Анализ ситуации:    Год после введения обоюдных экономических санкций Японией и Южной Кореей, но Сеул и Токио всё равно не могут договориться

Анализ ситуации:   Год после введения обоюдных экономических санкций Японией и Южной Кореей, но Сеул и Токио всё равно не могут договориться 

 

 Исполнился ровно год с того момента, когда торгово-экономические отношения между Японией и Южной Кореей резко ухудшились, что стало следствием спора по поводу оценок некоторых вопросов истории. Токио и Сеул ввели друг против друга де-факто санкции, Япония ограничила поставки в Корею некоторых видов продукции и технологий.  

За прошедшее время Южная Корея сумела избежать проблем по части продолжения производства, частично сумев заместить японских поставщиков. Однако зависимость корейских производителей от Японии продолжает оставаться высокой. Стороны по-прежнему не желают уступать друг другу по ключевым вопросам, что может уже скоро вылиться в новое обострение отношений и дополнительные взаимные санкции.  

 Предыстория  

4 июля 2019 г. правительство Японии ввело ограничения на поставки в Корею ряда химических веществ и комплектующих, которые используются при производстве дисплеев для смартфонов и телевизоров, а также для изготовления полупроводников. В список попавших под ограничения товаров был включён фторированный полиимид, фтористый водород и (фото)резисты

2 августа того же года Япония исключила Южную Корею из списка стран, которые пользуются наименьшими ограничениями при поставках им продукции и передовых технологий, имеющих отношение к национальной безопасности. В качестве причины для подобных действий правительство Японии назвало "разрушение двустороннего доверия". 

Хотя Япония отрицает связь, но эти шаги Токио совпали с решением Верховного суда Кореи обязать некоторые японские компании выплатить компенсации потомкам корейских рабочих, которых принудительно мобилизовали для работы на заводах концернов в годы оккупации Корейского полуострова Японией в 1910-1945 годов. 

В Южной Корее стали очень сильны антияпонские настроения, начался бойкот японской продукции. Сеул также исключил Японию из списка стран, которые пользуются наименьшими ограничениями, прервав большинство видов сотрудничества в самых разных сферах. 

 Диверсификация и импортозамещение со стороны Кореи принесли частичный успех 

Сразу после введения Японией де-факто санкций (хотя официальный Токио избегает называть эти меры подобным образом) правительство и компании Республики Корея начали активную работу, стремясь найти альтернативу японским поставщикам. Так как три наименования продукции используются для производства в Корее ключевых товаров, которые составляют значительную часть импорта, то потенциально Корея могла понести большой ущерб, если бы произошли серьёзные сбои в производственных процессах.

В настоящий момент с уверенностью можно сказать, что Южная Корея избежала худшего варианта развития событий и в целом никаких серьёзных сбоев не случилось. В каких-то случаях корейцы нашли альтернативных поставщиков, где-то смогли наладить собственное производство. Сама Япония даже после введения новой системы поставок комплектующих по сути не сильно ограничила их отгрузку корейским клиентам, оперативно выдавая необходимые разрешения. 

Особенно больших успехов по части поиска альтернатив японским поставщикам Корея смогла добиться в сфере фтористого водорода. За период с января по май 2020 г. доля японского фтористого водорода в общем объёме корейского импорта составила 12,3%, снизившись с 43,9  за аналогичный период 2019 г. В качестве новых поставщиков этого материала в Корею теперь выступают китайцы и американцы. Кроме того, корейцы начали постепенно разворачивать и собственное производство. 

По части двух других видов продукции, в отношении которых Япония ввела ограничения, особых успехов по части замещения Корея пока не продемонстрировала. Доля Японии в поставках  (фото)резистов в Корею составила в январе-апреле 2020 г. - 88,9 % (январь – апрель 2019 г. – 93 %), в поставках фторированного полиимида – 93,7 % (в прошлом году – 93,5 %).  

Правда по этим двум видам продукции власти Японии обычно не задерживали выдачу разрешений на экспорт в Корею ,что не привело к  сбоям на корейских производствах.

