Комментарий ARRC: «K-Semiconductor Belt» - ответ Южной Кореи на глобальную «битву за полупроводники»

Комментарий ARRC: «K-Semiconductor Belt» - ответ Южной Кореи на глобальную «битву за полупроводники»

 

На фоне глобального дефицита и нестабильности поставок полупроводников, ужесточения конкуренции на рынке, а также в условиях попыток США и КНР переформатировать соответствующие цепочки производства и поставок Южная Корея заявила собственную стратегию развития полупроводниковой промышленности – «K-Semiconductor Belt». Её основными целями обозначены укрепление позиций и конкурентоспособности компаний Республики Корея (РК), прежде всего таких лидеров как Samsung Electronics и SK Hynix, в сегменте чипов памяти, а также расширение доли на рынке системных полупроводников. Масштабы инвестиций и мер поддержки со стороны властей РК на первый взгляд выглядят внушительными, однако они объективно уступают программам основных конкурентов – Тайваня, США и Китая. Более того, действия Сеула выглядят скорее как рефлексия на завязывающийся глобальный передел рынка и попытка закрепиться там, где ещё возможно и не слишком поздно.

«Полупроводниковый пояс Кореи»

13 мая президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин, находясь на строящемся заводе по производству полупроводников Samsung в Пхёнтхэке, объявил о разработке концепции «K-Semiconductor Belt», предусматривающей создание к 2030 году в РК крупнейшей в мире цепочки поставок полупроводников с участием корпораций Samsung Electronics и SK Hynix. «Пояс» охватит все сферы полупроводников, включая производство, материалы, комплектующие и оборудование, разработку и проектирование. Фактически речь идёт о создании нескольких специализированных, но интегрированных друг с другом кластеров в западной и центральной частях страны. Так, в Пхангё появятся бесфабричные кампании (проектирование и разработка микросхем), а в Хвасоне, Пхёнтхэке, Чхончжу, Кихыне, Ичхоне, Ымсоне предполагается расширить мощности по выпуску чипов памяти и контрактному производству полупроводниковой продукции. В Чхонане, Онъяне и Квансане будут созданы передовые сборочные предприятия, а в Йонъине и Хвасоне – комплексы, специализирующиеся на сырье и материалах, комплектующих и оборудовании.

Вклад бизнеса

Для реализации подобной программы в течение следующих 10 лет производители микросхем РК (порядка 153 компаний) намерены инвестировать в расширение производства, профильные исследования и разработки более 510 трлн. вон (около 451 млрд. долларов). Из них в текущем году – 41,8 трлн. вон.

В частности, Samsung Electronics заявила о дополнительном увеличении своих инвестиционных планов, касающихся развития сектора полупроводников, на 38 трлн. вон, доведя общий объём долгосрочных инвестиций до 171 трлн. вон (ранее было объявлено о сумме в 133 трлн. вон). При этом средства пойдут на нужды научно-исследовательских разработок и расширение литейного производства, как в сегменте чипов памяти, так и системных полупроводников. Компания намерена распространить технологии EUV (фотолитография в глубоком ультрафиолете) на грядущие чипы DRAMS, а также разработать микросхемы памяти с высокой пропускной способностью и стимулировать исследования будущих технологических решений, таких как HBM-PIM и CXL DRAM.

Уже ко второй половине 2022 года Samsung Electronics планирует завершить строительство третьей производственной линии на своём комплексе в Пхёнтхэке. Завод P3 должен стать самым передовым (оснащён EUV-оборудованием, позволяющим изготовлять чипы формата 7 нм и менее) и крупнейшим полупроводниковым кластером в мире. Предприятие будет выпускать чипы DRAM на 14 нм и логические интегральные микросхемы 5 нм. Суммарный объём инвестиций в проект оценивается в более чем 50 трлн. вон. С учётом того, что среднегодовой объём инвестиций Samsung Electronics в полупроводники памяти составляет свыше 20 трлн. вон, именно на них придётся львиная доля капиталовложений – порядка 370 трлн. вон из заявленных 510 трлн. вон.

SK Hynix пока не представила конкретных цифр, но обозначила наличие планов удвоить свои литейные мощности по выпуску 8-дюймовой продукции. По предварительным оценкам, её инвестиции должны составить около 100-120 трлн. вон.

Кроме того, голландская ASML, ведущий в мире производитель промышленного оборудования для производства полупроводников, инвестирует 240 млрд. вон в строительство учебного центра и предприятия по восстановлению EUV-оборудования. Предполагается, что объект будет введён в эксплуатацию уже к 2024 году. 

«Государство вам поможет!»

Для достижения цели по превращению в мирового лидера в производстве не только чипов памяти, но и системных микросхем власти РК готовы предоставить национальному бизнесу внушительные налоговые послабления, а также предпринять масштабные меры административной, финансовой и инфраструктурной поддержки.

