Комментарий ARRC: Таиланд снова рискует оказаться на грани переворота

Комментарий ARRC: Таиланд снова рискует оказаться на грани переворота

 

     Назначенные на 14 мая текущего года общие выборы уже обросли скандалами и интригами. Главный вопрос – смогут ли демократические силы объединиться против режима военных и сформировать собственное правительство, независимое даже от короля? Текущая ситуация показывает, что пришедший к власти в результате переворота 2014 года командующий Сухопутными войсками генерал Прают Чан-Оча будет всеми силами пытаться сохранить лидирующие позиции, в том числе опираясь на поддержку действующего монарха – Рамы Х.

Преемственность или реформы?

     Внутриполитическую жизнь Таиланда в последние 20 лет определяет соперничество между демократическими силами и консерваторами. После 2014 года Бангкок взял курс на укрепление вертикали власти и внедрение авторитарных элементов в политическом, экономическом и общественном управлении. Одновременно произошли и изменения в дипломатической линии, выразившиеся в сворачивании значительной части сотрудничества с США и ЕС и расширении взаимодействия с Китаем по линии инициативы «Пояс и путь».

     Роль военных в стране традиционно была высока, однако пандемия COVID-19 и нарастание американо-китайского соперничества поставили тайские власти в непростую ситуацию. Правительство Праюта Чан-Оча, сформированное после военного переворота и закрепившее позиции после выборов 2019 года, постепенно теряет популярность. Главные претензии касаются как раз недостаточно эффективных мер поддержки населения и бизнеса во время пандемии COVID-19, а также ограничений деятельности оппозиционных партий, организаций и СМИ. Встречаются и мнения относительно неприемлемости сосредоточения всей власти в стране у представителей правящей коалиции и монарха и целесообразности расширения полномочий парламента. Кроме того, демократы говорят о необходимости преодоления чрезмерной зависимости от Китая через развитие связей с США, ЕС, Японией, Республикой Корея, Австралией. В случае дальнейшего игнорирования со стороны военных запроса общества на реформы, на Западе предрекают Таиланду судьбу соседней Мьянмы, где после прихода к власти хунты фактически идёт гражданская война.

     По данным социологических опросов, правящая коалиция «Объединённая тайская нация» пользуется поддержкой только 14% жителей столицы, в сельских районах ситуация несколько более благоприятная, однако недовольство уже зреет и в глубинке. В качестве резервной кандидатуры военные могут предложить вице-премьера Правита Вонгсувана, известного своими умеренными взглядами, однако позиции возглавляемой им партии «Паланг Прачарат» также неустойчивы.

Демократы не могут объединиться

     Ослабление правых создаёт надежду у оппозиции на самостоятельную победу. В начале апреля текущего года оппозиционная партия «Пхыа Тай» объявила об отказе присоединиться к партии «Паланг Прачарат», входящей в правящую коалиция и поддерживающую военных. Предложение включало в себя формирование коалиционного правительства после выборов 14 мая, где были бы равноправно представлены демократы и консерваторы. По предварительным оценкам, «Пхыа Тай» может рассчитывать на 35% голосов избирателей и взять 310 из 500 мест в нижней палате парламента. Согласно Конституции 2017 года, премьер-министр не избирается всеобщим голосованием, политические партии предварительно могут представить в Избирательную комиссию три кандидатуры. Для назначения главы правительства требуется поддержка 376 членов обеих палат, так что, если оппозиция действительно возьмёт 310 мест, им потребуется заручиться поддержкой всего 66 сенаторов.

     Между тем главным вопросом остаётся преемственность власти, поскольку из 250 назначаемых сенаторов верхней палаты основная масса явно проголосуют за кандидата в премьеры от военных и не поддержат решение оппозиции. Кроме того, взять более 60% мест будет непростой задачей для «Пхыа Тай», поскольку таких результатов удавалось достичь только в 2001 и 2005 годах при отсутствии серьёзных конкурентов среди либералов и консерваторов. Сегодня же гонка обещает быть напряжённой. В лагере правых и центристов – Демократическая партия, Партия объединённой тайской нации, «Паланг Прачарат» и «Бхумджайтай», которые выступают за возвращение поста премьер-министра Праюту Чан-Оча или назначение его нынешнего заместителя Правита Вонгсувана. Левые представлены «Пхыа Тай», партиями «Движение вперёд», «Тай Санг Тай» и «Сери Руам Тай», у которых нет единого кандидата. Большое число избирательных объединений неизбежно распределит голоса избирателей и затруднит для любой из сил достижение неоспоримой чистой победы на выборах. 

    В стане левых налицо явные сложности. Миллиардер Таксин Шинаватра, бывший 20 лет главной фигурой в ведущей оппозиционной партии «Пхыа Тай», сегодня пытается дистанцироваться от демократических сил, передав бразды правления своей дочери. Одна из популярных левых партий «Движение вперёд», ранее выдвинувшая инициативу пересмотра принципа lese-majeste (оскорбление величества), защищающего главенствующие позиции монархии, также стала заявлять о более нейтральных взглядах. К тому же эти две наиболее популярные оппозиционные партии так и не смогли договориться об образовании коалиции. Стоит отметить и то, что в мае в учебных заведениях проходит сессия, что снизит явку молодежи, потому на участки в основном явится менее радикальный электорат.

     После выборов 2019 года правящая коалиция смогла сформировать пул лояльных сенаторов, которые скорее всего будут тормозить все нежелательные реформы. Избирательная комиссия и Верховный суд также в основном состоят из сторонников режима военных. Примечательно, что даже в августе 2022 года после обращения депутатов о законности нахождения на посту премьера Праюта Чан-Оча после достижения предельного срока в 8 лет, политик был отстранён всего на месяц на время проведения разбирательства. В случае победы «Объединённой тайской нации» действующий премьер формально снова сможет быть выдвинут в кандидаты на следующий срок. В качестве компромисса в ходе предвыборной кампании консерваторы предложили разделить места в правительстве между представителями всех партий, которые сформировали единую коалицию и заняли не менее 250 мест в нижней палате парламента. По замыслу, это должно позволить избежать узурпации всей власти партией большинства, однако пока неясно сработает ли в реальности, так как коалиция пока есть только у правых.

   Согласно современным тенденциям, оппозиционные силы вряд ли выиграют выборы с решающим перевесом, несмотря на желание перемен у двух третей избирателей. Тем не менее военные и король не смогут полностью игнорировать позиции демократических партий и их многочисленных сторонников. Нельзя исключать ситуации, когда на первые два года премьер-министром станет Правит Вонгсуван, а затем ещё на два года – какой-либо кандидат от оппозиции. Также в качестве одного из вариантов Верховный суд может дисквалифицировать вообще всех кандидатов и ввести переходный период с формированием временного кабинета.

     Правящая коалиция всерьез опасается гражданских волнений и вмешательства внешних сил для последующей смены власти. При этом непоправимый удар будет нанесён по престижу военных и монархии, что сделает политическую систему Таиланда уязвимой для длительного и целенаправленного воздействия. Учитывая заинтересованность США в ослаблении позиций КНР в Юго-Восточной Азии, следует ожидать пристального внимания Вашингтона к внутриполитической ситуации в Таиланде и вмешательства в случае невыгодного для американцев развития событий.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.