Комментарий ARRC: Коронавирус и политика властей КНДР сокращают присутствие иностранцев в Стране чучхе

Комментарий ARRC: Коронавирус и политика властей КНДР сокращают присутствие иностранцев в Стране чучхе

 

На протяжении последнего года происходит существенное сокращение иностранного присутствия в Северной Корее: после начала эпидемии короновируса большинство проживавших в Северной Корее иностранцев покинуло страну. Судя по всему, власти КНДР намеренно подталкивают иностранцев к выезду из страны, а потому сокращение их численности, а также закрытие представительств иностранных государств будет продолжаться и в будущем, сведя в итоге к мизерному присутствию в КНДР граждан других стран.

Зарубежные дипмиссии в КНДР

КНДР была формально провозглашена в сентябре 1948 года, но до начала 1970-х годов большинство стран мира не признавали северокорейское правительство и не поддерживали с ним дипломатических отношений. Ситуация изменилась в начале семидесятых, а к концу девяностых КНДР имела дипломатические отношения с подавляющим большинством государств мира - на настоящий момент из крупных государств дипломатических отношений с КНДР не имеют только США и Япония.

Следует иметь в виду, что существование дипломатических отношений обычно не означает, что у той или иной страны есть посольство в Пхеньяне. Содержание посольства является достаточно дорогим удовольствием, и большинство средних и малых стран не готово нести соответствующие расходы, если их руководство не видит политической необходимости в поддержании регулярных контактов с КНДР. В результате у большинства стран роль посла в КНДР по совместительству выполняет посол в каком-нибудь соседнем государстве Восточной Азии (обычно – в Китае, теперь же всё чаще – посол в Южной Корее). Обязанности такого посла по части КНДР обычно сводятся к краткосрочным визитам в Пхеньян, куда посол приезжает один-два раза в год на несколько дней.

Свои посольства в Северной Корее в последние десятилетия считали нужным иметь 25-30 государств, причём большинство этих посольств содержало очень небольшой штат, состоящий из трех-четырех дипломатов. В некоторых случаях весь штат посольства мог вообще состоять из одного посла. Самыми крупными посольствами в Пхеньяне являются посольства России и Китая.

Помимо российского и китайского посольства, остальные иностранные миссии можно разделить на три группы. Во-первых, в Пхеньяне присутствуют посольства бывших стран социалистического лагеря (Польша, Чехия, Куба и др.). После падения в этих странах социализма многие из них сохранили свои посольства в столице КНДР. Во-вторых, после 2000 г. свои посольства там имеют некоторые из стран Западной Европы. Первые посольства страна Запада (в основном – скандинавских государств) появились там ещё в 1970-е гг., а к 2000 г. свои постоянные миссии в Пхеньяне открыли многие государства Западной Европы  (в том числе Германия и Великобритания). В-третьих, там присутствуют посольства некоторых крупных развивающихся стран, с которыми КНДР поддерживает тесные экономические и иные отношения (Иран, Пакистан, Египет, Индонезия).

Северная Корея достаточно подозрительно относилась и относится к присутствию на её территории иностранных миссий. Иностранные представительства рассматривают как гнездо шпионажа и, говоря шире, как возможный источник утечки за границу информации о внутреннем положении КНДР. Поэтому иностранные посольства и их персонал на протяжении многих десятилетий находятся под тщательным наблюдением органов безопасности. По жёсткости этого контроля Северная Корея, пожалуй, не имеет себе равных в мире, а объектами контроля являются и представительства тех стран, которые воспринимаются в Пхеньяне как дружественные.

Международные организации, бизнес и прочие

С конца 1990-х годов в Северной Корее стали появляться и представители международных организаций, занимающихся в первую очередь предоставлением гуманитарной помощи бедным странам. В этот период северокорейские власти признавали тот факт, что страна испытывает серьёзные проблемы с продовольствием, лекарствами и товарами первой необходимости. Соответственно, КНДР тогда приветствовала присутствие на своей территории международных гуманитарных миссий, с помощью которых получала различную помощь. Около 2005 года, когда присутствие международных гуманитарных организаций достигло пика, в Пхеньяне проживало несколько сотен их сотрудников.

Кроме дипломатов и сотрудников международных организаций следует упомянуть небольшое количество менеджеров и предпринимателей, работающих в фирмах, которые занимались или занимаются бизнесом в Северной Корее. Впрочем, даже до введения исключительно жёстких санкций ООН в 2018 году количество таких иностранцев было очень невелико. Около 2005 года на территории КНДР (в основном в Пхеньяне) находилось примерно 1-2 тысячи постоянно проживающих иностранцев.

Следует иметь в виду, что помимо сотрудников иностранных организаций и дипломатов, а также членов их семей, на территории КНДР почти нет постоянно проживающих иностранцев. Исторически сложилось так, что правом на постоянное проживание (ПМЖ) в Северной Корее пользовались только граждане КНР. На настоящий момент право на постоянное проживание в КНДР имеют около 5 тысяч граждан Китая, но при этом менее половины от этого числа фактически проживают в Северной Корее. Большинство китайцев, у которых есть северокорейский вид на жительство, в последние 10-15 лет выехали на территорию Китая, и лишь посещают Северную Корею, чтобы таким образом продлить себе вид на жительство, который даёт им возможность беспрепятственно заниматься трансграничной торговлей и иными видами бизнеса.

«Мы уходим с Востока, уходим…»

После начала пандемии, с февраля 2020 года, Северная Корея фактически прекратила сообщение с внешним миром, хотя время от времени организовывались выездные рейсы для иностранных дипломатов. Въезд и выезд в КНДР в настоящее время крайне затруднён. Показательно, что в некоторых случаях вернуться на родину не могут даже достаточно высокопоставленные северокорейские представители. В частности, по состоянию на начало апреля персонал посольства КНДР в Малайзии, который был вынужден покинуть страну после формального разрыва дипломатических отношений, не въехал в Северную Корею, а ожидает разрешения на въезд, находясь на территории Китая.

