Комментарий ARRC: США и Китай поставили Южную Корею перед непростым выбором
Наметившееся еще при Дональде Трампе противостояние между США и Китаем получило еще более принципиальный и интенсивный характер с приходом к власти нового американского лидера Джо Байдена. Вашингтон для сдерживания Пекина мобилизует все возможности, включая привлечение союзников к антикитайским инициативам. Это всё поставило Южную Корею перед непростым выбором, которая не хотела бы ссориться ни с одной из супердержав, но, похоже, пространство для маневра у Сеула сужается. Он может и неохотно, но вынужден будет так или иначе оказать поддержку генеральной антикитайской линии США, хотя и постарается не выступать на первых ролях и будет стараться убеждать Китай сохранить конструктивные отношения.
Дипломатическая эквилибристика Сеула в начале апреля
В самом начале апреля в Аннаполисе (США) и Сямэне (КНР) с разницей буквально в несколько часов прошли встречи высокопоставленных представителей правительства Южной Кореи с руководством США и Китая. 2 апреля в Аннаполисе недалеко от Вашингтона в Академии ВМС провели переговоры помощники по вопросам безопасности президентов США, Японии и Республики Корея (РК) – помощник президента США по вопросам национальной безопасности Джэйк Салливан, генеральный секретарь Совета национальной безопасности Японии Сигэру Китамуро и начальник Управления национальной безопасности администрации президента РК Со Хун. А уже 3 апреля в китайском Сямэне прошли консультации глав внешнеполитических ведомств Китая и Южной Кореи – Ван И и Чон Ы Ёна.
Повестка дня в ходе как первых, так и вторых переговоров была примерно одинаковая и сводилась к обсуждению важнейших вопросов региональной безопасности и стабильности. США объясняли Японии и Южной Корее, что Вашингтон собирается делать в регионе и, в частности, как он намерен выстраивать линию сдерживания Китая. От союзников же ожидалось «понимание» и активное участие в этих инициативах США.
В Сямэне глава МИД КНДР наоборот убеждал южнокорейского министра не примыкать в любым инициативам, направленным против КНР. Также дипломаты общались по поводу Северной Кореи, что очень важно и актуально как для Сеула, так и Пекина.
Южная Корея и американо-китайское технологическое противостояние
Схватка между США и КНР не ограничивается только политикой и сферой обороны и, пожалуй, даже более интенсивно разворачивается в области передовых технологий и экономики. И здесь Южную Корею еще более активно пытаются втянуть на стороне США в это противостояние (подробнее см. наш материал «Сеул и «антикитайский полупроводниковый фронт» США» от 1 мая 2021 г.).
Так, 12 апреля по инициативе американского президента Джо Байдена Белый дом организовал закрытую онлайн-встречу с руководителями ведущих американских технологических концернов, включая Alphabet (материнская компания Google), Intel, AT & T, General Motors, Ford и других. От зарубежного бизнеса были приглашены представители тайваньской Taiwan Semiconductor Manufacturing Co. (TSMC, ведущая мировая литейная корпорация) и южнокорейской Samsung Electronics (первое место в мире по выпуску чипов памяти, второе в сфере литейной продукции). В ходе встречи обсуждался вопрос необходимости создания на территории США современной инфраструктуры производства полупроводников, а также переформатирования соответствующих цепочек поставок.
Байден на встрече с бизнесменами чётко дал понять, что уже в ближайшем будущем треть от мирового объёма полупроводниковых микросхем должна будет производиться в США (на текущий момент американская доля рынка составляет всего 12%). Это позволит обеспечить Вашингтону стабильные поставки чипов для нужд стратегических отраслей, а также защититься от возможных геополитических рисков, таких как торговая война с Китаем, а также, при необходимости, оказывать давление на своих конкурентов и соперников – в первую очередь опять же на КНР.
Привлекая ведущих производителей Южной Кореи и Тайваня к этой инициативе, США будут стараться «выключить» Китай из цепочки производства и поставок современных полупроводников, разрушив планы последнего по обеспечению собственной независимости в данной сегменте.
