Анализ ситуации: Сеул и «антикитайский полупроводниковый фронт» США

Анализ ситуации: Сеул и «антикитайский полупроводниковый фронт» США

 

Вашингтон пытается сформировать единый «антикитайский технологический фронт», лишив КНР доступа к передовым технологиям, развернув производства полупроводников на территории США и сделав сферу полупроводниковой промышленности одним из главных участков глобального противостояния Пекину. Подобные планы ставят южнокорейскую компанию Samsung Electronics, которую Вашингтон видит как одного из ключевых участников антикитайских инициатив, в довольно сложное положение, вынуждая разрываться между двумя стратегическими рынками с неизбежно негативными для себя последствиями в случае однозначного выбора в пользу одного из них. Усилиями США озабочено и политическое руководство Республики Корея (РК), не желающее участвовать в конфликте двух стран. Более того, Сеул располагает собственными планами укрепления своих позиций на рынке, в т.ч. путём расширения производственных мощностей на территории РК.

Встреча в Белом доме и её подоплёка 

Идея «технологической изоляции» КНР не нова. Больше года назад администрация Дональда Трампа уже пыталась консолидировать своих региональных союзников на антикитайской основе. Тогда США предлагали Южной Кореи и другим странам участие в создании «Сети экономического процветания» (Economic Prosperity Network – EPN), фактической задачей которой стояла экономическая изоляция Китая. Кроме того, американские власти также требовали от союзников ввести запрет на импорт коммуникационного оборудования, производимого китайскими компании «Huawei» и «ZTE», и прекратить поставлять им полупроводниковые чипы, микросхемы и иные комплектующие. Сеул принял ряд полумер, частично ограничивших поставки китайского оборудования, однако заявил, что «с позиции южнокорейских властей есть определённые ограничения, не позволяющие им в полной мере влиять на действия и решения частных компаний». Фактически, правительство РК под благовидным предлогом отказалось полностью принять американскую сторону, сославшись на невозможность демократического государства оказать прямое и жёсткое влияние на крупный национальный бизнес.

Вероятно, учтя этот момент, а также итоги недавних переговоров представителей США и РК в формате «2+2», по результатам которых Южная Корея также отвергла идею однозначного и полного участия в «антикитайском крестовом походе» Америки, новая администрация Белого дома решила разговаривать с Samsung Electronics напрямую.

12 апреля по инициативе американского президента Джо Байдена Белый дом организовал закрытую онлайн-встречу с руководителями ведущих американских технологических концернов, таких как Alphabet (материнская компания Google), Intel, AT & T, General Motors, Ford и других. От зарубежного бизнеса на мероприятие были приглашены представители тайваньской Taiwan Semiconductor Manufacturing Co. (TSMC, ведущая мировая литейная корпорация) и южнокорейской Samsung Electronics (занимает первое место в мире по выпуску чипов памяти, второе в сфере литейной продукции). Участие двух крупнейших контрактных производителей полупроводников, контролирующих более 70% этого сегмента мирового рынка, обусловлено повесткой встречи. А она заключалась в обсуждении вопроса необходимости создания на территории США современной инфраструктуры производства полупроводников, а также переформатирования соответствующих цепочек поставок.

В ходе встречи в Белом доме Байден чётко дал понять, что уже в ближайшем будущем треть от мирового объёма полупроводниковых микросхем должна будет производиться в США (на текущий момент американская доля рынка составляет всего 12%). Это позволит обеспечить Вашингтону стабильные поставки чипов для нужд своих стратегических отраслей, а также защититься от возможных геополитических рисков, таких, как «торговая война» с Китаем, из-за которых может нарушиться цепочка поставок данной продукции в страну. Кроме того, за счёт этого США намерены укрепить свои позиции на рынке в целях получения контроля и возможности оказывать на него управляющее воздействие. А вкупе с координацией действий с союзниками и основными игроками (крупнейшие производства размещены на Тайване, в Южной Корее и Японии) – попытаться «выключить» Китай из цепочки производства и поставок современных полупроводников, разрушив планы последнего по обеспечению собственной независимости в данной сегменте.

