Комментарий ARRC: Северная Корея возобновила железнодорожное сообщение с Китаем – разовая акция или открытие границ?

Комментарий ARRC: Северная Корея возобновила железнодорожное сообщение с Китаем – разовая акция или открытие границ?

 

     Утром 16 января 2022 г. первый примерно за последние полтора года северокорейский железнодорожный состав пересёк по мосту дружбы пограничную реку Амноккан (Ялуцзян) и прибыл в китайский город Даньдун. В последующие дни это повторилось ещё несколько раз, фактически ознаменовав окончание транспортной блокады и восстановление грузового ж/д сообщения между Китаем и КНДР. К этому событию сразу же было приковано повышенное внимание, поскольку на данный маршрут традиционно приходится порядка 70% объёма двусторонних грузоперевозок. Вместе с тем, говорить о полноценном возобновлении двусторонней торговли по суше пока представляется преждевременным, несмотря на очевидное смягчение Пхеньяном режима жёстких антикоронавирусных ограничений.

Движение по коридору Синыйчжу-Даньдун

     Поводом для ажиотажа и муссирования темы возможного выхода КНДР из самоизоляции и восстановления китайско-северокорейской торговли стал размещённый в соцсети Tik-Tok видеоролик, на котором запечатлён поезд, пересекающий мост дружбы через реку Амноккан (Ялуцзян).

     Позже ведущие СМИ Южной Кореи (Yonhap, YTN, KBS и др.) сообщили о прибытии около 9 часов утра из северокорейского города Синыйчжу на китайскую ж/д станцию в Даньдуне грузового поезда. Публикации сопровождались соответствующими фото и видеоматериалами. Железнодорожный состав включал в себя 1 локомотив, 13 грузовых и 1 пассажирский вагон.

  Предполагается, что в пассажирском вагоне находились работники карантинных служб и сотрудники северокорейских внешнеторговых компаний, министерства внешнеэкономических связей, госбезопасности и Госплана. Их задачей было оценить номенклатуру и количество поставляемых товаров (видимо, на предмет соответствия заявленным требованиям), а также проконтролировать ход загрузки и доставки. Грузовые вагоны были порожними.

   По прибытии возле поезда замечены лица в белых защитных костюмах, которые, вероятно, провели его дезинфекцию. Затем в районе таможенного поста в Даньдуне появились грузовики, доставлявшие различные товары, которые проходили таможенное оформление и санобработку, после чего загружались в вагоны.

     В 7 часов утра следующего дня состав убыл обратно в КНДР. Спустя примерно 2 часа его место на станции Даньдун занял новый поезд из 15 грузовых вагонов, который встал под загрузку и процедура повторилась.

     Около 7 часов утра 18 января он возвратился в Синыйчжу, а в 8-30 в Даньдун прибыл уже третий состав в количестве 15 вагонов. После загрузки товаров с таможенного склада на следующие же сутки он пересёк мост дружбы и уехал на территорию Северной Кореи.

     Согласно данным брифинга Национальной разведывательной службы для членов парламентского комитета по разведке от 21 января, грузовые поезда ежедневно курсируют по маршруту Синыйчжу – Даньдун. В среднем длина состава достигает 20 вагонов. Поставки идут исключительно в одном направлении – в Северную Корею. Из страны на экспорт ничего не вывозится.

Перевозимые грузы

     Точных и достоверных сведений о том, что именно импортировалось из Китая в КНДР нет. Вместе с тем, по информации китайских и корейских источников, большая часть грузов включала в себя предметы первой необходимости. Прежде всего, это лекарства и медикаменты (в т.ч. медицинские маски, тест-системы COVID-19, защитные костюмы, шприцы, глюкоза, физраствор и др.), продовольствие и продукты питания (мука, соевое масло, сахар, специи и приправы и пр.), ткани, строительные материалы.

     Из данных спутниковой съёмки следует, что грузовые поезда после пересечения моста дружбы и въезда на территорию Северной Кореи следуют на бывший военный аэродром Ыйчжу, расположенный в 8-9 км к северо-востоку от города Синыйчжу. Здесь находится крупнейший в стране карантинно-дезинфекционный комплекс, через который должны пройти все ввозимые из КНР (по линии Даньдун-Синыйчжу) товары. Информация об используемых методах санитарной обработки и дезинфекции, а также сроках и продолжительности карантина отсутствует. Предполагается, что грузы будут находиться на объекте от 20 до 60 суток (в зависимости от их характера), после чего распределяться по различным регионам страны, начиная с Пхеньяна.

