Комментарий ARRC:  Южная Корея уверенно движется к демографической катастрофе

Комментарий ARRC: Южная Корея уверенно движется к демографической катастрофе.

 

     Управление статистики Республики Корея опубликовало доклад о демографических перспективах страны до 2070 года. Ожидается, что начавшееся в 2020 году сокращение населения ускорится, и что к 2070 г. население страны составит от 31,5 млн. («низкий» вариант прогноза) до 44,4 млн. (высокий вариант прогноза). При этом численность стариков к тому времени превысит численность лиц работоспособного возраста.

Прогнозы пессимистичные, но эксперты тоже могут ошибаться

     В конце 2021 года Управление статистики Республики Корея опубликовало пространный и весьма интересный документ – доклад о демографических перспективах страны на ближайшие полвека, то есть до 2070 года. Общий вывод для Южной Кореи весьма неутешительный: стране предсказано резкое сокращение населения.

   К долгосрочным прогнозам демографов следует относиться с немалой долей осторожности. Многие читатели помнят, что всего лишь лет 30 назад демографы рассказывали о тех катастрофических последствиях, с которыми мир столкнётся в результате так называемого «демографического взрыва», то есть катастрофического роста населения. Сейчас ясно, что разговоры о демографическом взрыве оказались, мягко скажем, преувеличенными: рождаемость быстро снижается во всём мире, в том числе и в бедных странах Азии и Африки (в 1970 г. среднестатистическая жительница Индии рожала 5,6 раза, а в 2019 г. – 2,1 раз).

     Сейчас почти во всех развитых странах рождаемость находится ниже уровня воспроизводства населения (примерно 2,1 рождений на женщину – РНЖ), то есть уровня, который необходим для поддержания стабильной численности населения. Это, однако, не обязательно означает, что население этих стран сокращается, так как свою роль играет продолжающееся увеличение средней продолжительности жизни. Однако рано или поздно инерция, которую создаёт рост продолжительности жизни, заканчивается, количество смертей в стране превышает количество рождений, и тогда численность населения (без учёта иммиграции) начинает сокращаться.

     В своё время в России довольно часто говорили о так называемом «русском кресте». Речь шла о графике, на котором присутствовали две кривые: одна отражала уровень рождаемости, а другая – уровень смертности. Кривые эти пересекались, что означало грустный факт: смертность в России превысила рождаемость. Произошло это в 1992 г., хотя рождаемость в России упала ниже уровня воспроизводства много раньше, ещё в 1967 г. Однако «русский крест» для мировой демографии является явлением отнюдь не уникальным – как уже говорилось, эта ситуация характерна для большинства высокоразвитых и многих среднеразвитых стран.

Южнокорейский «крест» сложился в 2020 г.

     Для Южной Кореи перекладины «корейского креста», то есть кривые смертности и рождаемости, пересеклись в 2020 году, когда впервые за послевоенную историю число смертей в стране превысило количество рождений.

     В 2020 году в Южной Корее родилось 270 тысяч, а умерло 310 тысяч человек. Если сравнить это с уровнем 2000 года, то мы увидим, что количество смертей за эти 20 лет увеличилось незначительно – с 250 до 310 тысяч человек, а вот количество рождений сократилось резко, более чем в два раза. В 2000 г. рождаемость в Корее составила 1,5 ребенка на женщину (РНЖ), а в последнем предковидном 2019 г. – 0,9 РНЖ. Иначе говоря, на одну пару корейцев (мужчину и женщину) уже тогда приходилось менее одного ребёнка.

     В 2021 г., по предварительным оценкам, рождаемость опустилась до уровня 0,82 РНЖ. Конечно, в 2021 году на статистику немалое влияние оказала пандемия COVID-19 – многие не решаются заводить детей в столь неопределённой обстановке. Тем не менее, демографы уверены: в обозримом будущем число рождений в Корее будет меньше числа смертей, так что население страны будет уменьшаться.

     Надежд на то, что рождаемость удастся даже вернуть на уровень простого воспроизводства, нет ни у кого – этот уровень, который составляет примерно 2,1 РНЖ, Южная Корея прошла почти 40 лет назад, в 1983 году. Представленный в новом отчёте Управление статистики прогноз заключается в том, что количество рождений будет постепенно снижаться и дальше, вплоть ло 2070 года. На 2040 год демографы прогнозируют 290 тысяч рождений, а на 2070 год – 200 тысяч рождений. Впрочем, эта точка зрения представляется излишне оптимистичной: независимые демографы предсказывают, что рождаемость в Южной Корее будет снижаться быстрее. Тем не менее, даже умеренные оптимисты из правительственных офисов считают, что в обозримом будущем Корею ждёт старение и сокращение населения.

До 2040 г. численность населения продержится, а потом резкий спад

    В соответствии с докладом, в ближайшие 20 лет население Южной Кореи будет оставаться в целом стабильным – главным образом, в связи с тем, что в стране продолжает быстро расти средняя продолжительность жизни. Любопытно кстати, что Южная Корея относится к числу тех, очень немногочисленных, стран, в которых пандемия COVID-19  не привела к заметному сокращению средней ожидаемой продолжительности жизни.

