Анализ ситуации: Зачем вице-президент США приезжала в Сингапур и Ханой?

Анализ ситуации: Зачем вице-президент США приезжала в Сингапур и Ханой?

 

     В конце августа 2021 года вице-президент США Камала Харрис посетила Сингапур и Ханой. Главная цель данного вояжа состояла, скорее всего, в укреплении позиций Соединённых Штатов в Юго-Восточной Азии в условиях роста влияния Китая. Правда страны регионы в большинстве своём пока не торопятся портить отношения ни с Вашингтоном, ни с Китаем, предпочитая дистанцироваться от активного участия в противостоянии США против КНР.

На фоне кабульских событий

     Визит вице-президента США Харрис в Сингапур и Ханой проходил на фоне резкого обострения ситуации в Афганистане, которая поставила под вопрос надёжность Вашингтона как союзника и партнёра. Хаос, возникший в Кабуле во время эвакуации, в информационном плане перевесил содержание переговоров Харрис и занял значительную часть повестки пресс-брифингов, поскольку напомнил прессе сайгонские события 1975 года.

         Тем не менее, в своей речи в Сингапуре американский политик не забыла про Китай и отметила, что Пекин явно намерен продолжать нагнетать напряжённость в Южно-Китайском море и претендовать на большую часть акватории, что, по её мнению, «незаконно» и «подрывает порядок, основанный на правилах», а также «угрожает суверенитету свободных наций региона». Вице-президент заявила о намерении Соединённых Штатов развивать на долгосрочной основе отношения со странами Индо-Тихоокеанского региона, к которым, несомненно, относится вся Юго-Восточная Азия.

Главная цель США в ЮВА – сдерживание Китая

      Бесспорно, это является маркером внешнеполитического приоритета Вашингтона на построение «свободного и открытого ИТР», где будут гарантированы свобода мореплавания, беспрепятственная торговля и защита прав человека. При этом сейчас очевидно, что главная цель США в этой сфере – сдерживание Китая. Однако страны ИТР «дружить» против КНР в открытую пока не решаются, о чём свидетельствует, например, недавнее образование Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства на основе связей АСЕАН с Китаем, Японией и Республикой Корея.

         За несколько недель до поездки Харрис Сингапур посетил и министр обороны США Ллойд Остин, заверивший страны АСЕАН в скором возвращении Вашингтона в регион в виде увеличения военного присутствия и строительства дополнительной инфраструктуры. Вместе с тем азиатские СМИ восприняли это довольно скептически, отметив, что Китай уже помогает вакцинами, кредитами и преференциями в торговле, что работает лучше боевых кораблей и самолётов. Одновременно МИД КНР активно внедряет в массы тезис о неспособности американцев придти на помощь своим союзникам и партнёрам в случае кризиса, что стало очевидным на примере Афганистана.

         Излишнего обострения отношений с Пекином, похоже, не слишком хотят и в Вашингтоне. Харрис отметила, что вовлечение США в дела Юго-Восточной Азии не направлено против какого-либо государства и не побуждает стран-участниц АСЕАН к выбору приоритетного партнёра. Соглашения, подписанные в Сингапуре, касались не военных вопросов, которые могли бы разозлить Китай, а двустороннего взаимодействия в сфере кибербезопасности, укрепления стабильности финансового рынка, защиты от коронавируса, а также производства компонентов для электроники. Вероятно, злить Китай также не хотел и сам премьер-министр «города льва» Ли Сяньлун.

Переговоры в Ханое

         Во время встречи с президентом Вьетнама Нгуен Суан Фуком американский вице-президент обозначила необходимость объединения усилий двух стран для принуждения Пекина следовать положениям Конвенции ООН по морскому праву в Южно-Китайском море. Однако Вашингтон готов поддерживать здесь Ханой скорее морально, так как двух имеющихся катеров Береговой охраны США вряд ли будет достаточно для достижения заявленных целей. Политик отметила и целесообразность углубления торгово-экономических и инвестиционных связей с СРВ для недопущения доминирования Китая. Справедливости ради, стоит упомянуть, что на США уже приходится порядка 24% от объёма внешней торговли Вьетнама, тогда как на Китай – 15%. Более эффективной выглядит американская помощь стране вакцинами «Пфайзер» и холодильными установками для их хранения. Вместе с тем заслуживает внимания и реакция МИД КНР на американо-вьетнамские переговоры, суть которой сводится к тому, что «Вашингтон ищет любые способы защитить свою гегемонию и интересы, совершенно не заботясь о нуждах малых государств, а любое вмешательство США в ситуацию в Южно-Китайском море нарушает мир и стабильность в регионе».

Плох тот вице-президент, который не мечтает стать президентом?

         Ряд специалистов полагают, что активность «политика №2» на важных для Соединённых Штатов направлениях (первый визит К. Харрис ранее состоялся в Мексику и Гватемалу, где обсуждались вопросы миграции и наркотраффика) может свидетельствовать также о её амбициях баллотироваться на пост президента США в 2024 году. На фоне провала в Афганистане, в котором, вероятно, американские политики будут активно обвинять всё же республиканцев, демократам нужны истории успеха. (Анти)китайское направление в данном случае совершенно беспроигрышное, независимо от того удастся ли сформировать противовес Пекину или разделить с ним сферы влияния. Любой исход можно будет выдать за победу над противником, а отсутствие прогресса и продолжение противостояния «свалить» на администрацию Трампа, которая и стала внедрять Индо-Тихоокеанскую инициативу.

         Вместе с тем практически все государства, входящие в организационную структуру ИТР в виде так называемой Четвёрки (Quad – США, Япония, Индия, Австралия) либо желающие присоединиться к данной инициативе, уже столкнулись с невозможностью полностью дистанцироваться от стремительно ухудшающихся американо-китайских отношений. Вероятно, что выбрать стратегического партнёра им всё же придётся или же объединиться и, воссоздав опыт «Движения неприсоединения», соблюдать принцип равноудалённости, отстаивая права малых и средних государств в «битве титанов».

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.