Китай тоже готовится к противостоянию

Сектор полупроводниковой промышленности уже несколько лет входит в число приоритетных направлений государственного развития Китая. КНР – крупнейший потребитель полупроводников в мире. При этом местные предприятия производят не более 20% необходимого объёма чипов, остальное страна импортирует. В планах Пекина нарастить к 2025 году долю производимых в Китае полупроводников до 70%, а к 2030 г. выйти на полное самообеспечение ими. Ключевую роль в это должна сыграть Semiconductor Manufacturing International Corp. (SMIC) – крупнейший производитель чипов в КНР, активно увеличивающая свои производственные мощности. Государственное руководство реализует меры поддержки отечественных компаний-производителей микросхем путём предоставления налоговых и таможенных льгот. Так, до конца 2030 г. от импортных пошлин освобождается оборудование и комплектующие, а также сырье и материалы, аналогов которым на внутреннем рынке нет. При этом льготами могут пользоваться только технологичные и современные чипмейкеры, изготавливающие микросхемы как минимум по 65-нанометровому процессу.

В целях решения проблемы зависимости от импорта современных полупроводников КНР также необходимо преодолеть технологический разрыв с лидерами рынка - TSMC и Samsung. В частности, SMIC только в конце прошлого года запустила производство 7-нм чипов, в то время как тайванцы и корейцы выпускают их с 2018 года и переходят на производство 5-нм микросхем. Ограничения, введённые администрацией Д. Трампа в отношении «Huawei», заставили Китай форсировать усилия по развитию собственной полупроводниковой промышленности.

По итогам 2020 года КНР впервые возглавила список стран с наибольшими расходами на приобретение нового оборудования для производства полупроводников – 18,72 млрд. долларов (темпы роста 39%). Второе место занял Тайвань (TSMC) – 17,75 млрд. долларов (рост 0,2%). Третье Южная Корея – 16,8 млрд. долларов (увеличение на 61% за счёт активных инвестиций со стороны Samsung Electronics и SK Hynix). Далее расположились Япония с 7,58 млрд. долларов (рост на 21%) и Северная Америка – 6,53 млрд. долларов (спад на 20%). Мировые продажи соответствующего оборудования достигли рекордного уровня в 71,2 миллиарда долларов, что на 19% больше, чем годом ранее.

Статистика наглядно свидетельствует о том, что основными потребителями производственного оборудования для полупроводниковой промышленности стали Китай и РК. В то время как США им существенно уступают, что не может не вызывать недовольства и ответных действий американской стороны. Глобальный дефицит чипов и микросхем, с которым в 2021 году столкнулись многие страны мира, выступил катализатором разработки Вашингтоном соответствующей политики и мер.

Новые санкции Вашингтона против Китая?

Заявляя о необходимости наращивания присутствия США на мировом рынке полупроводников администрация Джо Байдена, вероятно, готовится расширить секторальные санкции в отношении Китая. В частности, предполагается, что Вашингтон в рамках усилий по сдерживанию роста китайской полупроводниковой промышленности может ввести ограничения на экспорт в КНР лазерного оборудования иммерсионной литографии на основе фторида аргона (ArF), а также систем глубокой ультрафиолетовой литографии (DUV). Данный вид оборудования технологически менее совершенен, чем системы экстремальной ультрафиолетовой литографии (EUV), являющиеся самыми передовыми инструментами производства микросхем, поставки которых Пекину были запрещены ранее механизмами вторичных американских санкций.

Действуя подобным образом и ограничивая Китаю импорт ключевого оборудования США могут побудить ведущих мировых производителей чипов, в числе которых TSMC, Samsung Electronics и SK Hynix, выбрать Америку, а не КНР в качестве площадки для расширения своего производства в период глобального дефицита полупроводников. Запрет на ввоз систем DUV в Китай, где расположены крупные предприятия по выпуску чипов памяти указанных выше южнокорейских концернов, приведёт к невозможности производства ими современных и востребованных микросхем на одном из своих ключевых рынков, что неизбежно отразится на сокращении прибыли.