В частности, за счёт введения нового понятия «ключевые стратегические технологии» предусмотрены налоговые льготы для инвестиций в профильные проекты НИОКР: для крупных и средних производителей в размере до 30-40% (ранее от 2 до 30%), для мелких – 40-50% (вместо 25%). Предусмотрены преференции по налогам и для капиталовложений в производство и оборудование: для крупных компаний 6% (до этого 1%), для средних – 8% (3%), для мелких – 16% (10%). Льготные режимы будут действовать со второй половины текущего года и до конца 2024 г.

К 2023 году планируется создать «специальный инвестиционный фонд» в размере 1 трлн. вон. Его средства пойдут на выделение финансов фирмам, которые хотят наращивать 8-дюймовое литейное производство и вкладывать средства в сферу материалов, комплектующих и сборки полупроводников, целевых кредитов под фиксированную ставку, сниженную на 1%. Власти также выделят 2,5 трлн. вон на НИОКР, включая разработку чипов следующего поколения.

В качестве мер инфраструктурной поддержки государство берёт на себя обязательства обеспечить в течение ближайших 10 лет водоканализационное и льготное электроснабжение (с дисконтом до 50%) промышленных объектов индустрии. Кроме того, предполагается облегчить режим ввода в эксплуатацию и контроля на предприятиях оборудования для обработки химических веществ, газа под высоким давлением и пр.

Следующие 10 лет власти Южной Кореи намерены содействовать подготовке квалифицированных кадров для полупроводниковой промышленности – 36 тыс. специалистов. Предусмотрены меры поддержки 14,4 тыс. студентов-бакалавров, обучающихся по профилю, а также 13,4 тыс. работников компаний по направлениям проектирование микросхем и производственные процессы. За счёт соинвестирования между государством и бизнесом предполагается расширить до 7 тыс. человек магистерские и докторские программы. По аналогии с США ведётся обсуждение вопроса принятия специального закона о полупроводниках, который должен обеспечить беспрепятственное выполнение объявленной стратегии.

Ожидается, что предложенные меры должны привести к увеличению к 2030 году вдвое объёма экспорта РК микросхем – до 200 млрд. долларов и созданию 270 тыс. новых рабочих мест.

Но главные конкуренты тоже не дремлют…

Впрочем, основные соперники Южной Кореи не только не отстают от неё, но уже вовсю реализуют стратегии и планы развития собственной индустрии полупроводников.

Так, в январе т.г. США приняли закон об ассигнованиях на национальную оборону (NDAA), который предусматривает субсидирование и меры поддержки национального производства полупроводников. На каждый проект создания на территории страны соответствующих производственных мощностей предполагается выделение до 3 млрд. долларов субсидий. Американские власти запрашивают у Конгресса выделение 50 млрд. долларов в качестве дополнительных мер поддержки индустрии полупроводников. Кроме того, действует 20% налоговый вычет на некоторые расходы, связанные с НИОКР. Разработан, но пока не принят «законопроект об американских чипах», предусматривающих 40% налоговую льготу на инвестиции в сектор полупроводников.

КНР уже несколько лет прилагает усилия по обеспечению собственного производства современных полупроводников в рамках стратегии «Made in China 2025», которые существенно активизировались после введения Вашингтоном секторальных антикитайских санкций. Общий объём инвестиций Пекина в отрасль оценивается на уровне 140-150 млрд. долл., а налоговые льготы варьируются в зависимости от сложности и технологичности производственного процесса. Компании отрасли освобождены от корпоративного налога, а их сотрудники платят пониженный подоходный налог.

Европейский Союз (ЕС) сформировал производственную базу для выпуска полупроводников на основе сверхтонких кристаллов формата менее 10 нм и проводит политику, направленную на обеспечение доли мирового рынка в 20%. Предусмотрены и субсидии в размере 20-40% от объёма инвестиций в производство. Известно и о наличии плана инвестиций в размере 50 млрд. евро (около 68,4 трлн. вон).

На Тайване применяется налоговые льготы 15% и 5% для затрат на НИОКР и инвестиций в высокотехнологичные промышленные объекты, а планы капиталовложений национального лидера TSMC на следующие 3 года превышают 100 млрд. долл.

Так ли крепок «K-Belt»?

Как уже было указано выше, основным спонсором стратегии «K-Semiconductor Belt» выступит Samsung Electronics, чьи инвестиционные расходы в производство полупроводников являются одними из самых высоких в мире. Так, в прошлом году из 38,5 трлн. вон затрат на оборудование 32,9 трлн. вон пришлось именно на сферу полупроводников. Из них 20 трлн. пошло в сегмент чипов памяти, а 13 трлн. вон в литейное производство системных микросхем.

