Комментарий ARRC: Аргентина и БРИКС – есть о чём подумать
В прошедшем 23 июня 2022 года саммите БРИКС плюс помимо членов организации (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) приняли участие ещё 13 государств. Среди наиболее значимых достижений мероприятия можно отметить подачу заявок Ирана и Аргентины на присоединение к данному формату партнёрства. В качестве аргументации Буэнос-Айрес выразил готовность оказать содействие в обеспечении ресурсной и продовольственной безопасности государствам БРИКС. Вместе с тем, если Иран занимает ярко выраженную антизападную позицию и видит себя на стороне России и Китая, то в случае с Аргентиной всё не так однозначно. В стране пока не сложился консенсус относительно приоритетного направления внешней политики, и рисковать выгодой от сотрудничества с США и ЕС ради геополитических целей готовы далеко не все представители политического истеблишмента и деловой элиты.
«Пояс и путь» в ритме латино
Возможное присоединение Аргентины к БРИКС обсуждается как минимум уже десять лет, однако только сейчас, похоже, процесс интеграции начался всерьёз. Президент Альберто Фернандес по приглашению Си Цзиньпина принял онлайн участие в саммите организации. Ранее президент лично побывал в России и Китае, а министр иностранных дел Сантьяго Кафьеро посетил Индию – во всех случаях обсуждался вопрос о возможном присоединении страны к формату БРИКС в качестве полноправного участника.
Китай – главный торговый партнёр Аргентины за пределами Южной Америки. В 2004 году лидеры двух стран – Ху Цзиньтао и Нестор Киршнер –подписали соглашение о стратегическом партнёрстве, в основе которого лежал интерес к торговым обменам и вложению инвестиций. В течение первых лет в рамках развития договорённостей было подписано несколько меморандумов о взаимопонимании, предусматривающих размещение миллиардов долларов капитала китайских компаний в строительство объектов инфраструктуры на территории Аргентины. Однако большая часть коммерческих проектов так и остались нереализованными из-за недостаточной проработанности планов, отсутствия конкретных условий, а также переориентации китайских бизнесменов на более выгодные возможности в других странах. В числе немногих межправительственных инициатив, выполнение которых стало возможным благодаря суверенным гарантиям, можно отметить реновацию грузовой железной дороги Бельграно-Каргас и строительство парка солнечных батарей Каучари. Существенные интересы инвесторов из КНР также были связаны с добычей полезных ископаемых, возобновляемой энергетикой и сельским хозяйством. В 2014 году Аргентина стала партнёром Китая в глобальной инициативе по созданию инфраструктуры «Пояс и путь».
Интересно, что китайское руководство неоднократно критиковало экономическую и социальную политику аргентинского правительства за неравномерное распределение доходов и популизм, что становилось причиной кризисов. Президент Фернандес, в свою очередь, отмечал, что для него приоритетным является развитие отношений со странами Европейского союза, так как Китай не имеет общей истории с Аргентиной и культурно также очень далёк от Латинской Америки.
Индия – главный альтернативный партнёр
Сложности на китайском направлении заставили Буэнос-Айрес обратить внимание на Индию. На международной экспертно-политической конференции Диалог Райсина, проходившей в Нью-Дели в апреле 2022 года, министр иностранных дел Индии С. Джайшанкар отметил, что страна заинтересована в активизации деловых связей с Южной и Центральной Америкой, и положительным примером уже служит увеличение объёма импорта аргентинской сои.
Индия – четвёртый торговый партнёр Аргентины. Особенно интенсивно развивается сотрудничество в сфере сельского хозяйства, так как национальные производители стремятся снизить зависимость от китайских заказчиков. Кроме этого, индийское правительство отменило импортные тарифы на некоторые виды продукции, ввозимой из Аргентины, включая растительные масла и животные жиры. В свете рекордного увеличения объёма добычи нефти в Аргентине, Индия также выразила интерес к закупке сырья и предложила отменить пошлину для поставщиков.
Вместе с тем пока Нью-Дели не обозначил официально своей позиции относительно присоединения Буэнос-Айреса к БРИКС. Инвестиционные возможности индийского бизнеса также существенно уступают китайским, потому, скорее всего, инвесторы из Индии смогут составить конкуренцию китайским коллегам только в узких секторах.
Станет ли БРИКС БАРСИКом?
Российско-аргентинские отношения успешно развиваются более 10 лет, каждый лидер страны побывал в Москве, встретился с президентом В. Путиным и заключил соглашение о сотрудничестве. На данный момент уже имеется более 20 подписанных документов по взаимодействию в сфере взаимных инвестиций, торговли, энергетики, в том числе атомной. По выражению Фернандеса, «Аргентина готова стать воротами в Латинскую Америку для России».
Вместе с тем в экспертной среде существуют опасения, что страна ничего не выиграет от вхождения в БРИКС. Дискуссии на высшем уровне с лидерами России, Индии и Китая уже ведутся в рамках формата G20, а повестка дня двустороннего сотрудничества по каждому из направлений пока не такая насыщенная, чтобы дублировать обсуждаемые вопросы ещё и в формате БРИКС. Некоторые политики и учёные отмечают, что присоединение к организации будет однозначно иметь негативные последствия для Аргентины в части развития отношений с США и странами Евросоюза. В условиях политической и экономической изоляции России все попытки наладить отношения будут восприниматься Западом как вызов и повлекут за собой давление и санкции. Дипломатический и экономический потенциал Аргентины не так велик, потому подобное воздействие способно отправить страну в затяжной кризис. Кроме того, в Вашингтоне традиционно чрезвычайно нервно реагируют на любые попытки Китая укрепиться в Латинской Америке.
Помимо геополитических сложностей присоединение Аргентины к БРИКС также может быть негативно встречено и в Бразилии. В частности, странам придётся активно конкурировать за китайский и индийский рынки сбыта своей сельскохозяйственной и сырьевой продукции. Потенциальные сферы вложения зарубежных инвестиций у соседних государств также весьма схожи.
Тем не менее Аргентина – очевидный лидер испаноговорящего мира и авторитетный член сообщества развивающихся государств. Буэнос-Айрес далеко не во всём согласен с политикой США и ЕС, активно выступая против гегемонии коллективного Запада. Факторами, способствующими присоединению к формату БРИКС, также являются наличие нерешённого спора с Великобританией о принадлежности Мальвинских/Фолклендских островов, а также недовольство вмешательством США во внутренние дела стран Латинской Америки (Венесуэла, Колумбия и др.). Стимулами также являются стремление повысить доходы и укрепить политическую самостоятельность путём расширения сотрудничества с азиатскими экономическими гигантами, Россией, а в перспективе и другими членами формата БРИКС плюс.
О компании Asia Risk Research Center
Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.
Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.