Комментарий ARRC: Сеул не хочет сокращения военного контингента США, но не во всём согласен с Вашингтоном

Комментарий ARRC: Сеул не хочет сокращения военного контингента США, но не во всём согласен с Вашингтоном

 

В американских СМИ недавно появились спекуляции на тему, что США, возможно, могут пойти на сокращение своих военных контингентов в ряде стран, включая Южную Корею. В Корее это вызвало обеспокоенность и тревогу. В целом корейцы согласны с присутствием войск США на своей территории, но в то же время есть и определённые разногласия с Вашингтономв отношенииперспектив задействования данных сил, а также их роли в регионе.

Новые слухи о старой проблеме 

Поводом для очередного обсуждения ситуации с военным присутствием США на Корейском полуострове стала публикация в американской The Wall Street Journal, где со ссылкой на неназванные источники утверждалось, что Пентагон предоставил в правительство США план по реконфигурации сил Соединённых Штатов за рубежом. Один из вариантов – сокращение в том числе и военного контингента США в Корее, который сейчас насчитывает 28 500 человек. 

Учитывая предыдущие споры между США и Республикой Корея (РК) по военным вопросам, угрозы Трампа вывести войска и некоторые противоречия между Сеулом и Вашингтоном в отношении Пхеньяна, то это сразу стало широко обсуждаться в Южной Корее. Многие корейцы не скрывали, что они обеспокоены этим. 

Затем последовали официальные комментарии высокопоставленных военных и политиков двух стран, включая министров обороны и прочих влиятельных чиновников. Суть высказываний была одна и та же: «Войска США в Корее (по крайней мере пока) никто не собирается сокращать», а американо-южнокорейский военный альянс «силён и сплочён как никогда». 

Несмотря на все эти заявления слухи продолжают ходить, что дало возможность в очередной раз подсветить все те разногласия и расхождения, которые существуют между США и РК по этому вопросу и некоторым связанным с ним проблемами. 

Как относятся корейцы к присутствию американских солдат? 

Стоит отметить, что в целом несмотря на периодически возникающие споры, даже скандалы в большинстве своём южные корейцы, если верить результатам всевозможных опросов, считают, что войска США на Корейском полуострове нужны и их сокращать не надо. 

Несмотря на крупный оборонный бюджет Южной Кореи собственную немалую армию, современные вооружения и мощную, динамично развивающуюся экономику и свой ВПК южные корейцы все равно пока побаиваются КНДР. Присутствие же американских солдат рассматривается как гарантия, что Южную Корею США не бросят одну в случае агрессии со стороны Северной Кореи. 

Южане могут пренебрежительно говорить о северянах, ситуации в КНДР, но в плане обороны и безопасности многие до сих пор уверены, что если Юг и Север оставить один на один и позволить драться до конца, то выиграет скорее Пхеньян, у которого есть ядерное оружие. Правда это или нет – спорный вопрос и на эту тему любят порассуждать военные эксперты разных стран, но в целом в Южной Корее доминируют некоторые опасения в отношении КНДР и позиция, что солдаты США из-за этого и нужны. Поэтому разговоры о сокращении или вообще выводе контингента США из РК очень волную южан, включая тех большинство обывателей. Своё существование без баз США корейцы (южные) уже не могут представить. 

Основные расхождения и противоречия между США и РК по военной проблематике 

Несмотря на данную позицию это отнюдь не означает, что Южная Корея готова терпеть всё ради американского военного щита. Можно даже сказать, что Сеул хочет присутствия солдат США, но только в той степени, чтобы контингент помогал решать задачи Южной Кореи, не втягивая Сеул в американские проблемы и споры с другими странами. В последнее время по военной проблематике между США и РК заметны следующие спорные моменты. 

Во-первых, США и РК никак не могут договориться по поводу того, сколько Сеул должен платить за пребывание этого самого контингента. По сути именно этот спор и заставил Трампа начать разговор о выводе своих солдат. В 2019 г. Южная Корея заплатила 870 млн. долларов в качестве своей части по покрытию расходов контингента (остальное платят сами США), но США сначала требовали, по слухам, 4-5 миллиардов, а затем после ожесточённых переговоров договорились скостить до 1 млрд 300 млн долларов на 2020 г. Южная Корея согласно увеличить свои расходы, но не так сильно – не более до 1 млрд долларов в год. При этом нежелание корейцев платить столько, сколько хочет Трамп, пожалуй, не менее сильно, чем фобии остаться один на один с северянами. 

Во-вторых, Южная Корея и США имеют зачастую самое разное видение того, что должны делать войска США и какие выполнять задачи. Сеул хочет, чтобы американские солдаты занимались бы защитой Юга от возможной агрессии Севера и всё. 

Вашингтон видит противодействие КНДР лишь одной из задач контингента США в РК и воспринимает эти силы через призму своих глобальных задач и стратегии. То есть, если говорить более конкретно, войска США в Корее должны также помогать проецировать влияние США в регионе, противодействовать росту влияния Китая, поддерживать действия контингентов США в других регионах и войнах, развивать систему глобальной ПРО и т.п.

