Комментарий ARRC:  Вашингтон и Пекин соревнуются на квантовом уровне

Комментарий ARRC: Вашингтон и Пекин соревнуются на квантовом уровне

 

     Нарастающее американо-китайское соперничество оказывает значительное влияние на процессы в самых различных областях. Помимо военного измерения всё более очевидной становится гонка за обладанием наиболее передовыми знаниями и технологиями.  В частности, благодаря развитию средств производства и материалов сегодня получила новый импульс квантовая механика, появившаяся ещё 100 лет назад. Наиболее многообещающей с точки зрения технического прогресса и экономической выгоды является квантовая информатика, позволяющая приобрести новые возможности в сферах вычислений, получения, обработки, передачи и защиты информации. При этом и Вашингтон, и Пекин определяют квантовую область как критическую с точки зрения обеспечения национальной безопасности, а первенство в высоких технологиях намерены использовать прежде всего для нужд обороны.

Квантовое превосходство

     В конце 2022 года китайские учёные объявили, что на несколько лет раньше, чем первоначально ожидалось, с помощью квантовой криптографии смогли получить алгоритм подбора ключей шифрования к любым существующим публичным сетям. Достоверность заявления подтвердить или опровергнуть сложно, однако очевидно, что «скачок» возможен уже в самом ближайшем будущем и неизбежно отразится на многих сферах жизни. Квантовая информатика (Quantum Information Science - QIS) сочетает в себе квантовую механику, которая изучает природу атомных и субатомных частиц, теорию алгоритмов и теорию информации, включая обработку, машинные методы анализа и передачу данных. Квантовые технологии могут применяться в создании компьютерной техники, защите и дешифровке данных, сигналов, управлении каналами и сетями. Внедрение QIS сулит прогресс во многих областях производства и услуг, где важную роль играет скорость обработки и передачи информации – от автомобилестроения и авиакосмической отрасли до финансов и медицины.

     Страна, которая первой выйдет за рамки гипотез и исследований и поставит на службу квантовые технологии, приобретёт уникальные возможности, дающие преимущества над всеми остальными. В частности, перестанет быть проблемой перехват, расшифровка защищённых сообщений, взлом массивов информации, встраивание в каналы связи, выстроенных на традиционных технологиях, а также создание сверхчувствительных сенсоров, высокопроизводительных компьютеров и самообучающихся сетевых структур. Таким образом наиболее «квантово-продвинутая» страна будет способна создавать угрозы для корпораций, банковской сферы, системы управления энергетикой и жизнеобеспечения, государственного аппарата, а также военных объектов. Более того, воздействие на цели может быть многочисленным, молниеносным, непрогнозируемым и анонимным, что затруднит для вероятного противника выстраивание защитных мер и нарушит функционирование государства сразу в нескольких чувствительных областях.

     Квантовые технологии также представляют исключительную коммерческую и рыночную ценность. Объём рынка компьютерной техники на новой элементной базе к 2035 году оценивается не менее, чем в 1 трлн. долл. Первая страна, которая сможет извлечь значимую экономическую выгоду из «квантового скачка», вероятно, будет доминировать на глобальном рынке за счёт преимуществ в модели и процессах управления, а также использования принципиально новых приложений и программных продуктов. Задействуя целую цепочку изменений в других сферах, прогресс в квантовой информатике даст ощутимые преимущества, например, в области искусственного интеллекта. Таким образом, будет достигнут мультипликативный эффект, когда прорыв в одной сфере ведёт к существенному улучшению положения дел сразу в нескольких областях.

Гонка преследования

     Китай пытается наверстать отставание от США по квантовым компьютерам и сенсорам в смежных сферах, таких как связь и криптография, а также активно патентует собственные изобретения. В китайских официальных документах по вопросам развития передовых технологий отмечается важность инициатив, связанных с квантовой физикой, для использования при защите национальной безопасности в информационном и киберпространствах. К достижениям Пекина можно отнести демонстрацию в августе 2022 года компанией Baidu прототипа квантового компьютера, использующего систему вычислений, основанную на кубитах (одновременно обладающими свойствами и 0, и 1), и способного производить вычисления на недосягаемой для цифровой техники скорости. Такие устройства позволят использовать современные протоколы шифрования, ускорить машинное обучение, улучшить процессы оптимизации и симуляции, важные для искусственного интеллекта, нейросетей и сложных систем. 

     В КНР работают и в сфере квантовых коммуникаций, в частности использования спутников для создания защищённых сетей связи и управления. Китайские учёные пытаются сконструировать и квантовый радар, обладающий гораздо большей чувствительностью и помехоустойчивостью по сравнению с традиционными волновыми. Обладание таким устройством потенциально способно свести на нет преимущество США в малозаметных самолётах и подводных лодках. В настоящее время нет ясности относительно способности Пекина в ближайшее время вывести квантовые технологии из категории гипотетических на уровень создания устройств и программ, а также наладить использование в широких масштабах, поскольку остаются непреодолимыми принципиальные препятствия. Например, в силу квантовой запутанности пока не удаётся производить измерения без искажений, затруднено создание специального высокоуровневого языка программирования, наблюдается нехватка квалифицированных кадров. Впрочем, аналогичные проблемы имеются и у США, Японии, стран ЕС.

Квантовые союзники

     Вашингтон намерен существенно усилить активность в разработках и практической реализации особенно в сфере обороны. Для этого предполагается тесно сотрудничать с европейскими партнёрами в сфере квантовой информатики. Уже заключены соглашения с Францией, Швейцарией и Данией об обмене инновациями и технологиями, взаимной совместимости создаваемых систем и продуктов, а также поддержке талантов. Американская администрация, скорее всего, будет ужесточать торговые ограничения против Китая, в том числе и для затруднения разработок в квантовой области. При Дж. Байдене уже введён запрет на поставку в КНР микрочипов, полупроводников и оборудования для их производства. Аналогичных мер стоит ожидать также от европейских и азиатских союзников США, что заставит китайскую IT-индустрию добиваться почти стопроцентных локализации и импорт-замещения.

     Кроме того, администрация Байдена усиливает контроль над частными корпорациями в сфере международного сотрудничества и обменов в целях национальной безопасности. Так, IBM, Microsoft, Google и другие IT-лидеры заявили о приоритетной поставке новых продуктов на домашний рынок и для заказчиков из оборонного сектора. Взамен Вашингтон будет передавать американским корпорациям разведывательную информацию о деятельности главных зарубежных конкурентов и окажет содействие в защите чувствительной и критической информации от похищения и утраты. Схожие договорённости могут быть распространены также на европейские, тайваньские, японские и южнокорейские компании. В отношении американских и зарубежных разработчиков, прежде всего небольших фирм, выступающих против жёсткого административного контроля и намеренных поддерживать широкие международные контакты, Вашингтон не исключает принятия репрессивных мер.

     Гонка за квантовым превосходством в ближайшее время станет одним из решающих моментов в американо-китайском соперничестве. Победитель получит явные преимущества в целом ряде важных сфер, прежде всего в военных технологиях. В этой связи от Вашингтона и Пекина стоит ожидать ужесточения мер секретности подобных исследований, активного переманивания специалистов по всему миру, охоты за передовыми наработками, в том числе с помощью кибершпионажа, а также взаимных обвинений в милитаризации науки. Всё это уже происходило в мире в годы Второй мировой войны во время создания атомного оружия и тогда, как известно, первыми стали США. В Китае наверняка проводят такую же аналогию и, подобно Советскому Союзу, устранившему за четыре года ядерную монополию США, готовятся дать адекватный ответ.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.