Комментарий ARRC:  Главный «монстр» ракетного арсенала КНДР – «Хвасон – 17»

Комментарий ARRC: Главный «монстр» ракетного арсенала КНДР – «Хвасон – 17»

 

     Согласно официальному заявлению Пхеньяна, 24 марта КНДР осуществила успешный испытательный запуск крупнейшей баллистической ракеты в своём арсенале – «Хвасон - 17» (по западной классификации KN-28). Событие, ставшее фактическим выходом северокорейской стороны из своего же моратория на проведение ядерных испытаний и пусков межконтинентальных баллистических ракет (МБР), ожидаемо вызвало значительную военно-политическую реакцию со стороны США и Республики Корея (РК). С учётом изложенного, постараемся на основе имеющейся на текущий момент информации разобраться чуть подробнее в особенностях «ракеты-монстра», как уже успели окрестить новейший «Хвасон», и складывающейся вокруг него ситуации.

Путаница с первым полётом – версия официальная

     Как мы уже указали, Северная Корея объявила об успешно проведённых испытаниях своей новейшей МБР 24 марта. Запуск был осуществлён в соответствии с отдельным приказом генерального секретаря ТПК Ким Чен Ына (документ был продемонстрирован национальными СМИ) и под его личным руководством. «Хвасон-17» стартовал из района аэродрома Сунан, расположенного в окрестностях Пхеньяна. В целях минимизации возможных рисков ракета была выпущена в сторону акватории Восточного (Японского) моря под большим углом.

     Согласно заявленным Пхеньяном параметрам, высота её полёта составила 6248,5 км, дальность 1090 км, продолжительность полёта 4052 секунды. Подчёркивается, что в ходе испытания все основные элементы и системы МБР отработали штатном режиме, подтвердив надёжность и точное соответствие проектным требованиям. Кроме того, научно-технически и практически проверена готовность ракеты к оперативному развёртыванию и запуску в условиях военного времени. В качестве подтверждения своего достижения КНДР опубликовала фото- и видеоматериалы, посвящённые запуску нового «Хвасона».

Разбор от США и Южной Кореи

   Военные РК и США зафиксировали старт ракеты из района Сунана в 14:34 24 марта. Представленные ими параметры её полёта – дальность около 1080 км, высота свыше 6200 км, время 71 минута – близки к данным, заявленным позже Северной Кореей, и однозначно указывают на класс МБР. Более того, они превышают характеристики крупнейшей из всех известных ранее баллистических ракет КНДР – «Хвасон – 15». Напомним, она была запущена 29 ноября 2017 года, поднялась на высоту 4500 км и пролетела расстояние в 960 км. Это позволило сразу выдвинуть предположение о новом типе ракеты, известной как «Хвасон – 17».

     Однако позже, в результате более подробного анализа информации, полученной с помощью различных средств, включая спутники технической разведки, американцы и южане пришли к выводу, что 24 марта КНДР запустила не новую межконтинентальную баллистическую «ракету-монстра» «Хвасон-17», как это было официально заявлено Пхеньяном на следующий день, а её предшественницу – «Хвасон-15». При этом столь существенное улучшение характеристик (1750 км по высоте и 130 км по дальности) объясняется технически более совершенной модернизацией либо установкой более лёгкой боеголовки.

     В качестве подтверждающих моментов зарубежные специалисты отметили сходство параметров времени разгона, работы и отделения первой ступени. Кроме того, изображения ракеты в инфракрасном спектре, выполненные с помощью средств спутникового наблюдения, указывают на сходство сопла ракетных двигателей первой ступени МБР с «Хвасоном – 15» - их 2 вместо положенных 4. Фото- и видеоматериалы, выпущенные СМИ Северной Кореи по поводу запуска новой ракеты, названы смонтированными – в них вставлены кадры с реального испытательного запуска «Хвасона – 17», состоявшегося ранее. На это также указывают погодные условия – 24 числа было над Сунаном было облачно, а на снимках ясно - и светотени объектов.

     Согласно американо-южнокорейским оценкам, Пхеньян провёл первые тестовые запуски новой МБР в ограниченном масштабе 27 февраля и 5 марта. Тогда неустановленные баллистические ракеты, также стартовавшие с аэродрома Сунан, поднялись на высоту 620 и 550 км, и пролетели расстояние в 300 и 270 км. КНДР назвала их «важными испытаниями в рамках проекта разработки военного разведывательного спутника».

     Предполагаемый полноценный пуск ракетной системы «Хвасон – 17» состоялся в районе 9-30 утра 16 марта и потерпел неудачу - ракета взорвалась на начальном участке траектории полёта при наборе высоты, поднявшись не более, чем на 20 км. По некоторым данным, причиной этого послужили неполадки с силовой установкой, в частности, с топливной системой ампульного типа, позволяющей хранить жидкотопливные ракеты длительное время в заправленном состоянии, в конструкцию которой были внесены определённые изменения.

Что известно о «ракете-монстре»

     Впервые новая северокорейская межконтинентальная баллистическая ракета «Хвасон – 17» была представлена широкой публике в октябре 2020 года на военном параде в честь 75-летия основания Трудовой партии Кореи, где она стала одной из главных технических новинок мероприятия.

