Анализ ситуации:  Австралия торопится заполучить атомные субмарины

Анализ ситуации: Австралия торопится заполучить атомные субмарины

 

     В настоящее время подводные лодки с ядерными силовыми установками имеются только у России, США, Китая, Великобритании, Франции и Индии. Вероятно, Австралия станет следующим обладателем данного вида вооружений. При этом, несмотря на официальные заявления Канберры, решение явно следует в русле доктрины Вашингтона по глобальному сдерживанию Пекина и укреплению собственного лидерства.

Атомная замена устаревающему подводному флоту Канберры

     Основу подводного флота «зелёного континента» сегодня составляют дизель-электрические лодки типа «Коллинз». Шесть единиц были построены в Аделаиде совместно со шведской компанией «Кокумс» в 1990-2003 годах. Лодки обладают хорошей автономностью в надводном положении и средним вооружением, однако уже не соответствуют современным требованиям по глубине погружения, скорости хода и скрытности. Также за время эксплуатации выявились конструктивные недостатки, что существенно уменьшает боевую ценность единиц.

    С 2014 года австралийские военные искали замену «коллинзам», в списке потенциальных объектов интереса были японские лодки типа «Сорю», германские Тип 216, шведский проект компании «Сааб», а также дизель-электрическая версия французской атомной «Барракуды». В 2016 году было принято решение в пользу последнего варианта.

   Однако после заключения в 2021 году трёхстороннего соглашения между Австралией, Великобританией и США (AUKUS), Канберра отказалась от французского контракта стоимостью в 66 млрд долл. Центральная идея AUKUS заключается в совместной постройке для ВМС Австралии нескольких многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) силами американских и британских предприятий.

     Ожидается, что Канберра получит АПЛ класса «Вирджиния». ВМС США уже обладает более чем 20 субмарин такого класса в пяти различных модификациях, отличающихся составом вооружения и радиоэлектронной аппаратуры. Наиболее совершенные из них вооружены крылатыми ракетами «Томагавк» (до 42 штук), противокорабельными ракетами «Гарпун», разнообразным минно-торпедным вооружением, а также имеют высокие характеристики скорости хода, глубины погружения и скрытности. В будущем планируется оснастить «Вирджинии» гиперзвуковым и лазерным оружием. Субмарины способны осуществлять контроль над морскими линиями коммуникаций, следить за подводными лодками и надводными кораблями и уничтожать при необходимости, наносить удары по наземным целям, выполнять специальные диверсионные и разведывательные операции.

Многомиллиардная сделка

     Некоторое отсутствовало окончательное решение о конкретном типе, количестве субмарин и сроках сдачи. Основные варианты включали в себя постройку в Австралии новых единиц американских лодок типа «Вирджиния», британских типа «Эстьют» или же совместное проектирование новых кораблей. По предварительным оценкам, любая из схем требовала на реализацию не менее 20 лет. Однако столь долгий срок создавал существенную неопределённость относительно будущего баланса сил в АТР. Также существенно возрастала нагрузка на вооружённые силы США по сдерживанию КНР. В этой связи, и было принято решение до начала вступления в строй новых атомных субмарин, построенных на верфях в Аделаиде, предоставить австралийским ВМС ранний доступ к подобным лодкам.

     Согласно мартовскому заявлению советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана, для реализации целей партнёрства AUKUS в начале 2030-х годов Вашингтон поставит Канберре три субмарины класса «Вирджиния» с возможностью увеличения количества до пяти в случае необходимости. При этом ранее президент Дж. Байден обратил внимание на то, что передаваемые «Вирджинии» не будут оснащены какими-либо боеприпасами с ядерной боевой частью.

     В марте 2023 года президент США Дж. Байден на военно-морской базе в Сан-Диего провёл встречу с премьер-министрами Австралии и Великобритании Энтони Альбанезе и Риши Сунаком. По итогам мероприятия было объявлено о строительстве как минимум восьми подводных лодок по американо-британским технологиям. По официальным данным, сделка потребует выделения порядка 245 млрд долл. в течение следующих тридцати лет и будет способствовать созданию в стране как минимум 20 тысяч новых рабочих мест. По словам австралийского лидера, это наиболее значительная мера военной поддержки от зарубежных партнёров за всю историю страны.

     Министр обороны Австралии Ричард Марлис подтвердил, что в рамках соглашения AUKUS планируется закупка в США многоцелевых атомных подводных лодок, первые из которых начнут поступать в ВМС уже с 2030 года.

Китай не в восторге от этой затеи Австралии

    Главная декларируемая цель – ответ на рост военных возможностей стран Азиатско-Тихоокеанского региона и защита стратегически важных для национальной безопасности морских линий коммуникаций. Глава военного ведомства Австралии Марлис отметил, что с учётом современных тенденций в сфере безопасности в регионе Австралия нуждается в существенном укреплении обороноспособности уже в ближайшем будущем.

     Вместе с тем, очевидно, что речь идёт скорее о сдерживании КНР в интересах Вашингтона, и главные инициаторы такого решения как раз американцы. Однако, по мнению австралийского премьера Альбанезе, сделка вряд ли сможет безнадёжно испортить отношения с Китаем, в которых за последние полтора года отмечается прогресс.

   В Пекине же усматривают в появлении у Австралии атомных подводных лодок риск распространения ядерных технологий военного назначения, а возможно, и самого ядерного оружия. Такой шаг неизменно нарушит баланс сил на Тихом океане и инициирует очередной виток гонки вооружений. По заявлению представителя МИД КНР Мао Нин, США, Великобритания и Австралия должны отказаться от менталитета холодной войны и игры с нулевой суммой, добросовестно выполнять международные обязательства и содействовать региональному миру и стабильности.

     Несмотря на отсутствие намерений по размещению специальных боеприпасов на австралийских лодках, можно говорить о передаче Австралии довольно существенных технологий и возможностей в ядерной сфере. Напрямую Договор о нераспространении ядерного оружия от 1968 года не нарушается, поскольку действие соглашения касается только передачи ядерных взрывных устройств, материалов и технологий для их изготовления, а субмарины можно считать скорее транспортным средством с ядерной силовой установкой. Бесспорно, все реакторы, загруженное и отработанное топливо должны будут поставлены под гарантии МАГАТЭ.

   Существуют предположения об учреждении в будущем совместной ядерной миссии (Nuclear sharing mission) по образцу НАТО между США и Австралией. По данной логике, на австралийских носителях (крылатые ракеты для флота, авиационное вооружение) могут быть размещены специальные боевые части, при этом вопросы применения останутся в ведении американских военных. Однако пока основными препятствиями являются членство Австралии в Договоре Раротонга от 1985 года об учреждении безъядерной зоны в южной части Тихого океана, а также отсутствие объединённого командования с Пентагоном. С учётом тенденций развития Вооружённых сил Австралии и акцента на приобретение ВМС и ВВС возможностей для нанесения ударов по наземным целям на большой дальности опасения Пекина представляются вполне справедливыми.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.