Япония и Тайвань согласны идти против Китая

Как показали американо-японские переговоры на высшем уровне, состоявшиеся 16 апреля в ходе визита премьер-министра Ё. Суга в Вашингтон, Токио полностью готов принять участие в кампании США по сдерживанию Пекина, в т.ч. и на «полупроводниковом фронте». По их итогам стороны выразили намерение развивать двустороннее технологическое сотрудничество по таким направлениям как создание надёжных сетей 5G, производственно-логистические цепочки полупроводниковой продукции, искусственный интеллект, квантовые вычисления и прочее. Союзники договорились об инвестировании 4,5 млрд. долларов (2,5 млрд. США и 2 млрд. Япония) в проекты повышения своей конкурентоспособности в цифровой сфере и двустороннего сотрудничества в области информационно-коммуникационных технологий.

С тайваньской TSMC всё тоже достаточно ясно. В частности, известно, что компания планирует вложить 35 млрд. долларов в создание 6 новых заводов по производству 5-нм полупроводников в Аризоне. Частично строительство уже началось. Кроме того, TSMC намерена расширить взаимодействие и с Японией, где она создаст научно-исследовательское предприятие по разработке передовых микросхем и их постобработке.

Полупроводниковая промышленность Южной Кореи

«Торговая война» между КНР и США, а также усилия обеих сторон по развитию полупроводниковой промышленности вызывают озабоченность Республики Корея (РК), поскольку осуществление этих планов в любом случае грозит серьёзными изменениями конъюнктуры на глобальном рынке полупроводников.

Это не устраивает Сеул, который является на текущий момент одним из ключевых игроков и заинтересован в сохранении своего статуса за счёт совершенствования технологического потенциала. Так, согласно данным министерства торговли, промышленности и энергетики РК, по итогам 2020 года экспорт полупроводников составил 99,2 млрд. долларов, что на 5,6% выше показателей предыдущего года. Рекордного уровня в 30,3 млрд. долл. достигли поставки за рубеж системных микросхем, ставших пятой по величине статьёй экспорта. Прогнозируется, что в 2021 году поставки микросхем на внешние рынки увеличатся на 10,2% до 109,3 млрд. долларов. При этом экспорт чипов памяти вырастет на 12% и превысит 70 млрд. долл., а системных микросхем на 7% - до 31 млрд. долл.

Расходы Южной Кореи на закупку современного оборудования для производства полупроводников в текущем году, как ожидается, будут самыми крупными в мире – 18,9 млрд. долл. По данному показателю РК должна опередить своих конкурентов в лице Китая (16,8 млрд. долл.) и Тайваня (15,6 млрд. долл.). Значительная часть этих инвестиций будет потрачена на установку EUV систем на производственном комплексе Samsung Electronics в Пхёнтхэке (провинция Кёнги) и заводе M16 SK Hynix в Инчхоне (провинция Кёнги).

Сеулу не нравится противостояние США и КНР

Возможное ужесточение ограничительных мер в отношении Пекина со стороны Вашингтона беспокоит Сеул в виду вероятных последствий для южнокорейских предприятий по выпуску чипов, работающих на территории КНР.

Кроме того, активность администрации Байдена, направленная на увеличение объёма производства полупроводников в Америке путём привлечения инвестиций ведущих компаний сегмента, включая южнокорейские, сталкивается с интересами властей РК. Последние в ответ на усиление глобальной конкуренции разрабатывают собственный комплексный пакет мер развития полупроводниковой промышленности, где основное внимание уделено расширению инвестиций в литейный сегмент. Это ставит производителей Р. Корея (Samsung Electronics и SK Hynix) в сложное положение выбора объекта капиталовложений. С одной стороны, перспективный американский рынок, с другой – высокая зависимость от китайского рынка и сырья, с третьей - растущее давление своего правительства.

