Комментарий ARRC:  Санкции против военного режима Мьянмы оказались неэффективными

Комментарий ARRC: Санкции против военного режима Мьянмы оказались неэффективными

 

Военные власти Республики Союз Мьянма (РСМ) два года находятся в условиях международной изоляции. Приостановлено членство страны в АСЕАН, торговые связи фактически осуществляются только с соседями и некоторыми дружественными странами. Также всё это время в Мьянме происходит вооружённое противостояние правительственных войск со сторонниками находящейся в заключении бывшего лидера Аун Сан Су Чжи и различными сепаратистскими и экстремистскими силами. Непосредственное вмешательство Запада невозможно ввиду отсутствия правовой базы и блокирования резолюций в Совете Безопасности ООН со стороны России и Китая. В этой связи, США и союзники вводят односторонние ограничения в надежде усугубить в РСМ экономические проблемы и сорвать парламентские выборы, намеченные на август 2023 года.

В новый год с новыми санкциями

В начале 2023 года США, Канада, Великобритания и Австралия объявили о введении новых ограничений против военного режима Мьянмы. Отдел по контролю над иностранными активами Федерального казначейства США объявил о добавлении трёх компаний и шести физических лиц в санкционный список. Среди них Союзная избирательная комиссия (государственный орган), два добывающих предприятия, связанных с военными, и руководство данных организаций. По словам представителей американского ведомства, это было сделано исключительно в интересах поддержки стремления народа Мьянмы к свободе и демократии. По этой причине Вашингтон намерен лишить возможности распоряжаться финансами тех, кто причастен к узурпированию власти и преследованию оппозиции.

Федеральное казначейство США также включило в санкционный список руководство Мьянманского нефтегазового предприятия (МНП), которое, по данным ведомства, служит одним из основных источников прибыли для военного режима, принося валютную выручку с продажи ресурсов. По оценкам специалистов делового совета США–АСЕАН, долгое время МНП оставалось вне ограничений, поскольку активно осуществляло внешнеэкономическую деятельность. После переворота 2021 года Евросоюз ввёл частичные санкции, однако Вашингтон сомневался, так как мог пострадать дружественный Таиланд, который приобретал газ в Мьянме для нужд национальной энергосистемы. Нынешние рестрикции со стороны США также направлены скорее на руководство компании и не слишком мешают деятельности всего предприятия. То есть и в американском руководстве стараются не ущемлять интересы собственных партнёров (в данном случае Таиланда), несмотря на «пострадавшие демократические ценности и нарушения права человека».

Лондон и Оттава повторили все американские шаги в отношении Нейпьидо, а также дополнительно ввели запрет на продажу в страну авиационного горючего якобы для недопущения «применения боевой авиации против невинных людей». Министр иностранных дел Великобритании Дж. Клеверли отметил, что санкции призваны нанести максимальный ущерб военному режиму, ограничив доступ к финансам, оружию, топливу и снаряжению. Такие меры должны остановить атаки на оппозиционные силы и массовые нарушения прав человека.

Схожую позицию заняла и Австралия, которая внесла в стоп-лист практически всё нынешнее мьянманское руководство и две крупные компании, ведущие зарубежную торговлю в интересах военных. До последнего времени Канберра ограничивалась осуждением без каких-либо конкретных действий, во многом из-за желания добиться освобождения задержанного Ш. Тёрнелла, работавшего экономическим советником у Аун Сан Су Чжи. В ноябре 2022 года австралийский гражданин был освобождён, однако Канберра не пошла на установление отношений с новыми властями. Как заявила министр иностранных дел Австралии Пенни Вонг, «мы продолжим наблюдать за действиями режима и выработаем возможные направленные санкции».

Вашингтон заранее готовится не признать выборы в августе 2023 г.

Отказ США от признания легитимности избирательной комиссии может означать заранее выражение несогласия с результатами парламентских выборов, намеченных на август 2023 года, и неприятие результатов, которые бы укрепили позиции текущей военной администрации. По мнению нынешнего лидера РСМ старшего генерала Мин Аунг Хлайна, выборы станут важным шагом к созданию настоящей многопартийной демократической системы, основанной на порядке.

Однако на Западе сомневаются в справедливом исходе и видят в кампании только попытку хунты узаконить своё положение и добиться широкого международного признания в качестве единственно законного правительства страны. Также текущая администрация существенно ограничена в международных контактах и практически лишена возможности представлять интересы Мьянмы на международной арене в формате многосторонних организаций, механизмов сотрудничества и переговоров.

Мьянманские власти уже начали подготовку к выборам и представили новые правила регистрации политических партий и объединений, которые существенно усложнили возможности участия для оппозиционных сил. Вероятнее всего, альтернатива военным сформируется при их же согласии, никакие враждебные элементы допущены до процедуры выборов не будут. Стоит также учитывать, что лидеры антиправительственных движений, в частности Правительства национального объединения (National Unity Government - NUG) находятся за рубежом и вряд ли могут вернуться без риска задержания правоохранительными органами. Однако с представителями различных национальных объединений, традиционно конфликтующих с бирманским большинством, военные планируют договориться, предоставив возможность работать на равных в парламенте и правительстве.

Санкционная блокада не повлияла на военное правительство Мьянмы

Западные аналитики полагают, что совместная политика США, Великобритании, Канады и Австралии в отношении РСМ является символом единства мнений относительно необходимости защиты демократии и прав человека. Тем не менее, например, являющиеся союзниками Вашингтона Токио и Сеул, воздержались от каких-либо ограничительных мер в отношении режима Мин Аунг Хлайна и жёстких заявлений в адрес хунты. Страны АСЕАН постепенно восстанавливают связи с Нейпьидо, хотя и призывают сохранять мир и стабильность. Россия и Китай открыто взаимодействуют с военной администрацией. Попытки развивать сотрудничество, прежде всего, по пограничным вопросам и проблемам беженцев, предпринимает и Индия.

Несмотря на уверенность либеральной общественности развитых стран в том, что санкции являются стандартом цивилизованного поведения, подобная практика не приносит желаемых результатов. Напротив, военные власти Мьянмы практически ликвидировали очаги сопротивления и пытаются договориться с сепаратистскими силами в разных частях страны для нормализации внутренней обстановки. Товарооборот РСМ с ключевыми партнёрами за два года существенно возрос. После нормализации ситуации, скорее всего, будут продолжены мероприятия в рамках реализации проекта международного коридора Китай –Мьянма (CMEC) и более крупного Китай – Бангладеш – Индия – Мьянма.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.