Сеул же категорически не хочет быть втянутым в противостоянии США и Китая. Это, пожалуй, один из главных «кошмаров» Южной Кореи, для которой США – главный военный и второй торговый союзник, а Китай – № 1 в списке внешнеторговых партнеров Сеула. 

Кроме того, Южная Корея опасается, что вовлеченность тех или иных сил и частей военного контингента США в Корее в другие конфликты в мире поставит под угрозу безопасность самой Кореи. Либо США заставят Корею поддерживать Вашингтон в тех регионах и войнах, которые корейцам не особо нужны и интересны. Это хорошо проявилось, когда США заставили РК примкнуть к коалиции в Афганистане, а талибы стали угрожать корейцам терактами, так как Корея содержит войска США, чьи части воюют в том числе и в Афганистане, а также сама выступает на стороне «неверных». Для спокойной и безопасной Южной Кореи, где проблема терроризма по большой части не стоит, угрозы исламистов стали сильным беспокоящим фактором. Это не забыто до сих пор и каждый раз вспоминают, когда США пытаются подтолкнуть Сеул к формированию очередной «международной коалиции» для защиты американских интересов. 

В-третьих, США и РК сейчас достаточно сильно расходятся по поводу того, как стоит себя вести в отношении КНДР. Вашингтон настаивает на санкциях и продолжении давления, тогда как Сеул пытается развивать сотрудничество и дружбу в Севером. В военных делах это отражается в расхождениях по части учений: южные корейцы сейчас не хотят проводить крупные совместные маневры, чтобы не злить КНДР и категорически против отработки каких-то сценариев нападения на Северную Корею, тогда как Соединенные Штаты указывают, что войска должны быть готовы и, соответственно, готовиться для самых разных вариантов развития событий. 

По поводу учений также пока ещё не ясно, как стоит поступать с решением передать командование от США Южной Корее над объединёнными силами на Корейском полуострове в случае конфликта. До сих пор, если на полуострове будет война, то командовать войсками РК будут американские генералы. Южные корейцы намерены вернуть себе полномочия к 2022 г., но для этого надо тренироваться. А всё опять упирается в учения. США хотят, чтобы манёвры в настоящий момент заключались не в тренировках по управлению и подготовке генералов РК, а в реагировании на возможные угрозы со стороны Северной Кореи. 

Временная контролируемая неопределённость 

То есть в Южной Корее сложился консенсус среди большинства политиков, экспертов и общественности по поводу необходимости военного присутствия США, но в той степени, чтобы американские GI помогали ли бы решать только проблемы самих корейцев и не втягивали Корею в американские споры. Кроме того, корейцы также очень сильно не хотят платить больше за пребывание солдат США, даже если это не так много, если исходить из размера экономики и уровня благосостояния Южной Кореи. 

Понятно, что у США свои интересы, своё видение ситуации и они отнюдь не хотят быть просто «добрыми и бескорыстными» простоватыми «защитниками интересов Южной Кореи», на что они регулярно и указывают Сеулу, напоминая, мол, «долг платежом красен». 

Насколько можно судить, сейчас ситуация застыла в фазе неопределённости. Очевидно, что Дональд Трамп может самым разным образом отреагировать на упрямство Сеула и нежелание платить больше, а потому что бы ни говорил министр обороны США, но у южнокорейцев есть основания для обеспокоенности. На некоторые сокращения военного контингента, хотя бы временные, США всё же могут пойти. 

С другой стороны, Конгресс сильно ограничил полномочия президента США по части сокращения войск за рубежом, да и сам Трамп в любом случае вряд ли будет пытаться полностью вывести контингент из Кореи. Эта риторика скорее используется Трампом как метод давления на Сеул в переговорах об оплате пребывания 28 500 солдат и офицеров США в Корее. 

Всё, пожалуй, будет решаться позже, так как вывести или хотя бы сократить войска – дело непростое и требует переговоров и согласований.Пока же все будут ожидать итогов президентских выборов в США в ноябре этого года. Если Трамп сумеет добиться переизбрания на второй срок, то тогда проблема сокращения войск вновь станет острой, а подход Вашингтона скорее будет в стиле: «деньги на стол» или «мы уходим, а вы оставайтесь сами с Северной Кореей!» В этом случае Сеулу скорее всего придётся раскошелиться. При желании полмиллиарда долларов Южная Корея точно найдёт

Если же на выборах президента США победит кандидат от демократов, то тогда скорее всего корейцы вздохнут облегчённо. Насколько можно судить, демократы куда менее настроены шантажировать сокращением или вообще выводом войск и в целом куда более внимательно относятся к подходу своих союзников в Восточной Азии нежели Дональд Трамп, который пытается гнуть только свою линию в этом вопросе. 

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.