Подобные намерения США ставят южнокорейскую компанию Samsung Electronics, которую Вашингтон видит как одного из ключевых участников антикитайских инициатив, в довольно сложное положение, вынуждая разрываться между двумя стратегическими рынками с неизбежно негативными для себя последствиями в случае однозначного выбора в пользу одного из них. Усилиями США озабочено и политическое руководство Республики Корея (РК), не желающее участвовать в конфликте двух стран. Более того, Сеул располагает собственными планами укрепления своих позиций на рынке, в том числе путём расширения производственных мощностей на территории РК.
Попытка Сеула усидеть на двух стульях
Насколько известно, США в ходе переговоров 2 апреля, а также прочих дополнительных консультаций довели до Японии и Южной Кореи основную суть своей итоговой официальной линии в отношении КНДР и Китая и подчеркнули, что союзники должны поддержать курс «главного военно-стратегического партнера».
В отличии же от США, которые требуют от РК активно поддерживать их линию и идти на антикитайские шаги, Пекин понимает, что Сеул не будет выступать на стороне КНР против США, а потому настаивает хотя бы на нейтралитете южнокорейцев.
Если с Японией у США проблем не возникло, и Токио уже неоднократно подчеркивал, что согласен с активизацией давления на Китай, то с Южной Кореей оказалось сложнее. Сеул отнюдь не горит желанием присоединяться к крестовому походу против своего главного торгового партнера в лице Китая, но в то же время не хочет портить отношения и с главным военно-политическим союзником в лице США.
Идеальным для РК положением является продолжение сотрудничества как с США, так и Китаем, максимально дистанцируясь от их конфликта и сохраняя нейтралитет. От США Южная Корея получает необходимую ей военную защиту от потенциальной угрозы со стороны Пхеньяна, покровительство на международной арене, сотрудничество в сфере технологий, финансов, доступ к американскому рынку, да и в целом южнокорейская элита и народ очень сильно связаны с США и во многом ориентируются на американские стандарты. От Китая же Сеул имеет доступ к огромному рынку КНР и содействие по северокорейской проблеме. В настоящий момент официальная позиция Сеула по проблематике КНДР чаще звучит в унисон с китайской, а не американской линией. А потому, повторимся, Южной Корее хорошо дружить как с США, так и с Китаем и очень не хотелось бы ввязываться в драку на стороне кого-либо из этих гигантов.
Мун Чжэ Ину остается только затягивать время
Однако, похоже, Южной Корее как из-за ее положения, влияния, технологических, экономических, военных возможностей, а также из-за политики США будет все сложнее сохранять нейтралитет. Мощная ставка США на скоординированную политику в рамках альянсов, совместных усилий и нежелание Китая просто «проглатывать» выпады против него делают положение Сеула сложным. Рано или поздно Южной Корее придется сделать выбор, и, насколько можно судить, он будет сделан в пользу США, хотя Сеул и постарается добиться того, чтобы РК не была в авангарде антикитайских усилий, а КНР бы не стала слишком активно пытаться наказывать РК.
Высока вероятность, что США поставят «вопрос ребром» уже совсем скоро – 21 мая, когда состоятся американо-южнокорейский саммит, в ходе которого г «китайский вопрос» Джо Байден точно не обойдет вниманием.
Южная Корея и ее лидер Мун Чжэ Ин же скорее всего по-прежнему продолжат пытаться лавировать между Вашингтоном и Пекином. С учетом всех обстоятельств, нынешнее политическое руководство РК постарается отложить решение вопроса, переложив это нелегкое бремя на следующую администрацию, так как это вполне реально сделать. Уже в начале марта 2022 г. в Южной Корее пройдут президентские выборы, на которых нынешний лидер РК Мун Чжэ Ин не имеет права баллотироваться. А это значит, что все эти непростые вопросы станут скорее всего головной болью уже следующего президента Южной Кореи и его окружения.
О компании Asia Risk Research Center
Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.
Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.