Комментарий ARRC:   Ли Чжун Сок – ветер перемен в политической системе Южной Кореи

Комментарий ARRC: Ли Чжун Сок – ветер перемен в политической системе Южной Кореи

 

11 июня в главной оппозиционной партии Республики Корея (РК) «Сила народа» прошли выборы нового руководства. По их итогам лидером ведущей консервативной политической силы страны стал молодой (по мерках политических кругов) 36-летний политик Ли Чжун Сок. Его популярность в иерархической политической системе Кореи нравится далеко не всем, но с ним приходится считаться и, судя по всему, он представляет собой новый феномен, который окажет влияние не только на партию «Сила народа», но и на общую атмосферу, царящую во всей внутренней политике Страны утренней свежести. Вполне может быть, что Ли сломает многие правила, клише и стереотипы, которые казались незыблемыми для этой сферы жизни корейцев.

Победа с солидным преимуществом

         11 июня в ведущей оппозиционной партии «Сила народа» состоялись выборы лидера, а также нового состава Высшего комитета партии. То, что 36-летний Ли Чжун Сок, может стать победителем в этой гонке, где обычно бал правили возрастные политики, стало ясно еще в ходе предварительных опросов общественного мнения. Так, в предварительном туре, состоявшемся 28 мая, когда определялись пятеро основных претендентов, Ли уверенно занял первое место, набрал 41 % голосов, тогда как ближайший соперник На Гён Вон получила 29 %, а далее расположились Чу Хо Ён (15%), Хон Мун Пхё (5%) и Чо Гён Тхэ (4%).

Правда тогда некоторые говорили, что когда дело дойдет до итогового раунда, всё может поменяться. Указывалось, что Ли Чжун Сок хотя и пользуется популярностью среди обычных людей, но большинство членов партии выступают за На Гён Вон. А так как в финальном туре итоговый показатель выводился по формуле 30 % - от опросов обычных граждан + 70 % - голосование членов партии, то Ли мог и проиграть. В ходе предвыборных дебатов также было заметно, что на самого молодого и самого популярного Ли дружно накинулись остальные четверо конкурентов, на что он подчас достаточно эмоционально реагировал.

Однако, как показывало итоговое голосование, популярность Ли выдержала испытание «партией». В итоге он получил 43,82 % итоговых голосов, опередив На Гён Вон, чей показатель составил 37,14 %, а также Чу Хо Ёна (14,02 %),  Чон Гён Тхэ (2,81 %) и Хон Мун Пхё (2,22 %). Впрочем, в чём-то скептики всё же оказались правы. Ли Чжун Сок с разрывом в 3,5 % голосов проиграл На Гён Вон голосование в партии (37,4 против 40,9 %), но смог с лихвой компенсировать разрыв при голосовании среди обычных людей (58,8 и 28,3 %).

В итоге Ли Чжун Сок в свои 36 лет стал самым молодым в истории южнокорейской политики лидером крупной политической партии. Особенно это удивительно, что подобное произошло в партии «Сила народа», которая является представителем консервативных слоев населения. За этими выборами с большими вниманием следили все политические силы страны, да и общественность в целом. Победа Ли стал не только его личным успехом, но и символом больших перемен, которые идут в южнокорейской внутренней политике. Ли доказал, что связи, большой опыт, разного рода достижения в виде побед на выборах в парламент значат теперь уже гораздо меньше.

Кто такой Ли Чжун Сок?

         Ли Чжун Сок уже безусловно вошел в историю политики Южной Кореи, а потому стоит несколько подробнее остановиться на его личности. Ли является представителем тех сил, которые уже давно призывали за радикальное реформирование «Силы народа» и превращение её в силу, которая сможет повести за собой и молодежь. До сих пор считалось, что за консерваторов в Корее в основном голосуют «пожилые, богатые и влиятельные», а за конкурентов из «прогрессивного лагеря» - молодые, победнее и попроще.