Причины возобновления грузоперевозок

     На наш взгляд, здесь существует несколько основных факторов, выступивших катализаторами процесса восстановления грузового ж/д сообщения между Китаем и КНДР.

     Во-первых, возобновление движения поездов и транспортировки грузов может рассматриваться в качестве краткосрочной меры подготовки к грядущим крупным национальным праздникам – Дню сияющей звезды (80-летие Ким Чен Ира, 16 февраля) и Дню Солнца (110-летию Ким Ир Сена, 15 апреля), а также Лунному Новому году (1 февраля). Пхеньян уже анонсировал проведение крупных торжественных мероприятий, приуроченных к этим датам. Следовательно, население должно получить праздничные продовольственные наборы и пайки, для чего требуются дополнительные объёмы товаров и продуктов питания. Это подтверждается и характером ввозимых грузов, а также заявлением китайского МИД. В нём отмечено, что «доставленные из КНР товары будут играть важную роль в обеспечении праздничных поставок и стабилизации настроений в обществе».

    Во-вторых, возможен такой момент как чрезмерная загруженность инфраструктуры порта Нампхо, через который почти последние 2 года следовали все входящие в КНДР грузовые потоки. Его свободных мощностей попросту могло не хватить для обработки, включая дезинфекцию и карантин, крупных дополнительных партий импортных грузов. Так, ряд источников утверждает, что первоначально часть товаров предполагалось ввезти в Северную Корею именно морским путём из портов Далянь (провинция Ляонин) и Лункоу (провинция Шаньдун), однако, по вышеуказанным причинам транспортный маршрут был изменён.

  В-третьих, присутствует актуальная необходимость проверки на практике эффективности функционирования инфраструктуры карантинно-дезинфекционного центра в Ыйчжу. Без серии таких «тестовых прогонов» невозможно точно оценить его пропускную способность, отработать алгоритмы санитарной обработки различных категорий грузов, дать оценку количественно-качественным параметрам карантинных мер, внести в них изменения и корректировки с целью повышения характеристик, скорректировать общий объём импорта исходя из реальной вместимости объекта, а также провести оптимизацию и наладить все процессы.

Дальнейшее развитие ситуации

     МИД КНР заявил, что грузовое железнодорожное сообщение по маршруту Синыйчжу – Даньдун возобновлено в результате дружеских переговоров между двумя странами. Подчёркнуто, что они обеспечат грузоперевозки путём надлежащего выполнения требований карантина и безопасности, а также будут способствовать нормализации двусторонней торговли. По сведениям некоторых китайских и корейских источников, Пхеньян и Пекин согласовали на первый месяц поставки различных товаров в объёме, приблизительно эквивалентном 500 грузовым вагонам.

     Следующим шагом, в случае признания опыта грузоперевозок успешными и безопасными может стать возобновление работы перехода Хасан-Туманган, связывающего КНДР с Россией. Однако здесь решающим фактором выступает степень готовности соответствующего карантинно-дезинфекционного комплекса, возведённого Северной Кореей в районе ж/д станции Туманган.

     Выдвигаются предположения, что в дальнейшем с конца февраля, когда закончатся Зимние Олимпийские игры в Пекине, Китай и КНДР могут открыть движение по новому 4-полосному автомобильному мосту через реку Амноккан (Ялуцзян), а также через переходы в Тумэне и Цюаньхэ. Однако это представляется сомнительным в виду большей сложности и сопряжённости с фактором активных человеческих обменов.

    Кроме того, многое будет зависеть от динамики и процесса распространения в регионе и китайско-северокорейском приграничье нового штамма COVID-19 «омикрон», известного своей высокой заразностью.

Выводы

     Пока сложно однозначно сказать о том, имеет ли место возобновление регулярной торговли и перемещения грузов между Китаем и КНДР, либо это разовые акции, обусловленные потребностями Пхеньяна в конкретных категориях товаров и необходимостью подготовки к грядущим крупным праздничным мероприятиям. Нельзя исключать и того, что перемещение ж/д составов также имеет характер «тестового прогона», позволяющего отработать на практике весь алгоритм транспортировки и дезинфекции импорта, работы карантинного комплекса в Ыйчжу, который, судя по всему, завершён и оборудован.

     В то же время, очевидно одно – Северная Корея меняет режим жёстких антикоронавирусных ограничений в сторону его частичного послабления. Вместе с тем, говорить о восстановлении полноценной торговли между двумя странами пока всё же представляется преждевременным.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.