Комментарий ARRC:  Таиланд колеблется между Китаем и США

Комментарий ARRC: Таиланд колеблется между Китаем и США

 

     На фоне усиления противоречий с Вашингтоном Пекин наращивает интенсивность военных учений на пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона. Помимо широкомасштабных манёвров в районе Тайваньского пролива НОАК также проводит ряд мероприятий по боевому слаживанию и совместным действиям с армиями ряда стран региона. Важным партнёром КНР в Юго-Восточной Азии с точки зрения взаимодействия по вопросам безопасности и развития военно-технического сотрудничества является Таиланд. Однако Бангкок, в свою очередь, пытается балансировать между двумя центрами силы и не втягиваться в китайско-американское противостояние.

Удар сокола или прилёт «молнии»?

     В августе 2022 года на севере Таиланда состоялись совместные учения ВВС Китая и Таиланда «Удар сокола 2022» (Falcon Strike 2022). В программе приняли участие китайские истребители J-10C, истребители-бомбардировщики JH-7A и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) KJ-500, а также тайские истребители Gripen и самолёты ДРЛО  Saab 340 шведской постройки. В ходе учений были отработаны удары по наземным целям, поддержка и прикрытие сухопутных частей с применением ракетного оружия и радиоэлектронных средств. Это уже пятые по счёту манёвры такого рода. Стороны изучают возможности расширения сценария с привлечением армии и флота, а также введения новых элементов.

     Стоит отметить, что в нынешнем году традиционно проводившиеся с 1982 года в Таиланде многонациональные учения «Кобра Голд» состоялись по «усечённой» схеме с ориентацией на гуманитарные миссии, командно-штабные игры и без какой-либо военной составляющей. Официальная причина – последствия пандемии COVID-19. Возобновление же полноценных манёвров намечено на 2023 год, вместе с тем, формат участия тайской стороны будет зависеть от позиции Бангкока по разногласиям в американо-китайских отношениях.

     Таиланд активно развивает военно-техническое сотрудничество с КНР. Среди наиболее крупных контрактов – закупка партии основных боевых танков VT-4 и боевых бронированных машин для нужд сухопутных войск, а также постройка десантного корабля проекта 071Е. Под угрозой срыва оказалась поставка Королевским ВМС из Китая подводной лодки класса «Юань». Первоначально предполагалось, что субмарина будет оснащена немецкими дизелями, однако после отказа компании MTU, пришлось согласовывать возможность установки китайского аналога. Ожидается, что соглашение всё же будет подписано до конца сентября 2022 года.

     Лидирующие позиции КНР на тайском рынке вооружений и военной техники обусловлены отказом США от ряда контрактов и сотрудничества по вопросам безопасности с Бангкоком. Главная причина кроется в том, что Прают Чан-Оча, который занял пост премьер-министра в результате военного переворота в 2014 году, не проявляет лояльности к американцам. Вашингтон настаивает на проведении демократических выборов в Таиланде, прекращении преследования оппозиции и защите прав человека. Первые годы после переворота США предпочитали развивать сотрудничество с Вьетнамом и Филиппинами, имеющими разногласия с КНР, что как раз и дало возможность Пекину увеличить своё влияние в Таиланде.

     Вместе с тем по мере проведения Белым домом и Пентагоном курса на построение «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» американское руководство стало пытаться использовать любую возможность для снижения влияния КНР. Так, в июне 2022 года Таиланд посетил министр обороны США Ллойд Остин, где высказался в пользу усиления сети альянсов и партнёрств в ИТР. В июле 2022 года в стране побывал и госсекретарь Э. Блинкен. По итогам переговоров было подписано Совместное коммюнике о стратегическом альянсе и партнёрстве. Ранее, тайский премьер Прают Чан-оча принял участие в специальном саммите АСЕАН–США в Вашингтоне и выразил согласие присоединиться к Индо-Тихоокеанскому экономическому рамочному партнёрству (IPEF). Существуют и шансы по возобновлению военно-технического сотрудничества с США. В частности, по сообщениям тайской прессы, бюджетный комитет парламента уже выделил 14 млн долл. на изучение возможности закупки, освоения и применения в ВВС страны американских ударных истребителей F-35 «Лайтнинг-2».

Выбор между альянсом и партнёрством

     Китай не намерен уступать лидирующих позиций в торгово-экономическом, инвестиционном и военно-техническом сотрудничестве с Таиландом. Кроме того, страна крайне важна с точки зрения реализации Пекином глобальной инициативы «Пояс и путь», а также обеспечения военной безопасности совместных инфраструктурных проектов. Среди наиболее значительных планов стоит отметить строительство сети высокоскоростных железных дорог на территории Таиланда для связи Китая с другими континентальными странами Юго-Восточной Азии, возможную прокладку судоходного канала через перешеек Кра, а также создание в Таиланде компанией Huawei сетей 5G в рамках общерегиональной системы связи.

     По прогнозам, в 2022 году объём двусторонней торговли между КНР и Таиландом превысит 14 млрд долл., тогда как с США не достигнет и 7 млрд. Доступ тайских производителей и поставщиков к огромному китайскому рынку облегчён участием во Всеобъемлющем региональном экономическом партнёрстве, тогда как соглашения о свободной торговле с США у Таиланда всё ещё нет, а внедрение IPEF потребует времени и усилий.

     Между тем, не по всем направлениям сотрудничество движется гладко. Например, Бангкок выступает против возведения китайской стороной для собственных нужд дамб на Меконге, что существенно угрожает сельскому хозяйству и чревато затоплением обширных районов страны. В политическом руководстве Таиланда отмечается недовольство ростом влияния КНР на экономику страны, что может вызвать эффект «долговой ловушки» и привести к утрате части суверенитета. Однако реальных данных, подтверждающих такого рода явления, нет – тезис, скорее всего, распространяется не без участия вашингтонских лоббистов.

     Как и многие страны ЮВА Таиланд сегодня находится перед выбором между Вашингтоном и Пекином в качестве основного партнёра.   Для баланса руководство страны также пытается развивать отношения с Японией и Индией. Пока Бангкок скорее настроен на партнёрство с Вашингтоном, нежели на полноценный альянс, включающий развитие военных связей и взаимодействие по вопросам безопасности.

     Китайцы чрезвычайно пристально следят за ходом американо-тайских переговоров и, в свою очередь, предлагают более выгодные и конкретные условия сотрудничества. В частности, между визитами Остина и Блинкена в Бангкоке успел побывать и министр иностранных дел КНР Ван И, при этом какие-либо существенные детали поездки не публиковались.

     Важно и то, что и Вашингтон и Пекин рассчитывают использовать потенциал Таиланда для воздействия на Мьянму, как опорную страну для расширения влияния и на восточную часть Индийского океана. В данных обстоятельствах, конкуренция между двумя мировыми гигантами и давление на тайское руководство будет только нарастать. Военному режиму Праюта Чан-оча в итоге придётся не только расставить приоритеты, но и укрепить собственные позиции в стране для сохранения власти и недопущения внутренней нестабильности.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.