         Ли родился в Сеуле в 31 марта 1985 г. Правда, Ли по своему образованию прошел все же достаточно типичный для консерваторов путь: элитная Сеульская школа с научным уклоном, а затем учеба в Гарварде на отделении экономики и программирования. После возвращения в Корею работал некоторое время в благотворительной организации, возглавлял стартап, а в декабре 2011 г. его заприметила Пак Кын Хе (которая стала затем президентом РК) и добилась назначения в состав руководства партии представителем от молодежи. С тех пор Ли Чжун Сок десять лет подряд работал в политике, но скитался по небольшим партиям консервативной направленности, которые откололись от «классических консерваторов», требуя обновления и реформ. В конце концов после объединения различных сил консервативной направленности Ли Чжун Сок вновь оказался в главной оппозиционной партии, которая сейчас носит название «Сила народа».

         Нельзя сказать, что Ли всё давалось быстро и легко. Ли Чжун Сок трижды – в 2016, 2018 и 2020 гг. – пытался добиться избрания в парламент, но все три раза проиграл. Тем его нынешний успех и популярность более удивительны. Обычно в политических партиях на должность лидера избирают человека с большим опытом, и очень весомым показателем считается именно то, сколько раз он избирался в парламент. Для сравнения отметим, что остальные конкуренты Ли в борьбе за пост председателя партии избирались в парламент четыре (На Гён Вон, Хон Мун Пхё) или пять раз (Чу Хо Ён, Чо Гён Тхэ). На их фоне «0» депутатских сроков Ли безусловно выглядел как вызов сложившейся традиции и правилам.

         Кроме того, в ходе предвыборных дебатов и прочих публичных выступлений Ли Чжун Сок успел спровоцировать ухмылки и фырканье «старой гвардии». Так, приехав в Тэгу, который считается оплотом партии «Силы народа» вообще и президента Пак Кын Хе в частности, Ли заявил, что импичмент Пак Кын Хе считает правильным, хотя и благодарен ей за то, что она привела его в партии. А перепалки в ходе предвыборных теледебатов между Ли и На Гён Вон достигали такого накала, что приходилось вмешиваться другим, чтобы их остудить. Депутату Чон Гён Тхэ даже пришлось сказать однажды: «Уважаемый кандидат Ли, споры – это хорошо, но не забывайте, что На Гён Вон – из той же партии, к которой и вы принадлежите. Оставьте жесткие выражения для представителей правящей партии». Впрочем, стоит отметить, что скорее На Гён Вон намеренно пыталась вывести Ли из себя, стараясь показать, что он неопытен и не знает, как себя вести в сложные моменты. Но это не помогло, а Ли, что говорится, за словом в карман не лез.

Молодой политик уже успел пригрозить и бывшему генеральному прокурору Юн Сок Ёлю, которые является по сути главной и единственной надеждой «Силы народа» на президентских выборах в марте 2022 г. Ли, комментируя слухи о возможных фактах нарушений со стороны родственников Юна, сказал, что «если что-то станет известно, то не намерен это покрывать и сам будет добиваться полной публичности и справедливого наказания». Судя по реакции более возрастных политиков и окружения Юна, этот выпад Ли им не понравился, они ему запомнили, но придется с этим мириться. Ли Чжун Сок доказал, что по крайней мере сейчас его подход, взгляды и платформа более выигрышны.

«Ветер Ли»

По поводу причин победы «возмутителя спокойствия» есть различные объяснения.  Если следовать негласным внутриполитическим правилам крупных политических партий Южной Кореи, то Ли должен был бы еще как минимум лет 10-15 «отстоять в очереди» из желающих стать лидером партии и ему следовало хотя бы пару раз победить на парламентских выборах, прежде чем пытаться бросать вызов «уважаемым и опытным людям». Ли же всё это проигнорировал и выиграл.

Конечно, в «Силе народа» есть понимание, что после импичмента Пак Кын Хе в 2017 г., когда их партия получила мощнейший удар от электората, они должны измениться. Но прошло четыре года после импичмента и изменилось не так много. Кроме того, в апреле 2020 г. консерваторы потерпели сокрушительное поражение и на всеобщих выборах, проиграв их вчистую демократам. Теперь же стало доминировать мнение (и это в первую очередь заметно по результатам голосования среди обычных людей), что менять надо не отдельных людей, а всю систему и некоторые ценности вместе с традициями. Потому надежды возлагаются не на продолжателей традиции, а на совершенно новых фигур типа Ли Чжун Сока.

