Комментарий ARRC: Военные круги Пакистана могут согласиться на реформы

Комментарий ARRC: Военные круги Пакистана могут согласиться на реформы

 

     С марта 2022 года Пакистан находится в политическом кризисе, который усугубляется экономическими сложностями. Отстранение от должности премьер-министра Имрана Хана, согласно вотуму недоверия, вынесенному парламентом, существенно обострило борьбу за власть. После победы оппозиционного «Движения за справедливость» в семи округах из восьми на довыборах бывший премьер был обвинён в запугивании полиции и судей. На одной из последовавших далее многочисленных акций протеста Хан получил ранение. 9 мая политик был задержан по обвинению в махинациях с государственных имуществом. Коалиционное правительство «Демократического движения Пакистана» под руководством Шахбаза Шарифа, Пакистанская мусульманская лига, составляющая парламентское большинство и возглавляемая его братом – Навазом Шарифом, пытаются укрепить позиции, однако легальных способов для этого остаётся всё меньше.

Верхи не могут больше ждать

     В конце апреля 2023 года Верховный суд Пакистана вынес решение о необходимости достижения консенсуса между основными партиями страны о сроках проведения национальных и местных выборов. Тем не менее, ведущие политические силы так и не смогли договориться между собой, потому, голосование по крайней мере на провинциальном уровне может состояться уже 14 мая. Суд отказался выносить обязательное постановление об утверждении даты выборов и ограничился рекомендацией, чтобы не провоцировать внутренний конфликт. Ранее Избирательная комиссия Пакистана утвердила дату плебисцита в Северо-Западной пограничной провинции (Хайбер-Пахтунхва) и Панджабе на 14 октября, поскольку данные регионы уже с января существуют без местного самоуправления после вынесения вотума недоверия властям, поставленных ещё бывшим премьером Имраном Ханом. Однако председатель избиркома не взял на себя ответственность оспорить позицию Верховного суда и проявил готовность провести выборы в любое время.

   Политическая борьба в современном Пакистане характеризуется противоборством различных военизированных группировок. Правоцентристская консервативная Пакистанская мусульманская лига в настоящее время имеет большинство мест в коалиционном правительстве «Демократического движения Пакистана» и совершенно не заинтересована в открытых и свободных выборах. По мнению представителей региональных властей, учитывая активность «Движения за справедливость» и лично Имрана Хана, до октября может произойти множество событий, которые поспособствуют уверенной победе бывшего премьера по всей стране. По этой причине братьям Шарифам выгодно провести выборы как можно быстрее, чтобы узаконить собственную власть. Особую важность при этом имеет 82-миллионный Панджаб – более населённый, чем три остальные провинции вместе взятые.

     Проправительственные силы критикуют судебную систему за симпатии к Хану, поскольку чем дольше будет затягиваться проведение выборов, тем ниже шансы на победу действующего правительства Шарифа в силу нарастания социальных проблем. Согласно Конституции, выборы должны быть проведены не позднее, чем через 90 дней после роспуска местных властей, однако пока данное правило не соблюдается. В числе сложностей называются недостаток финансов, поскольку раздельное проведение местных и национальных выборов чрезвычайно затратно. Кроме того, во время массового голосования потребуется обеспечение повышенных мер безопасности в силу нестабильной ситуации во всей стране.

     Нынешнее задержание Хана неизбежно вызовет новую волну масштабных акций протеста по всей стране. Можно утверждать, что у населения страны назрела потребность в реформировании политической системы страны и в обновлении властных элит. Добавляет общественной нестабильность стремительная инфляция рупии, энергетический кризис, отсутствие договорённостей об урегулировании противоречий с Индией и Афганистаном, а также в зоне пуштунских племён.

Военные благоволят Китаю

     Ещё одна особенность общественно-политической жизни современного Пакистана – кризис доверия к военным, поскольку именно армия во главе с начальником главного штаба Камаром Баджвой и обеспечила приход к власти братьев Шарифов. В 2018 году Хан набрал популярность как раз на волне разоблачений верхушки и критики военных за чрезмерное вмешательство в политику и экономику страны. Сегодня же отстранённый политик пытается заручиться поддержкой уже нового главнокомандующего армией генерала Асима Мунира, который пользуется весомым авторитетом в военных кругах.

     Главные лозунги «Движения за справедливость» вновь выстроены вокруг борьбы с коррупцией, элитами, а также продвижения принципов конституционной демократии. Мунир, вероятно, понимает, что единственным способом улучшить позиции военных, традиционно бывших важнейшим столпом пакистанской государственности, является поддержка политических реформ. Тем более, что с Ханом главкома связывают рабочие отношения – именно с 2018 по 2022 годы последний вырос от командующего армейским корпусом до начальника национальной разведки и затем главного квартирмейстера.

     Примечательно, что в конце апреля текущего года Асим Мунир посетил Китай для обсуждения дальнейших перспектив «всепогодного стратегического партнёрства и железной дружбы». При этом главным идеологом китайско-пакистанского сближения снова был как раз бывший премьер-министр Имран Хан. Главный интерес Пекина – создание Китайско-Пакистанского экономического коридора (КПЭК), связывающего, в том числе Синьцзян-Уйгурский автономный район с портом Гвадар на побережье Аравийского моря. Беспокойство властей КНР связано с активизацией в Пакистане экстремистских и террористических организаций «Армия освобождения Белуджистана», «Техрик-е-Талибан» и «ИГ-Хорасан». В связи с этим, в Китае явно заинтересованы в скорейшей стабилизации внутриполитической обстановки и переключении Исламабада на борьбу с угрозами безопасности.

      Вероятно, с учётом последних тенденций, стоит ожидать поддержки китайцами пакистанских военных кругов, заинтересованных в развитии тесного сотрудничества с Пекином, а значит и сторонников бывшего премьера Хана. При этом, США явно намереваются затруднить реализацию проекта КПЭК, в том числе и через инициирование нестабильности на территориях, населённых этническими меньшинствами. В частности, известны связи «Исламского движения за освобождение Восточного Туркестана», а также поддерживающими «ИГ» белуджами и пуштунами с Вашингтоном. Вспышки насилия способны задержать как ход работ, например, по строительству железной дороги Кашгар – Гвадар, так и сорвать проведение выборов. По этой причине борьба внутренних сил в Пакистане явно может считаться составным элементом большой картины американо-китайского соперничества.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.