Анализ ситуации:  Через продажу ракет Индия укрепляет свои позиции в сфере военной безопасности Юго-Восточной Азии

Анализ ситуации: Через продажу ракет Индия укрепляет свои позиции в сфере военной безопасности Юго-Восточной Азии

 

     Контракт министерства обороны Филиппин на закупку в Индии крылатых ракет «Брамос» (PJ-10 «Brahmos») помимо военно-технической стороны важен и со стратегической точки зрения.  Курс Нью-Дели «Действуй на Востоке» (Act East) получил реальное отображение в Юго-Восточной Азии (ЮВА), затронув чувствительную сферу военной безопасности. Ранее многие государства региона предпочитали выстраивать систему связей вокруг Китая, отталкиваясь от проектов сотрудничества, или же попыток разрешить  противоречия. Сегодня в условиях нарастания напряжённости в американо-китайских отношениях члены АСЕАН нуждаются в дополнительных форматах взаимодействия, чтобы избежать формирования зависимости от Вашингтона или Пекина. Вероятно, Индия готова выступить таким альтернативным «центром силы».

«Брамос» - серьёзное оружие для военных Филиппин

     По словам министра обороны Филиппин Д. Лоренцана, «для вооружённых сил страны жизненно важно получить современную военную технику в интересах защиты территориальной целостности. С помощью сверхзвуковых ракет «Брамос» мы сможем сдержать любые попытки нарушить суверенитет в Западно-Филиппинском море [восточная часть Южно-Китайского моря]». Пока принято решение приобрести три батареи на автомобильном шасси KIA, включая пусковые установки, машины управления и снабжения. Контракт стоимостью, по разным данным, 368 или 375 млн долл. предусматривает также обучение расчётов и обслуживание комплексов.

     Ракета «Брамос» представляет довольно грозное оружие – она способна поражать надводные и сухопутные цели на дальности до 300 км с помощью боевой части весом более 200 кг, скорость более 3М затрудняет её перехват, наведение на активном участке осуществляется с помощью помехозащищённой встроенной РЛС при возможности спутниковой коррекции, точность попадания до 1 метра.

   «Брамос» – совместная разработка российского «НПО машиностроения» и индийской Организации оборонных исследований и разработок (DRDO). В разных версиях, включая ставший основой для создания «Оникс», она уже стоит на вооружении России, Индии, Вьетнама, Индонезии, Сирии. Стоит отметить, что представители совместного российско-индийского предприятия «Брамос» в середине 2021 года упомянули о скором подписании первого контракта на экспорт ракет, согласованного с российской стороной, вероятно как раз имея в виду филиппинский. Общий же портфель заказов на «Брамос», по заявлению производителей, уже составляет 6 млрд долл. Так как ракета представляет собой совместную разработку, это даёт возможности обойти ряд ограничений, например уже помешавший российским оружейникам закон США «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA).

Противник Манилы известен - Китай

     Манила не скрывает, что размещение современных противокорабельных ракет – средство воздействия на Пекин для разрешения территориальных споров в Южно-Китайском море (ЮКМ). Однако ракеты сами по себе, конечно, не способны изменить расстановку сил в пользу Филиппин. Потенциал ВМС НОАК несоизмеримо выше совокупной военной мощи островного государства. Кроме этого, китайские военные в последнее время достигли заметных успехов в противоракетной обороне наземных объектов и корабельных соединений, что вообще ставит под сомнение эффективность филиппинских «Брамосов». Батареи китайских комплексов ПВО HQ-9 уже размещены на ряде естественных и искусственных островов  в ЮКМ. Оснащение новых китайских эсминцев проектов 052D и 055 также даёт возможности перехватывать сверхзвуковые ПКР, а ударное вооружение кораблей – уничтожать пусковые установки за пределами зоны поражения. Однако проверять «кто кого» на практике ни филиппинцы, ни китайцы, скорее всего не рискнут. К слову, предтеча «Брамос», российский комплекс «Бастион», в боевой обстановке пока использовался лишь единожды – для поражения наземных целей в Сирии.

     Стоит учитывать и практически полное отсутствие опыта эксплуатации и применения сложной ракетной техники у филиппинских ВВС, ВМС и Сухопутных войск, а также ограниченные возможности наведения на максимальной дальности с помощью GPS. К тому же пока «Брамос» могут быть развёрнуты только в наземном варианте – приемлемые самолёты и подводные лодки появятся у филиппинцев ещё нескоро, а фрегаты корейской постройки потребуют дорогостоящего переоборудования, на что средства не предусмотрены.

Окно для Индии на рынок вооружений Юго-Восточной Азии

    Сделка между Индией и Филиппинами открывает дорогу индийским производителям вооружений и военной техники на крайне перспективный и ёмкий рынок стран ЮВА, многие из которых желали бы повысить свои оборонительные возможности перед лицом нарастающей «китайской угрозы». В числе стран, которые проявили интерес к военно-техническому сотрудничеству с Индией уже можно назвать Индонезию и Вьетнам, имеющие весьма сложные отношения с КНР и непрекращающиеся споры о принадлежности ряда островов, рифов, шельфа и участков акватории, составляющих исключительную экономическую зону.

     Активность Индии в ЮВА отвечает интересам участия страны в Четырехстороннем диалоге по вопросам безопасности (QUAD) в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). Усилия членов данного формата (США, Японии, Австралии, Индии) сосредоточены на сдерживании роста комплексного китайского могущества, особенно военной составляющей в пределах ИТР. Расширение партнёрства Вашингтона со странами ЮВА неизменно вызывает негативную реакцию со стороны Пекина, Австралия            не обладает техническими возможностями для успешной реализации ВТС, а Япония пока ещё нерешительно выходит на рынок вооружений, преодолевая внутренние разногласия по этому вопросу. В таком случае индийский вариант развития военно-технического сотрудничества выглядит наиболее компромиссным.

Не самая приятная новость для Китая

     Долгое время Нью-Дели проявлял сдержанность в увеличении объёмов экспорта вооружений и военной техники, предпочитая закупать и разрабатывать собственные образцы исключительно для нужд национальных вооружённых сил. В частности, в индийских военных и политических кругах критике подвергалось решение руководства страны воздержаться от поставки Вьетнаму тактических ракет «Притхви» (Prithvi). Сегодня же правительство Н. Моди намерено выйти на объемы зарубежных поставок оборонной продукции в 5 млрд долл. к 2025 году, тогда как в 2020-2021 финансовом году этот показатель составил 1,13 млрд долл. В числе предлагаемых на экспорт систем называются ракеты класса «земля-воздух» «Акаш» (Akash), новые версии «Брамос» с дальностью уже до 1 000 км, скоростные катера, радары и гидроакустические станции.

  Стоит отметить и то, что несмотря на наличие у КНР возможностей по противодействию сверхзвуковым крылатым ракетам, увеличение их числа у стран Юго-Восточной Азии станет для китайских военных крайне неприятным сюрпризом. Командование НОАК будет вынуждено усилить оборону объектов в Южно-Китайском море и корабельных соединений, повысить уровень боеготовности, проводить регулярные тренировки по гарантированному перехвату, изменить маршруты патрулирования. В условиях, когда такое оружие будет у каждого оппонента Пекину придётся более тщательно подходить к собственной военной деятельности в регионе, что, возможно, сделает его более склонным к контактам и переговорам.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.