Комментарий ARRC: Сможет ли Камбоджа склонить Мьянму к переговорам?

Комментарий ARRC: Сможет ли Камбоджа склонить Мьянму к переговорам?

 

     Произошедший в феврале 2021 г.  переворот в Мьянме стал «яблоком раздора» среди государств-членов Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Индонезия, Малайзия, Сингапур и Филиппины осудили действия мьянманских военных и выразили обеспокоенность ситуацией в стране, высказываясь за скорейшее проведение демократических выборов. Камбоджа, Таиланд и Вьетнам отказались поддерживать какую-либо сторону, считая произошедшее исключительно внутренним делом РСМ. АСЕАН не предприняла никаких решительных действий ввиду наличия в уставе принципа о невмешательстве во внутренние дела стран-членов организации. Такая позиция некоторыми международными экспертами была воспринята как свидетельство снижения уровня демократии в АСЕАН и нежелание содействовать выполнению резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 июня 2021 года. Визит председателя АСЕАН премьер-министра Камбоджи Хун Сена в Мьянму и его попытки начать диалог с новым руководством РСМ также были восприняты другими странами очень неоднозначно, оставляя всю ситуацию в подвешенном состоянии.

Смена власти и попытка АСЕАН урегулировать кризис в Мьянме

     После произошедшей в Республике Союз Мьянма (РСМ) в феврале 2021 года смены власти новое руководство страны пытается нормализовать отношения с внешним миром. Тогда главнокомандующий Тамадо (вооружённые силы) старший генерал Мин Аун Хлайн объявил несостоятельными результаты прошедших выборов, на которых победу одержала Национальная лига за демократию. Государственный советник Аун Сан Су Чжи и ряд её сторонников были задержаны, по стране прокатилась волна беспорядков, которые в ряде случаев были подавлены военными. В настоящее время главным руководящим органом РСМ всё ещё является Государственный административный совет из 11 членов во главе с Мин Аун Хлайном.

   В апреле 2021 года обе стороны внутреннего конфликта в Мьянме были приглашены на специальный саммит АСЕАН в Джакарте, где проходило обсуждение вопросов урегулирования ситуации в стране и предотвращения дальнейшего насилия. На мероприятии был принят так называемый Пятисторонний консенсус, поддержанный Малайзией, Индонезией, Сингапуром, Филиппинами и Брунеем, и предусматривавший  проведение специальным посланником организации тщательного расследования и установления диалога со всеми участниками политического процесса, включая демократические силы и национальные меньшинства. Однако Мин Аун Хлайн решительно воспротивился выполнению каких-либо условий, требуя признать Государственный административный совет в качестве единственной легитимной власти в Мьянме. 

     Нельзя исключать того, что мьянманцы вдохновлялись примером переворота в Таиланде в 2014 году, где к власти также пришли военные во главе с командующим Королевской армией Праютом Чан-Оча. Тогда реакция стран Юго-Восточной Азии свелась к осуждению при полном бездействии, что дало понять о нежелании АСЕАН вмешиваться во внутренние дела государств-участников и каким-либо образом отстаивать демократические принципы, равно как и политическую стабильность.

АСЕАН осудила, ограничила, но не вмешивается

     В итоге в октябре 2021 года на саммите в Брунее было принято решение приостановить полное членство Мьянмы в АСЕАН и ограничить её участие только «неполитическими представителями», которые фактически не имеют полномочий участвовать в обсуждениях большей части повестки дня Ассоциации. Страны, осудившие переворот в РСМ, призвали рассмотреть возможности усиления давления на новые власти, однако АСЕАН не обладает репрессивным аппаратом и арбитражным органом. В итоге ряд государств ввёл односторонние ограничения на торговлю и инвестиции для недопущения финансирования режима хунты.

   Ситуация с Мьянмой усилила скепсис относительно состоятельности Ассоциации и стала аргументом для сторонников отказа от принципа невмешательства во внутренние дела в интересах укрепления АСЕАН и повышения уровня безопасности для всех её участников.  Вместе с тем, ввиду разногласий внутри организации в ближайшем будущем ожидать каких-либо серьёзных изменений в нормативных документах не представляется возможным.