Суммы внушительные, однако, если взглянуть на масштабы инвестиций основного конкурента Samsung, тайваньской TSMC, то становится понятно, что их недостаточно для достижения заявленной цели – стать ведущим поставщиком системных полупроводников в мире. Действующий лидер сегмента TSMC (54% рынка против 17% у южнокорейской компании) в текущем году уже заявила о намерении вложить в отрасль в течение следующих трёх лет 100 млрд. долларов (около 113 трлн. вон). Таким образом, её среднегодовые 37 трлн. вон в литейный сектор превышают весь годовой объём инвестиций Samsung Electronics (в память и системные полупроводники вместе взятые). Это не говоря уже о планах тайванцев увеличить количество своих полупроводниковых заводов в США (штат Аризона) с одного до шести. Таким образом, очевидно, что инвестиции корейцев в системные полупроводники и литейное производство относительно невелики – если сравнивать с главными конкурентами. Даже если предположить, что в данный сектор пойдёт большая часть из анонсированного к 2030 году 171 трлн. вон, выходит сумма меньше 17 трлн. вон в год, что практически в два раза уступает вложениям TSMC.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и американцев, чей лидер Intel уже готов вмешаться в передел рынка, заявив о планах расширения инвестиций в литейное производство. Компания вложит 20 млрд. долларов в строительство двух новых заводов по выпуску системных полупроводников в штате Аризона (США). Кроме того, у неё также присутствуют планы дополнительных инвестиций в расширение производства в Европе.

Выбор момента: сейчас или никогда

Согласно результатам исследования Национального союза предпринимателей РК, за последние три года (с 2018 по 2020 гг.) в Южной Корее оказалось всего семь полупроводниковых компаний (включая Samsung Electronics и SK Hynix) с объёмом продаж более 1 трлн. вон. Среди них всего одна занимается проектированием и разработкой микросхем (бесфабричная кампания) – Silicon Works, хотя данное направление считается «корнем» полупроводниковых технологий. При этом у основных конкурентов-тайванцев в этой категории есть MediaTek (чипсеты для смартфонов), Novatek (чипы для дисплеев), Realtek (производитель сетевых микросхем) и другие.

На этом фоне в США число фирм, работающих в отрасли полупроводников и имеющих доход более 1 трлн. вон, - 32: Intel (полупроводники в комплексе), Qualcomm (проектирование и дизайн чипов), Ram Research (оборудование) и др.; на Тайване - 21, включая TSMC (литейное производство), ASE (сборка) и MediaTek; в Китае - 17 (SMIC и пр.).

Темпы роста валовой (общей) прибыли 143 южнокорейских компаний, относящихся к полупроводниковой промышленности, в 2020 году определены на уровне 12,7%. Аналогичные показатели конкурирующих с ними тайваньских и китайских фирм – 36,8% и 44,9%. Данный факт объясняется, прежде всего, ориентацией на производство чипов памяти и высоким уровнем зависимости от них.

Южная Корея уступает основным конкурентам и по размеру ассигнований на новые научно-исследовательские и конструкторские разработки. В прошлом году на эти цели было потрачено 6,9% бюджета, в то время как у тайванцев 18,2%. Доля расходов на НИОКР в соотношении к продажам также «проседает» - 8,7% (РК) против 9% (Тайвань) и 16,4% (США).

Ожидаемый итог 

Индустрия производства полупроводников занимает важное место в экономике Южной Кореи. На неё приходится почти 20% экспорта страны и 45% от всех инвестиций в производство. Бесспорный факт заключается в том, что Samsung Electronics и SK Hynix имеют устойчивые позиции только в сегменте мирового рынка чипов памяти. Но на него приходится не более 30% от общего глобального объёма продаж полупроводниковой продукции. Остальные 70% - сектор системных полупроводников, куда корейские компании очевидно опоздали. В этой связи некоторые эксперты высказывают мнение, согласно которому в случае отсутствия масштабных мер поддержки Корея через несколько лет может утратить имеющееся преимущество, а также лидерство на рынке микросхем памяти.

Время поджимает, поскольку США и Китай активно разворачивают борьбу за превосходство в отрасли производства полупроводников, в которую вливаются колоссальные финансовые средства. В случае отсутствия мер реагирования Сеул рискует быть «отрезанным» от перспективной индустрии будущего.

Здесь на сцену и выходит южнокорейская стратегия «K-Semiconductor Belt», направленная на то, чтобы ускорить разработку технологий, укрепить положение компаний РК на рынке за счёт получения преимуществ и увеличить их разрыв от основных конкурентов в сегменте памяти DRAM и NAND. Ожидается, что за счёт заявленных инвестиций и мер государственной поддержки Южная Корея сумеет решить поставленную задачу.

Обоснованные сомнения в успехе итогового результата вызывает вторая поставленная цель «Пояса» - выйти к 2030 году на первое место в мире в отрасли системных полупроводников и литейного производства. Она предполагает вызов и навязывание конкуренции более крупным лидерам сектора, таким как TSMC (в контрактном производстве микросхем), Qualcomm (дизайн и проектирование, чипы для мобильных устройств) и другие компании. Однако для этого требуются масштабные упреждающие инвестиции в данный сектор, которых мы не видим в стратегии «K-Semiconductor Belt». Корейцы не только на несколько лет отстают от тайваньской TSMC, но и уступают ей по размерам планируемых инвестиционных вливаний. В этой связи представляется, что структура полупроводниковой промышленности РК, которая сконцентрирована на выпуске чипов памяти, неспособна в текущих реалиях параллельно создать доминирующую в мире экосистему отрасли системных микросхем (проектирование и разработка – сырьё и материалы – оборудование – производство).

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.