     По мнению демографов из Управления статистики, в 2040 году население Южной Кореи составит 50,2 миллиона человек – лишь немногим ниже нынешнего уровня в 51,8 миллиона человек. Однако после 2040 года ожидается резкое сокращение численности населения, и в 2070 году в Южной Корее, по мнению авторов доклада, будет жить всего лишь 37,7 миллиона человек – в полтора раза меньше чем сейчас. По прогнозам демографов, это население к 2070 году будет буквально таять, сокращаясь на 0,51 миллиона человек каждый год.

     Впрочем, речь идёт здесь о т.н. «среднем сценарии». Как это обычно и принято у демографов, в докладе представлены три сценария – «высокий», «средний» и «низкий». В соответствии с «высоким» сценарием, численность населения в 2070 году составит 44,4 миллиона человек, а в соответствии с «низким» сценарием – всего лишь 31,5 миллиона человек, то есть примерно половину нынешнего уровня.

Стариков станет заметно больше

     При этом, скорее всего, изменится и география населения. Крупные города и, в первую очередь, Сеульская агломерация, в которой и сейчас живёт около половины населения страны, пострадают от сокращения населения куда меньше, чем средние и малые города, а также сельская местность. Некоторые районы на востоке и юго-западе страны могут просто обезлюдеть в ближайшие два-три десятилетия.

  Поскольку сокращение рождаемости происходит параллельно с увеличением ожидаемой продолжительности жизни, происходит быстрое увеличение среднего возраста корейцев. В 2020 году медианный возраст в Южной Корее составлял 43,7 года. Это означает, что половина населения страны в 2020 году была старше 43,7 лет, а половина, соответственно, младше. В 2070 году медианный возраст достигнет 62,2 лет: больше половины населения страны будут составлять люди, которым будет за шестьдесят, иногда – далеко за шестьдесят.

     В результате резко изменится соотношение между стариками (таковыми в статистике принято считать тех, кто старше 65) и людьми работоспособного возраста – и это изменение негативно скажется на экономике страны. В 1960 году, когда началось так называемое «южнокорейское экономическое чудо» – период рекордного по мировым меркам экономического роста – на одного корейского старика приходилось 20 людей работоспособного возраста. К 2020 году на одного старика приходилось всего лишь пять лиц работоспособного возраста, а к 2070 году, как ожидается, количество стариков впервые в истории стираны несколько превысит количество лиц работоспособного возраста. Если прогнозы южнокорейского Госкомстата верны, то к 2070 году в Южной Корее будет проживать 5,4 миллиона глубоких стариков, то есть тех, кому тогда будет больше 85 лет. Глубокие старики составят к тому времени 15% всего населения страны.

     Понятно, что медицина не стоит на месте, так что через полвека старики, скорее всего, будут находиться в куда лучшей физической форме, чем старики наших дней. Тем не менее, приведённые выше цифры не вызывают оптимизма. Экономисты почти единодушно считают: время экономического роста в стране прошло, такая структуре населения в принципе не совместима с увеличением объёмов ВНП.

Иностранцев Корея пускать не хочет, но скорее всего придётся

    Подобные изменения демографической ситуации неизбежно означают, что Южной Корее придётся куда более активно использовать труд гастарбайтеров.  Однако не случайно, что в докладе Госкомстата о проблемах трудовой иммиграции не говорится ничего. Иммигрантов-гастарбайтеров не любят в большинстве стран современного мира, но южнокорейское общественное мнение относится к идее иммиграции особенно негативно.

   По состоянию на 2019 год, в Южной Корее проживало 2,52 миллиона иностранцев, причём большинство среди них составляют иностранные рабочие (около половины всех проживающих составляют граждане Китая, в основном – корейского происхождения). С началом пандемии количество иностранцев в стране сократилось, но всем понятно, что сокращение это является временным.

     Однако южнокорейское общественное мнение, когда речь заходит об иммиграции, исходит из того что идеальный иммигрант – это временный трудовой мигрант, гастарбайтер, который, отработав несколько лет где-нибудь на заводе или в поле, возвращается с заработанными деньгами к себе домой, то есть туда, где ему, по мнению подавляющего большинства корейцев, и место. Пока дела действительно обстоят именно таким, идеальным с точки зрения южнокорейского общественного мнения, образом. Вдобавок, присутствующие в стране Корее трудовые мигранты остаются в целом невидимыми для большинства населения. Они живут либо в промышленных районах, в непосредственной близости от тех заводов и фабрик, на которых они трудятся, либо в сельской местности, где они батрачат на фермах. Большинство корейцев знает об их присутствии в стране, разве что, из газетных сообщений, в которых затрагивается тема иммиграции.

     Однако статистика не оставляет сомнений в том, что со временем отношение к иммиграции тоже придётся пересматривать. Пересмотр этот, скорее всего, будет очень болезненным. Статистика говорит о том, что Корею через пару десятилетий ждут большие и радикальные перемены, избежать которых не удастся. Впрочем, относится это и к большинству стран мира, ведь старение населения быстро становится процессом общемировым…

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.