Спустя три дня после переговоров в Белом доме 15 апреля в администрации президента РК под председательством действующего главы государства Мун Чжэ Ина прошла расширенная встреча членов правительства, курирующих сектор экономики и промышленности, с представителями крупного национального бизнеса (Samsung Electronics, SK Hynix, Hyundai Motor, KSOE, SHI, HMM и другие). На ней обсуждались вопросы оказания мер государственной поддержки ключевым направлениям экономики Южной Кореи - полупроводники, судо- и автомобилестроение. По итогам была сформулирована стоящая перед Сеулом задача – сохранение лидирующих позиций на мировом рынке микросхем и увеличение технологического разрыва от конкурентов. Для её решения власти Южной Кореи намерены в условиях продолжительного глобального дефицита полупроводников и «торговой войны» между США и КНР активно поддерживать местных производителей.

В частности, министерство торговли, промышленности и энергетики представило президенту Муну комплексную стратегию развития полупроводниковой промышленности (K-Semiconductor Belt Strategy), которую планируется начать реализовывать уже в первой половине текущего года.

Правящие политические силы РК демонстрируют полную готовность оказать всю необходимую поддержку компаниям индустрии производства микросхем, что в дальнейшем с высокой степенью вероятности будет использовано в ходе президентской избирательной кампании 2022 года.

Как же быть Samsung Electronics?

Безусловно, усилия администрации Байдена, направленные на расширение ведущими мировыми производителями микросхем своих мощностей на территории США создадут сложности для Samsung, владеющего заводами как в США (Остин, штат Техас), так и в КНР (два предприятия в Сучжоу и Сиане). Ситуацию осложняет и накладывающееся давление со стороны южнокорейских властей, имеющих собственное видение отрасли.

Согласно ряду оценок, сейчас для Samsung Electronics наступает переломный момент в реализации его инвестиционной стратегии. С высокой долей вероятности руководство концерна возьмёт пример с политического руководства в Сеуле и будет пытаться нащупать хрупкое стратегическое равновесие, удовлетворив в разной степени все заинтересованные стороны.

Ожидается, что южнокорейский гигант в итоге примет решение о строительстве в США нового литейного производства в одном из трёх штатов - Техас, Аризона или Нью-Йорк (скорее всего в первом). Стоимость проекта оценивается в 17 млрд. долларов. Почти наверняка это будет негативно воспринято Пекином, что может отразиться на деятельности компании на китайском рынке.

В Южной Корее Samsung Electronics инвестирует более 25 млрд. долларов в создание третьего литейного завода в Пхёнтхэке (провинция Кёнги), который будет носить название P3 и станет самым передовым производством в стране (оснащён системами EUV) и крупнейшим в мире (площадь 700 тыс. кв. метров). Вместе с тем, с учётом высокой заинтересованности Сеула нельзя исключать, что реализация и расширение данного проекта (по некоторым данным, инвестиции могут возрасти до 35-45 млрд. долларов) могут быть увязаны с перспективой помилования вице-президента концерна Ли Джэ Ёна, отбывающего тюремный срок по обвинению в коррупции.

Встреча Муна и Байдена

Тема развития американо-южнокорейского сотрудничества в области высоких технологий и 4-й промышленной революции, куда относятся полупроводники, искусственный интеллект и сети 5G, практически наверняка будет затронута на предстоящей 21 мая личной встрече президентов США и РК в Вашингтоне. Однако, с учётом акцента американской стороны на её использование в целях противодействия развитию соответствующих направлений в КНР, Южная Корея не может не понимать, что это фактически будет призыв присоединиться к странам «полупроводниковой демократии» в борьбе с Китаем.

Руководство Южной Кореи, исходя из собственных национальных политических и экономических интересов, объективно не готово принять однозначное решение в пользу какой-либо из противоборствующих сторон. Исходя из этого, Сеул будет пытаться «усидеть на двух стульях», использовать тактику лавирования. Он будет пытаться найти баланс между своим главным союзником по безопасности и крупнейшим экономическим партнёром, по возможности сотрудничая с каждым из них. Однако, по мере обострения конфликта, в особенности, в случае расширения США санкций на поставки в КНР промышленного оборудования для производства полупроводников дипломатические возможности Сеула для манёвра между Вашингтоном и Пекином сузятся, поскольку США рассматривает вопрос нехватки полупроводников как проблему национальной безопасности.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.