Попытки премьера Камбоджи начать диалог с военными РСМ

     Определённые перспективы нормализации отношений стран АСЕАН с РСМ появились с началом срока председательства Камбоджи в организации. По заявлению премьер-министра Камбоджи Хун Сена, в 2022 году планируется уделить пристальное внимание развитию отношений с новыми властями Мьянмы, так как, по его словам, «больше в стране говорить не с кем». В группе парламентариев АСЕАН по правам человека усматривают в словах политика готовность признать в одностороннем порядке легитимность режима Мин Аун Хлайна, что будет существенным дипломатическим регрессом и перечеркнёт все усилия организации по урегулированию внутреннего кризиса в стране.

     В ходе визита в Пномпень министра иностранных дел РСМ Вонна Маунг Лвина была высказана мысль о необходимости скорейшего поиска путей восстановления добрососедских отношений, сотрудничества и солидарности между всеми странами ЮВА. Камбоджийское руководство поддержало полноценное возвращение Мьянмы в механизмы АСЕАН, однако при следовании руководством страны рекомендациям, изложенным в Пятистороннем консенсусе. Вместе с тем, организация в 2022 году вряд ли примет какие-либо решительные ограничительные действия в отношении Нейпьидо, равно как и не признает демократическое Правительство национального единства (National Unity Government), на чём настаивают прежде всего Индонезия, Сингапур, Малайзия и Филиппины.

Критическая реакция на инициативу Хун Сена

     Стоит отметить, что западные специалисты склонны крайне критически воспринимать исходящие от руководства Камбоджи инициативы. Это объясняется близостью политической позиции Пномпеня к геостратегическим планам Пекина по распространению влияния в ЮВА,а также авторитарным стилем правления самого Хун Сена. Камбодже часто припоминают и 2012 год, когда воспользовавшись правом председателя, руководство страны блокировало принятие совместного коммюнике по Южно-Китайскому морю, где содержалось осуждение односторонних действий КНР.

    Вместе с тем, не лишним будет вспомнить и опыт Хун Сена в урегулировании внутренней ситуации в Камбодже в 1990-х годах, когда ему удалось предотвратить гражданскую войну и организовать относительно мирный транзит власти от изжившего себя режима «красных кхмеров». Камбоджийский опыт установления диалога с этническими группами, военными, оппозиционными политиками и представителями гражданского общества может быть чрезвычайно полезен для мьянманского руководства сегодня.

     В начале января 2022 года премьер-министр Камбоджи Хун Сен посетил Мьянму для содействия установлению мира и восстановлению демократии, согласно предпринимаемым странами АСЕАН усилиям и в соответствии с Уставом организации. Фактически это первая поездка зарубежного лидера в РСМ после установления власти военных. Примечательно, что Хун Сен обратился к «мьянманским братьям» и призвал их предотвратить гражданскую войну, вероятно, взяв на себя смелость выступить в роли «миротворца». Специальным представителем по ситуации в РСМ скорее всего будет назначен министр иностранных дел Камбоджи Прак Сокхон, если не поступит возражений с мьянманской стороны.

   Визит Хун Сена вызвал крайне неоднозначную реакцию в обеих странах и в международной среде. В некоторых городах Мьянмы отмечались протесты, а камбоджийские активисты также высказались против поддержки «военной хунты». Кроме того, встреча министров иностранных дел стран АСЕАН, запланированная на конец января 2022 года, переносится, так как некоторые участники выразили сомнение в своей возможности принять в ней участие. Фактически речь может идти о нежелании ряда стран (вероятно, авторов Пятистороннего консенсуса) обсуждать вопрос возвращения РСМ в АСЕАН до нормализации внутренней ситуации, прекращения насилия и проведения демократических выборов. В частности, президент Индонезии Дж. Видодо выразил свои сомнения относительно успешности восстановления диалога Ассоциации с Мьянмой и предложил сохранить ограничение присутствия данной страны в организации только «неполитическим представителем». В администрации Мин Аун Хлайна крайне негативно отреагировали на нежелание начать диалог и высказали предположение, что на ряд стран-участниц АСЕАН влияют «внешние силы».

      Таким образом, пока вопрос о полноценном участии РСМ в работе АСЕАН остаётся открытым, но ещё более дискуссионный вопрос – состоятельность и будущее самой организации в условиях явного раскола, а также негативного воздействия американо-китайского противоборства.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.