Анализ ситуации: Демографическая бомба Южной Кореи начала взрываться
Население Южной Кореи быстро стареет и с 2020 г. начало сокращаться. Эти феномены не являются уникальными: подобное происходит и во многих других странах на планете. Тем не менее, нигде в мире эти процессы не разворачиваются так быстро, как в Стране утренней свежести. Это грозит целым букетом серьезных проблем, которые затронут самые разные сферы жизни корейцев.
С 2020 г. население Кореи впервые стало сокращаться
Коронавирусный 2020 год стал для Южной Кореи помимо всего прочего и годом, когда демографическая ситуация в стране из тяжёлой превратилась в катастрофическую. Рождаемость в Корее в 2020 году оказалась куда ниже, чем ожидали даже самые закоренелые пессимисты.
Самым распространённым показателем, который используется для измерения уровня рождаемости, является так называемый общий коэффициент фертильности (ОКФ). Несколько упрощённо его можно понимать как количество детей, которые должны появиться у среднестатистической женщины за всю её жизнь. Понятно, что для производства на свет детей необходимы не только женщины, но и мужчины – последние, составляя примерно половину населения, сами детей, как известно не рожают. Поэтому женщинам приходится, так сказать, «рожать за двоих».
Чтобы обеспечить стабильный уровень населения, даже в наше время, когда детская и младенческая смертность по меркам былых столетий очень невелика, необходимо, чтобы ОКФ был не менее 2,1 рождений на женщину (рнж).
Однако в Южной Корее в 2020 году ОКФ составил всего лишь 0,84 рождения на женщину (рнж). По этому показателю Южная Корея поставила печальный мировой антирекорд: ни в одной стране мира женщины не рожают так мало, как в современной Южной Корее.
Более того, 2020 год стал первым годом за всю историю с начала сбора демографической статистики, в котором численность населения страны сократилась. Так, на 31 декабря 2020 г. официальная численность населения составила 51 миллион 829 тысяч 23 человека, тогда как ровно за год до этого – 31 декабря 2019 г. – в Корее проживал 51 миллион 849 тысяч 641 человек. То есть за год корейцев стало меньше на 20 618 человек. Может это не так и много, но важен сам факт: сбылись прогнозы демографов, население Республики Корея стало сокращаться.
С угрозой перенаселения Кореи справились слишком успешно
Рождаемость снижается сейчас почти везде, но в Южной Корее она снижается особенно стремительно. Ещё в начале 1960-х годов среднестатистическая кореянка рожала 6 раз за свою жизнь (ОКФ тогда составлял 6,1 рнж). В те времена в мире было принято считать, что над нашей планетой нависла страшная угроза перенаселения, так что южнокорейское правительство, поддерживаемое международными организациями, в начале 1960-х годов запустило программу борьбы за снижение рождаемости. Программа эта оказалась на удивление успешной. Так что уже в 1983 году ОКФ в Южной Корее снизился до уровня 2,2 рнж – то есть уровня, при котором численность населения остаётся на стабильном уровне.
Однако рождаемость, достигнув этого уровня, не остановилась на нём, а продолжала снижаться. В 2005 году общий коэффициент фертильности сократился до 1,08 рнж – то есть, ровно в два раза ниже уровня, необходимого для поддержания стабильной численности населения. Если бы продолжительность жизни в Южной Корее не росла (а она растёт, причём быстро), то подобная ситуация означала бы, что каждое поколение было бы ровно в два раза меньше предыдущего по численности.
Нация стариков и долгожителей
Впрочем, беспокойство вызывает не перспектива исчезновения корейского народа как такового – до такого поворота событий всё-таки ещё очень далеко. Не радует резкое увеличение доли людей преклонного возраста в населении, которое неизбежно является результатом столь драматичного снижения рождаемости.
Вдобавок на ситуацию негативно влияет то, чем при других обстоятельствах можно было бы гордиться – быстрое увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни. В 1970 году средняя ожидаемая продолжительность жизни в Коре составляла 62,3 года, а к 2018 году она увеличилась до 82,8 лет. Иначе говоря, за 50 лет средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась почти на 20 лет. Южная Корея является одной из самых, так сказать, долгоживущих наций современного мира.
Однако подобная ситуация – рекордно низкая рождаемость и столь же рекордный темп увеличения продолжительности жизни означает, что в обозримом будущем Южная Корея превратится в нацию стариков. В 2020 году в Корее на одного пенсионера (точнее – на человека в возрасте 65 лет и старше) приходилось 5 лиц работоспособного возрастаю. При сохранении нынешних тенденций к 2040 году на одного пенсионера будет приходиться 1,5 работника, а к 2060 году количество пенсионеров, как ожидается, превысит количество людей работоспособного возраста.
Подобная ситуация не сулит ничего хорошего для экономического развития страны. Более того, подавляющее большинство экономистов, которые делают долгосрочные прогнозы по поводу будущего Кореи, считают, что именно старение населения – то есть повышение доли лиц преклонного возраста в его общей численности, - является одной из важных причин медленного, но неуклонного снижения темпов экономического роста в Южной Корее. Большинство специалистов согласны с тем, что при сохранении нынешних демографических тенденций, около 2035 года Корея окажется в состоянии затяжной экономической стагнации, с уровнем роста ВНП, близком к нулевому.
Деньгами и иммигрантами проблему решить не получится
Всё это вызывает у правительства немалое беспокойство. После того как в 2005 году ОКФ упал до 1,08 рнж, правительство стало регулярно принимать Пятилетние планы повышения рождаемости. На настоящий момент было реализовано три таких плана, на реализацию которых было потрачено около 200 миллиардов долларов. Нельзя сказать, что эти деньги были потрачены зря - хотя, как водится, немалая часть этой суммы ушла на бессмысленные мероприятия. Тем не менее, за последние 15 лет были и очевидные достижения: появились пособия для родителей, была заморожена плата за обучение в вузах, стали бесплатными детские сады.
