Комментарий ARRC: Япония задумалась о выходе на новый уровень военных расходов

Комментарий ARRC: Япония задумалась о выходе на новый уровень военных расходов

 

В последнее время в японских политических кругах все громче можно услышать рассуждения о необходимости увеличения военных расходов и отказа от принципа «одного процента», когда на оборону тратится не более 1% ВВП. Многие политики в Японии сейчас считают, что этого мало для реагирования на возникающие угрозы и рост военных бюджетов соседей. Правда в обществе пока доминируют более сдержанные настроения, полагая, что деньги лучше тратить на повышение уровня жизни и прочие мирные цели.

Военные бюджеты соседей пугают японских политиков

         В мае 2021 г. на конференции правящей в Японии Либерально-демократической партии (ЛДП) по вопросам национальной безопасности и обороны был принят ряд рекомендаций для руководства страны, включая увеличение размера военных расходов.

         Основная идея парламентариев заключалась в том, что все соседние с Японией государства проводят активное военное строительство и увеличивают размеры ассигнований на данные нужды. К примеру, Китай направляет на цели национальной обороны не менее 250 млрд долл., а темпы ежегодного прироста составляют порядка 6%. Военный бюджет Республики Корея в 2021 г. вырос по сравнению с прошлым годом на 5,5% и превысил  47 млрд долл. (справедливости ради стоит отметить, что в стране идут активные дебаты о необходимости сокращения расходов).

         Вероятно, на партийном совещании японских либералов обсуждались и траты Пентагона, уже вышедшие за 780 млрд (как у 14 следующих за ними по уровню расходов стран в совокупности) или 39% от общемировых. Также вряд ли японцы оставили без внимания и Россию с её 62 млрд долл. (средние темпы роста – 2,5% в год) и КНДР, точный размер расходов которой неизвестен, но по некоторым оценкам может составлять 3,6 млрд долл. или до 20 % от её ВВП (к слову, это самый «милитаризованный» бюджет в мире даже при его относительно незначительном размере).

        Темпы же роста размеров расходов на нужды обороны в Японии не превышают 1,1 %, а общая сумма составляет в 2021 г. около 49,3 млрд долл. Согласно мнениям японских политиков, этого уже не хватает для соразмерного противостояния новым вызовам и угрозам, а также создания современных образцов вооружений и военной техники. Среди наиболее приоритетных направлений НИОКР специалисты Страны восходящего солнца называют разработку многоцелевого истребителя пятого поколения с широким внедрением технологии искусственного интеллекта и с возможностью управления «стаей» беспилотных аппаратов, а также малозаметных крылатых ракет большой дальности воздушного и морского базирования. Предполагается, что для этого необходимо в самое ближайшее время начать увеличивать военные расходы на 8% ежегодно (то есть примерно на 4 млрд долл.).

«Принцип одного процента» поставлен под сомнение

         Достаточно известен тот факт, что с 1976 г. размер оборонного бюджета Японии не превышает 1% от её ВВП. Вместе с тем, эта аксиома уже была нарушена в 2010 г., когда доходы страны существенно снизились из-за последствий глобального экономического кризиса. Сегодня в условиях рецессии, вызванной эпидемией COVID-19, экономика Японии также испытывает затруднения, беспрецедентные в современной истории. В этой связи министр обороны Н. Киси и генеральный секретарь Кабинета министров К. Като уже высказались в пользу отхода от «однопроцентного правила» и совершенно очевидно, что военный бюджет Токио не будет выдержан в соответствии с ним, хотя его размер ещё подлежит уточнению.

Интересно то, что с данной идеей выступал ещё в 2017 г. предыдущий премьер С. Абэ, однако тогда не был поддержан коллегами по партии и широкой общественностью. Ещё интереснее, что в начале 2019 г. американский Центр стратегических и международных исследований (CSIS) опубликовал результаты экспертных обсуждений, где японскому руководству рекомендовалось в скором времени довести размер ассигнований на нужды национальной обороны до 2% от ВВП (на сегодняшний день вышло бы не менее 100 млрд долл.).

        В западной прессе часто встречаются предостережения в адрес Токио относительно его неспособности что-либо противопоставить растущим военным потенциалам Китая и России, сделавших ставку на высокотехнологичное ракетное оружие, в том числе гиперзвуковое.  В японской прессе и блогосфере нередки антироссийские и антикитайские заявления, подогреваемые нерешённостью так называемой проблемы «северных территорий» и статуса островов Сэнкаку/Дяоюйдао. Кабинет Ё. Суги ведёт себя достаточно осторожно, оставляя возможности для развития диалога и с Москвой, и с Пекином при явном курсе на усиление альянса с Вашингтоном.

Однако в последнее время ЛДП пытается укрепить свои расшатанные коронавирусом и задержанной олимпиадой позиции, эксплуатируя тезис об «отечестве в опасности». Так, 11 августа 2021 г. вице-премьер Т. Асо на пресс-конференции заявил о необходимости «ответить на китайскую военную экспансию», что в ближайшее время станет заметным в Восточно- и Южно-Китайском морях, а также Тайваньском проливе. Например, ранее было объявлено о развёртывании батарей противокорабельных ракет на острове Исигаки менее чем в 300 км от восточного побережья Тайваня. Разумеется, такие планы должны иметь и соответствующее материальное обеспечение.

Но общество пока не хочет чрезмерной милитаризации

        Тем не менее, в японском обществе курс на милитаризацию (вместо которой иногда употребляется более нейтральное и загадочное понятие – «нормализация») пока не слишком популярен. Несмотря на засилье militaty-style в популярной культуре, что заметно в манга/анимэ индустрии и молодёжной моде, платить вполне реальные деньги за новые и красивые самолёты, ракеты, корабли и прочие атрибуты обыватели не готовы. Также под сомнение ставят резкое увеличение расходов на безопасность страны в её традиционном военно-политическом понимании представители политического истеблишмента и деловых кругов. Вместо этого, как они полагают, более эффективным и полезным для каждого японца будет повышение внимания к угрозам, исходящим от кибер-пространства для объектов критической инфраструктуры (энергетика, жизнеобеспечение, управление, финансы и др.), а также улучшение положения дел в здравоохранении и социальной поддержке населения.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.