         Новый лидер партии считается наиболее близким к молодому электорату – так называемому поколению MZ (возраст от 15 до 39 лет), на чью долю приходится треть населения страны. В отличие от «тех кому за 40», где деление на «консерваторы – демократы» обычно ярко выражено и не сильно меняется со временем, нынешняя корейская молодежь считается прагматично настроенной и голосует не так, как привыкли многие политологи: в 2017 г., когда корейская молодежь посчитала, что Пак Кын Хе ведет страну не туда, куда надо, поколение  MZ стало одной из движущих сил мирных демонстраций, которые в итоге заставили Пак досрочно покинуть кресло президента и избрала демократа Мун Чжэ Ина, а сейчас эта же молодежь считает, что Мун ёи его правительство неверно выстраивают политику. Среди группы 18-39 лет сейчас сильны антиправительственные настроения, что прекрасно отражается в разного рода опросах общественного мнения.

Для корейской молодежи Ли с его бунтарскими высказываниями, лицом с по-юношески припухловатыми щеками, благодаря чему он выглядит еще лет на десять моложе своих 36 лет, опытом создания стартапа выглядит понятным и «очень своим». Популярности Ли прибавила как работа в благотворительной организации, так и то, что он сумел неплохо заработать на криптовалюте. А это значит, что Ли «в тренде», но при этом не жаден и готов помогать другим.  Активное использование всевозможных соцсетей для общения с избирателями стало еще одним фактором в пользу Ли. В общем, кризис оппозиционной партии, требование перемен, растущее влияние молодежи и личные качества самого Ли и предопределили его успех.

         Насколько можно судить по выборам и Верховного комитета партии «Сила народа», то там возобладали схожие тенденции на радикальное обновление и омоложение. Среди пяти членов комитета теперь - три женщины, что крайне необычно для корейской политики, а средний возраст высшего руководства в партии «Сила народа» сейчас 44-45 лет, что примерно на 10-15 лет моложе, чем было в предыдущем составе.

Политика Кореи не будет прежней?         

С окончанием выборов в оппозиционной «Силе народа» две главные политические партии Южной Кореи завершили свой процесс формирования нового руководства, которые поведут свои партии на главную политическую битву – выборы президента. В правящей Демократической партии «Тобуро» выборы прошли еще раньше – 2 мая.

Для Ли (да и для его противников-демократов) главным критерием оценки их деятельности будут именно президентские выборы 9 марта 2022 г.

 «Эффект Ли Чжун Сока» заметен не только среди консерваторов, но и во всех политических сила Кореи. Демократы с большим вниманием следили за выборами у конкурентов. Можно сказать, что следили с обеспокоенностью и завистью. Оппозиция явно смогла пойти на то, чтобы «дать шанс» новым силам, что импонирует значительной части корейского электората, которая устала от «традиционных» политиков. В правящей партии новым лидером стал же «классик» - 58-летний Сон Ён Гиль, который пять раз был депутатом парламента. В этом плане подход «Силы народа» сейчас выглядит (как минимум по внешним признакам) более новаторским, радикальным и современным. А это, повторимся, то, чего корейские избиратели требуют от своих политиков уже давно. Можно ожидать, что и демократы и прочие партии начнут пытаться выдвигать вперед молодежь, хотя бы ради нейтрализации «эффекта Ли».

Для самого Ли Чжун Сока всё будет зависеть от выборов в марте 2022 г. Если победит его партия, то Ли будет иметь хорошие основания (хотя он имеет и сейчас), чтобы замахнуться на большее – на пост президента страны в 2027 г. Примечательно, что Ли Чжун Сок сейчас вышел на третье место по популярности среди кандидатов в президенты, и в стране стали слышны призывы снизить возрастную планку для кандидатов в лидеры страны (сейчас в Южной Корее президентом не может быть человек моложе 40 лет).

Но, возможно, для президентства Ли Чжун Соку пока еще не набрался опыта реальных политических схваток, но он сделал хороший задел на будущее и получил шанс теперь еще больше прославиться и показать себя с самой выгодной стороны. В целом же, внутренняя политика Южной Кореи претерпевает период серьезных перемен, что стало хорошо заметно на примере 36-летнего политика. Этот феномен отражает не только процесс перестройки внутренней политики страны, но и всего южнокорейского общества, где всё большее влияние приобретают новые тенденции, силы, а на передний план выходят люди с иным мировоззрением и ценностями, подчас бросая вызов традициям и привычкам, доминировавшим долгое время. 

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.