Анализ ситуации: Новый устав партии Северной Кореи: готовимся к неожиданностям?

Анализ ситуации: Новый устав партии Северной Кореи: готовимся к неожиданностям?

 

     В начале июня в распоряжении южнокорейских журналистов оказался полный текст Устава Трудовой партии Кореи, который был принят на VIII съезде ТПК в январе этого года. Как оказалось, в новом уставе содержится значительное количество важных нововведений, которые позволяют сделать предположения по поводу стратегии действий руководства КНДР. Исходя из новых положений устава ТПК, создается впечатление, что Северная Корея ввела модель управления, которая позволяет гарантировать стабильность в условиях неожиданного кризиса, включая смерть самого лидера.

Много нового и интересного

В отличие от практики, которая существовала в Советском Союзе и большинстве других социалистических стран, Устав правящей партии не является в полном смысле слова открытым документом – его не опубликовали в открытой печати, хотя его содержание известно всем членам партии. Возможно эта закрытость и стала причиной того, что полная версия Устава оказалась в распоряжении южнокорейских экспертов с запозданием в пять месяцев.

В самом Уставе ТПК «версии 2021 г.» содержится значительное количество новшеств, как «косметического», так и фундаментального характера. Они коснулись самых разных аспектов – идеологии, стратегии развития, процедур приема и выхода, системы управления и прочего. Большинство экспертов сходятся во мнении, что самых главных изменений было два: корректировка подхода КНДР к вопросу объединения Корейского полуострова и трансформация структуры высшего партийного руководства. С нашей точки зрения, наибольшую значимость имеет как раз второе из названных изменений, которые зафиксированы в статьях 26 и 28 Устава ТПК.

Статьи 26 и 28 Устава ТПК

Статья 26 нового устава предусматривает введение в ТПК поста первого секретаря, который отличается от поста генерального секретаря, ныне занимаемого самим Ким Чен Ыном. В статье 26 прямо говорится, что первый секретарь является заместителем генерального секретаря ТПК.

Создание этой должности «партийного вице-президента» является беспрецедентным шагом - этому нет параллелей ни в истории Трудовой Партии Кореи, ни в истории большинства правящих коммунистических партий социалистических стран. В некоторых социалистических странах действующий руководитель при жизни официально назначал себе преемника, но такое решение не оформлялось через создание специальной должности, которая бы давала её обладателю права, уступающие лишь правам самого действующего руководителя. Как известно, в социалистических странах в качестве своего рода «коллективного заместителя» высшего руководителя партии обычно выступало Политбюро или эквивалентный ему орган.

Однако новый Устав ТПК предусматривает возможность придания конкретному человеку исключительных полномочий, которые позволят носителю этих полномочий в случае необходимости автоматически заменить действующего руководителя партии, то есть Ким Чен Ына в том случае, если тот окажется неспособен к нормальному исполнению своих обязанностей.

В статье 28 речь идёт о так называемом Постоянном комитете Политбюро ЦК. В отличие от Советского Союза, где в КПСС существовала двухуровневая система «Центральный Комитет => Политбюро Центрального Комитета», в Северной Корее уже довольно давно принята трёхуровневая система китайского образца: «Центральный Комитет (250-300 членов и кандидатов в члены) => Политбюро Центрального Комитета (20-30 членов и кандидатов в члены) => Постоянный комитет Политбюро (5-7 членов)».

В статье 28 недвусмысленно указывается, что в случае необходимости и при наличии соответствующего поручения генерального секретаря, любой из членов Постоянного комитета Политбюро имеет право председательствовать на заседании Политбюро ЦК. Фактически это означает, что в случае возникновения кризисной ситуации любой из членов Постоянного комитета (на настоящий момент состоит из пяти человек) может стать временно исполняющим обязанности главы партийного руководства и, по определению, исполняющим обязанности главы всего северокорейского государства.

План «Б» на случай выхода Ким Чен Ын из строя?

Статья 26 и статья 28 Устава ТПК 2021 года создают формальные юридические основания для действий высшего руководства ТПК в условиях кризиса, вызванного продолжительной болезнью или смертью Ким Чен Ына. Наличие поста первого секретаря (если, конечно, этот пост не останется вакантным) означает, что в случае выхода Ким Чен Ына из строя, у северокорейской партии и, соответственно, северокорейского государства немедленно и автоматически появится руководитель, облечённый всей необходимой полнотой власти.

Несколько сложнее объяснить появление статьи 28, резко расширяющей полномочия членов Постоянного комитета Политбюро. В условиях кризиса, в случае возникновения конфликта между высшими руководителями страны, вновь приданные им чрезвычайные полномочия могут привести к дальнейшей дестабилизации внутриполитического положения, так как в результате в стране может возникнуть несколько центров политической власти (например, первый секретарь и его аппарат – с одной стороны, и собранное одним из членов Постоянного комитета Политбюро и его аппарат – с другой стороны). Тем не менее, несмотря на эти риски, статья 28 увеличивает гибкость руководства и повышает его способность быстро отреагировать на возможную кризисную ситуацию.

В целом, положения, содержащиеся в статье 26 и статье 28 Устава, являются беспрецедентными. Эти изменения, скорее всего, отражают реальную обеспокоенность высшего руководства страны – в том числе и самого Ким Чен Ына – складывающейся ситуацией и возможными перспективами Северной Кореи в случае неожиданного кризиса.

Вынужденное, смелое и нужное для стабильности КНДР решение

В этой связи следует напомнить, что на протяжении последних полутора лет постоянно ходили слухи о том, что Ким Чен Ын имеет серьёзные проблемы со здоровьем. По понятным причинам, КНДР никак не комментирует эти сообщения, а с полной достоверностью их подтвердить или опровергнуть нет возможности, но в целом в этих проблемах (если они действительно имеют место – а именно так всё-таки склонны думать большинство иностранных специалистов) нет ничего удивительного, учитывая полноту лидера КНДР, его привычку к курению и неизбежно высокий уровень стресса и нагрузки, который сопутствует его должности.

Внесённые в Устав ТПК изменения косвенно подтверждают, что, несмотря на свой молодой возраст (39 лет), северокорейский руководитель имеет какие-то проблемы медицинского характера. Его детям сейчас не больше десяти лет, так что их формальное назначение наследниками будет возможно не ранее, чем через 10-15 лет. В настоящее время в КНДР на институциональном уровне готовятся к кризисной ситуации, которая возникнет в том случае, если нынешний руководитель партии и страны скончается или потеряет работоспособность раньше окончания этого периода.

С другой стороны, внесение в Устав ТПК изменений, направленных на предотвращение возможного политического кризиса, свидетельствует о личном мужестве и хладнокровии Ким Чен Ына, а также о высокой степени доверия, которое он испытывает к своему непосредственному окружению. Изменения, подобные тем, что были внесены в Устав ТПК в январе 2021 года, в принципе не могут быть сделаны без прямого указания Ким Чен Ына и согласия на то его непосредственного окружения. Однако уже сам факт того, что в Пхеньяне готовятся к такому повороту событий, существенно увеличивает шансы на то, что руководство страны сумеет удержать ситуацию под контролем в том случае, если с Ким Чен Ыном действительно что-либо случится.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.