Тем не менее, 2020 год показал, что все эти усилия не привели к заметным результатам. Рождаемость, поколебавшись некоторое время на отметке 1,1-1,2 рнж, опять стала снижаться, и как мы уже говорили, в 2020 году, в условиях пандемии коронавируса и вызванного этой пандемией комплексного кризиса, упала до ранее немыслимого уровня в 0,8 рнж. Большинство наблюдателей, правда, сейчас считает, что падение это является временным, и что после окончания пандемии ситуация отчасти нормализуется. Однако, учитывая опыт других развитых стран, большинство экспертов полагает, что даже после этой нормализации общий коэффициент фертильности не вернётся даже к тому уровню, который ещё несколько лет назад казался катастрофически низким – уровню 1,1 рнж.
При этом иммиграция в Южной Корее мало кем рассматривается как один из возможных способов выхода из демографического кризиса или, по крайней мере, снижения его остроты. При том, что значительная часть южнокорейской элиты считает привлечение иммигрантов возможным и даже желательным, основная масса населения Кореи относится к идее массовой иммиграции в страну крайне негативно. Понятно, что в наши дни трудно найти развитую страну, жители которой приветствовали бы массовый приток иммигрантов. Однако в Южной Корее, как и в других странах Восточной Азии, отношение к иммиграции является особенно негативным даже на этом фоне.
Образование, армия, экономика и прочее: от нехватки людей пострадают самые разные сферы
Катастрофическое снижение рождаемости уже оказывает влияние на многие области жизни Кореи. В частности, от неё сильно страдает образование. Уже в начале 2010-х годов стали появляться сообщения о закрытии в Корее начальных школ, у которых просто не было учеников. С течением времени цунами низкой рождаемости, которое, как уже говорилось выше, поднялось около 2000 года, накрыло и средние школы, а в последние 2-3 года в кризисной зоне оказались и вузы. В 2020-21 учебном году вузы наиболее неблагополучных в демографическом отношении регионов страны во многих случаях просто не смогли набрать достаточного количества студентов. Практически неизбежным представляется закрытие некоторых корейских университетов.
В ближайшее время вооружённые силы столкнутся с серьёзной нехваткой призывников. В силу существования Северной Кореи и напряжённых отношений с ней, Южная Корея относится к числу немногих развитых стран, в которых сохраняется массовая призывная армия. Однако в ближайшее время численность призывного контингента сильно сократится. В 2016 г. в стране было 360 тысяч призывников, а в 2025 г. их будет только 225 тысяч. Именно этим вызвано решение сократить численность армии до 500 тысяч человек. Скорее всего, это – лишь первое из целой серии подобных сокращений.
Будут происходить и изменения географии населения. Уже сейчас около половины населения Южной Кореи живёт в Сеульской агломерации – в городе Сеуле и его окрестностях. Судя по всему, в обозримые десятилетия сокращения населения Большого Сеула ожидать не следует – наоборот, этот гигантская городская агломерация, в которой сейчас живёт почти 25 миллионов человек, будет, скорее всего, и дальше расти.
С другой стороны, в сложном положении окажутся дальние провинции – в первую очередь, провинции Южная и Северная Чолла, располагающиеся на юго-западе страны. Эти провинции исторически были житницей Кореи, но в современной южнокорейской экономике сельское хозяйство давно уже оттеснено на второй план, и южнокорейская деревня быстро стареет и вымирает. Фактически, эти районы через несколько десятилетий станут безлюдными – а вот имеющуюся там развитую и дорогостоящую инфраструктуру (дороги, электроснабжение, сеть медицинских учреждений и многое другое) бюджету придётся по-прежнему поддерживать.
Численность корейцев продолжит сокращаться
Как уже говорилось, 2020 год стал первым годом, в который численность населения страны сократилась. Специалисты Управления статистики предполагают, что население страны, скорее всего, будет сокращаться и дальше – шансов на его увеличение попросту нет. Впрочем, на протяжении следующих 15-20 лет, то есть до конца 2030-х годов, это сокращение будет относительно медленным. Смягчать проблемы будет, в первую очередь, продолжающееся увеличение средней продолжительности жизни. Однако около 2035-2040 года начнут умирать представители самого многочисленного поколения в корейской истории – люди, родившиеся между 1950-м и 1975-м годами, то есть во времена, когда у среднестатистической корейской женщины было от 4 до 6 детей. В результате, к 2067 году население Южной Кореи будет составлять, по наиболее оптимистическому сценарию, 45,5 миллионов человек (если же ситуация будет развиваться по пессимистическому сценарию, то – всего лишь 33,5 миллиона человек, в полтора раза меньше чем сейчас). При этом следует иметь в виду: все приведённые выше прогнозы исходят из оптимистического предположения том, что произошедшее в 2020 году катастрофическое падение рождаемости является лишь кратковременным фактором, и что в ближайшем будущем ситуация вернётся к «доковидному» уровню. Понятно, что достоверность этого оптимистического предположения вызывает некоторые сомнения.
То, что происходит сейчас в Южной Корее, не является чем-то уникальным: рождаемость падает во всём мире, в том числе и в тех странах, которые традиционно ассоциируются с массовой многодетностью (и на среднюю иранку, и на среднюю мексиканку сейчас приходится всего лишь 2,1 детей). Тем не менее, нигде в мире эти процессы не разворачиваются так быстро, как в Южной Корее. Фактически эта страна превратилась в своеобразную мировую лабораторию, в которой естественным образом запущен грандиозный социально-демографический эксперимент, именуемый старением населения.
О компании Asia Risk Research Center
Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.
Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.