 Продолжением зависимости от Японии 

Как видно из статистики, Корея смогла найти альтернативу только по части фтористого водорода. Однако и здесь это произошло в основном за счёт того, что реально японская продукция стала поставляться через третьи страны или с производств, которые созданы Японией в третьих странах, что позволяется выдавать продукцию за иностранную, а не японскую. В целом же японские производители также не продемонстрировали заинтересованности в «удушении» корейских партнёров, а потому активно содействовали налаживанию обходных путей. 

Зависимость Южной Кореи от Японии по фоторезистам и фторированному полиимиду продолжает оставаться критической. Какие-то собственные производства фоторезистов Южная Корея собирается открыть в следующем году, но они в любом случае не позволят решить проблему зависимости от Японии. Процесс создания своих крупных производства займёт минимум несколько лет и потребует значительных инвестиций.

Одновременно очевидно, что Южная Корея в производстве ряда ключевых наименований продукции продолжает зависеть от поставок комплектующих и материалов из Японии. Согласно исследованиям Ассоциации внешней торговли Кореи (KITA), доля Японии за последнее время в значительном спектре поставок продолжает расти несмотря на все усилия по замещению. 

 Безуспешность попыток диалога  

За ушедший год Южная Корея и Япония несколько раз предпринимали попытки наладить диалог, что было сделано во многом под давлением США, которые опасаются, что конфликт между Сеулом и Токио помешает планам Вашингтона по созданию трёхстороннего военного альянса в регионе. 

Соответствующие консультации проводились по линии дипломатических ведомств, министерств экономики, на высшем уровне. Были попытки зондажа в целях сближения позиций и на неофициальном уровне. 

Однако несмотря на все усилия успеха они не принесли. Япония и Южная Корея по-прежнему радикально расходятся поводу методов решения проблемы, которая стала реальной причиной для конфликта – спора о компенсациях корейским рабочим за годы Второй мировой войны. 

Стало также очевидно, что две страны продолжают негативно относиться друг к другу. В корейском обществе по-прежнему сильны антияпонские настроения, что подогревается историческими, территориальными разногласиями. Японцы при этом в целом поддерживают жёсткую позицию своего руководства в отношении Кореи. 

Как стало известно, Япония активно выступает против идеи президента Дональда Трампа расширить формат G-7, включив в элитный клуб в том числе и Южную Корею. Японские власти также проигнорировали предложения корейской стороны отменить часть ограничений, которые были введены в связи со вспышкой COVID-19  и упростить взаимные поездки. В итоге оба правительства чувствуют давление и поддержку со стороны своего народа и не могут или не хотят идти на уступки друг другу

Возможность нового раунда открытого южнокорейско-японского противостояния

В ближайшее время можно ожидать ряд событий, которые могут перевести конфликт из «тлеющей» в новую «горячую» фазу. 

Южная Корея начала процедуру рассмотрения спора с Японией в Арбитражном суде ВТО. С 4 августа 2020 г. появится возможность ареста и продажи собственности японских компаний, которые Верховный суд Кореи обязал выплатить конфискации. Решение суда политическое руководство Республики Корея (РК) не может игнорировать, да и в целом всячески поддерживает. Сеул также возобновил угрозы отказаться от продления с Японией Договора об обмене закрытой военной информации  GSOMIA

В случае ареста имущества компаний Японии в Корее японские власти могут пойти на аналогичные ответные меры, а также ввести новые ограничения на поставки важных для Кореи материалов и комплектующих.  Кроме того, официальный Токио может начать затягивать выдачу разрешений на экспорт в Корею и блокировать созданные бизнесменами пути по обходу ограничений. 

В итоге в ближайшее время высока вероятность нового раунда торговой войны между Сеулом и Токио. Сами по себе Корея и Япония вряд ли смогут найти выход из противостояния, в том числе по внутриполитическим, а также идеологическим причинам. 

Активизация и посреднические усилия в этом конфликте США, которые пытаются создать в регионе с участием Токио и Сеула полноценный антикитайский военный альянса, возможна и ожидаема, но будет во многом затруднена тем, что всё внимание будет поглощено предвыборной президентской кампанией. 

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.