     Её приблизительные параметры: длина около 24-26 метров (у «Хвасон – 15» 21-22 м), диаметр 3 м (2,4 м), вес – от 80 до 150 тонн, что делает её одной из крупнейших МБР в мире. Для её транспортировки и запуска используется 11-осная мобильная пусковая установка (TEL; вместо 9-осной у «Хвасон – 15»). Расчётная максимальная дальность полёта (в случае запуска по «традиционной» траектории) превышает 15 тыс. км (против 9-13 тыс. км у предшественницы).

     Ракета жидкотопливная, предположительно, с ампульной топливной системой. Её первая ступень оснащена двумя спаренными силовыми установками типа «Пэктусан» с суммарной тягой в 320-340 тонна-силы. Вторая ступень – двумя такими раздельными двигателями и имеет общую тягу 160-170 тонна-силы. Это позволило добиться существенного увеличения веса боеголовки, который оценивается в пределах 2 – 3,5 тонн («Хвасон – 15» - около 1 т.). Форма носового обтекателя указывает на возможность использования разделяющейся боевой части (MIRV) с 2-3 ядерными боеголовками и ложными целями.

Мотивация запусков и испытаний

     Как представляется, путём осуществления запусков новейшей и крупнейшей своей МБР Северная Корея стремится решить сразу несколько задач практического, внешне- и внутриполитического плана.

   В частности, резкое обострение российско-американских отношений на фоне конфликта на Украине и глобальное противостояние Пекина и Вашингтона предоставили Пхеньяну оптимальное окно возможностей для необходимого апробирования и проверки технических компонентов, узлов и агрегатов новой ракеты и головной части (в привязке к спутниковой программе).

   Внешнеполитические цели КНДР заключаются в усилении давления на США в интересах склонения последних к пересмотру переговорной позиции по вопросу денуклеаризации, смягчения/отмены жёстких санкционных ограничений и возобновления диалога на выгодных ей условиях.

     Определённый посыл направлен и в сторону новой администрации Сеула, поскольку пришедшие к власти в Республике Корея консерваторы выступают с жёстких позиций в отношении Пхеньяна. Ракетные запуски должны выступить своего рода предупреждением РК воздержаться от излишне острых и провокационных действий (совместные масштабные американо-южнокорейские учения, усиление военного присутствия США на полуострове, укрепление и развитие потенциала вооружённых сил РК и пр.).

    На внутренней арене власти Северной Кореи стремятся к укреплению и консолидации поддержки со стороны населения за счёт демонстрации военной мощи и последних достижений ВПК в условиях сложной текущей экономической ситуации в стране. Дополнительную актуальность этому придаёт приближение крупнейшего национального праздника «Дня Солнца» (110-летие со дня рождения основателя государства Ким Ир Сена), а также не афишируемый внутри страны факт неудачного испытания МБР 16 марта, когда предполагаемый «Хвасон – 17» взорвался в небе в окрестностях Пхеньяна. Распространённые СМИ КНДР фото- и видеоматериалы успешного запуска от 24 марта указывают на некоторое превалирование фактора внутреннего воздействия над внешним.

Потенциал развития самого большого «Хвасона»

     Проведённые северокорейской стороной испытания «Хвасон – 17» (вне зависимости от степени их итогового успеха) однозначно указывают на наличие последовательного и весьма существенного прогресса Пхеньяна в совершенствовании своих технологий МБР. В частности, помимо лётных характеристик можно говорить о повышении мобильности, оперативности развёртывания и живучести столь крупных ракетных систем. В 2017 году запуск «Хвасон – 15» был осуществлён с отдельной стартовой площадки, в то время как последние пуски непосредственно с мобильной пусковой установки. Это говорит о развитии таких компонентов как топливная система (ампульная), обеспечивающая длительное хранение ракеты в снаряженном состоянии и сокращение времени на её подготовку к старту, а также силовая установка (спаренный двигатель «Пэктусан»).

     Очевидно, что в целях выполнения указания Ким Чен Ына «сосредоточить усилия на укреплении обороноспособности страны и обеспечить готовность к долгосрочной конфронтации с американским империализмом» КНДР продолжит работу над повышением эффективности своих МБР. 

     Несмотря на бесспорное наличие положительных результатов «Хвасон – 17» всё ещё сложно назвать боеспособным оружием. Ракета всё ещё находится в незавершённом состоянии. Можно говорить о том, что Северная Корея уже довольно хорошо освоила (на тактических, крылатых и баллистических ракетах малой дальности) технологии преодоления систем ПРО.

     В этой связи, предполагается, что в дальнейшем Пхеньян будет пытаться проверить на практике свои разработки (а такие, судя по просачивающейся информации, действительно ведутся) в области разделяющихся боевых частей (РГЧ), послеразгонной ступени (PBV) и повторного вхождения головной части ракеты в атмосферу (MIRV). Однако для этого потребуется запустить МБР не под высоким углом, а по баллистической траектории на максимальную дальность. Высока вероятность, что соответствующие технологии будут испытаны уже в ближайшие несколько месяцев под видом запуска в космос спутника военного назначения.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.