстких санкций в отношении Северной Кореи, но при этом Вашингтон вряд ли будет слишком болезненно реагировать даже на новые ядерные испытания, а также запуски межконтинентальных ракет КНДР, если только они не начнут падать в окрестностях территории Соединенных Штатов. 

Существует вероятность того, что Байденом и его администрацией будут введены так называемые «вторичные санкции», то есть санкции против тех юридических и физических лиц, которые ведут дела с Северной Кореей.В отличие от Трампа, Байден не готов к компромиссным сделкам по ядерному вопросу, которые фактически приведут к частичному признанию КНДР в статусе «де-факто ядерной державы».В американском руководстве «варианта Байдена» рассчитывают на то, что жёсткие санкции и давлениев дальней перспективе могут загнать КНДР в угол и вынудить Пхеньян пойти на уступки в вопросе ядерного вооружения. 

В любом случае, подобные жёсткие меры гарантированно получат одобрение как Конгресса, так и американской публики в целом. Даже если санкции не приведут к результатам, администрация всегда сможет сослаться на само существование этих санкций как на доказательство того, что она что-то делает в отношении Северной Кореи и как-то пытается решить северокорейскую проблему.

В целом, несмотря на содержащиеся в платформе Демократической партии заявления о важности дипломатии, на настоящий момент есть основания полагать, что администрация Джозефа Байдена будет проявлять куда меньше активности в дипломатических контактах с Пхеньяном, чем администрация Трампа и стоит скорее всего ожидать очередного «ледникового периода» в отношениях США и КНДР.

Сеул же при демократах вздохнёт с облегчением 

Нет сомнений в том, что администрация Байдена будет занимать жёсткую позицию в отношении Китая.Однако представляется, что Байден в случае своей победы будет спокойнее относиться к попыткам Сеула сохранить определённый нейтралитет в разрастающемся американо-китайском конфликте

Другим хорошим для правительства Южной Кореи знаком является позиция демократов, согласно которой они прямо осуждают предпринятые Трампом попытки добиться от Сеула резкого увеличения платежей на содержание в Корее американских войск, а также содержится обещание сохранять и усиливать систему военных союзов. 

С другой стороны, Байден и играющие большую роль в Демократической партии лево-либеральные силы намерены обращать больше внимания на проблему прав человека в Северной Корее.В настоящее время в Южной Корее администрация Мун ЧжэИнаигнорирует эту проблему, резонно считая, что никакое внешнее давление и риторика не могут реально улучшить ситуацию с политическими и личными правами северокорейцев, но зато могут спровоцировать дополнительные трения в отношениях внешнего мира с КНДР. Дональд Трамп, сампрохладно относящийся к концепции прав человека, в общем склонен не обращать особого внимания на этот подход администрации Мун ЧжэИнаа вот Байден и его администрацияв некоторых случаях могут относиться к данному аспекту политики Сеула весьма недоброжелательно.

В целом больших сюрпризов не ждём 

В любом случае, сюрпризы в американской политике по отношению к Северной Корее маловероятны. Избрание Байдена будет означать сохранение статус-кво (и жёстких санкций). 

Переизбрание Трампа, вероятнее всего, приведёт к таким же результатам, но при этом всё-таки существует некоторая вероятность того, что на втором сроке Трампа будут достигнуты какие-то компромиссные соглашения с Пхеньяном. С другой стороны, переизбрание Трампа может привести к усилению трений с Южной Кореей, правительство которой не очень рвётся участвовать в той кампании, которую Дональд Трамп и далее будет вести против Китая.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.