С конца весны 2020 года иностранные государства стали полностью закрывать свои посольства и иные официальные представительства в Пхеньяне. Если говорить о причинах, по которым происходит вывод иностранного персонала, то следует отметить три главных фактора: резкое ухудшение бытовых условий, снижение возможностей реальной работы и вопросы медицинской безопасности.

Во-первых, с весны 2020 года Северная Корея фактически прекратила внешнюю торговлю. В результате из магазинов исчезли импортные товары, которыми в силу своего их более высокого качества, в основном и использовались находящиеся в Северной Корее иностранцы. Во многих случаях в пхеньянских магазинах, в том числе и в элитных, стали появляться пустые полки. Товары местного производства тоже стали исчезать, поскольку при их изготовлении часто используются иностранные компоненты. В результате к началу 2021 года возникла ситуация, при которой в Пхеньяне стала проблемой даже покупка макарон и рыбных консервов.

Во-вторых, власти стремятся свести к минимуму присутствие в стране иностранцев. И в былые времена иностранцы имели ограниченные контакты со своими северокорейскими партнёрами, но в условиях коронавирусной эпидемии практически все контакты были свёрнуты. Можно предположить, что северокорейская сторона считает, что в нынешних условиях пребывание иностранцев на территории КНДР нецелесообразно. В этой обстановке полной изоляции, с точки зрения большинства находящихся в Пхеньяне иностранцев, их дальнейшее пребывание в КНДР становится бессмысленным, так как они фактически находятся под домашним арестом и не могут заниматься ничем тем, чем им полагается заниматься по должности. При этом с конца прошлого года сотрудники северокорейского МИДа стали прямо говорить иностранным дипломатам, что тем желательно покинуть страну. Обосновывалось это тем, что эпидемия коронавируса, скорее всего, продлится ещё долгое время, на протяжении которого не будет возможна никакая нормальная работа иностранных представительств.

Третьей проблемой является комплекс вопросов, связанных с медициной. И в былые времена медицинская ситуация в Северной Корее оставляла желать лучшего. Хотя дипломаты имели доступ к элитной (по северокорейским меркам) медицине, в случае серьёзной болезни лечение в Пхеньяне было затруднено или невозможно. В создавшейся ситуации, однако, проблемным становится даже эвакуация из страны заболевшего сотрудника иностранной миссии за границу. Привлёкший большое внимание прессы выезд семьи русских дипломатов через Хасан на ручной дрезине в конце февраля является достаточно типичной ситуацией – несколькими месяцами ранее пришлось аналогичным образом эвакуировать серьёзно заболевшего сотрудника одной из российских фирм.

На протяжении весны-лета 2020 года из Пхеньяна периодически, примерно раз в месяц, организовывались выезды иностранных граждан, причём каждый раз из страны выезжало по 30-50 человек. К осени 2021 года прекращение работы иностранных посольств приняло массовый характер, причём в первую очередь коснулось имеющихся в Пхеньяне посольств западных государств. К началу 2021 года из КНДР был полностью выведен личный состав посольств Германии, Великобритании, Италии, Швеции и Швейцарии. Покинули страну и многие посольства развивающихся стран. В частности, из Пхеньяна был выведен персонал посольства Бразилии и посольства Камбоджи. Эта последняя страна традиционно поддерживает с Северной Кореей весьма близкие отношения, и во многих случаях является базой для северокорейской легальной и нелегальной внешней торговли, дипломатической активности и разведывательных операций в Южной и Юго-Восточной Азии.

Недавно КНДР и Малайзия вообще разорвали дипломатические отношения, поводом для чего стала выдача властями Малайзии американцам северокорейского бизнесмена, которого ФБР США обвинила в отмывании денег, нарушении международных санкций и ряде других преступлений. Такой «уход» иностранного государства из КНДР является конечно же исключением, но все равно лишь усилил общую тенденцию к снижению зарубежного присутствия в Северной Корее. Впрочем, малазийских дипломатов не было в Пхеньяне еще с 2017 г., когда они покинули КНДР после обострения двусторонних отношений, что стало следствием убийства в аэропорту Куала-Лумпур старшего брата лидера КНДР Ким Чен Ына Ким Чен Нама, за чем, по мнению в том числе малазийцев, стояли спецслужбы КНДР и непосредственно глава государства. Но тогда всё же решили сохранить дипотношения, а также посольство КНДР в Малайзии, которое действовало вплоть до марта 2021 г. Теперь же ни двусторонних дипотношений, ни посольств не стало.

Чем меньше – тем лучше

Согласно информации, размещенной на официальной странице посольства РФ в КНДР, в начале апреля в Северной Корее находилось менее 290 иностранцев, в это число, предположительно, входят как дипломаты, так и члены их семей. В Пхеньяне действуют только девять послов и четыре временных поверенных в делах, причём персонал большинства оставшихся посольств сокращён до минимума. Более половины имевшихся в стране посольств полностью прекратили свою работу, а деятельность остальных сведена к минимуму, и сводится в основном к решению технических вопросов.

Резкое сокращение числа посольств является, предположительно, временной мерой – после окончания эпидемии многие из дипломатов вернутся в Пхеньян. Тем не менее, представляется вероятным, что руководство КНДР пытается использовать сложившуюся ситуацию для того, чтобы под благовидным предлогом сократить масштабы иностранного присутствия в стране. В условиях американо-китайского противостояния и санкционного режима у КНДР нет возможности проводить многовекторную дипломатию, да и шансы на получение иностранной помощи заметно снизились. В этих условиях руководство КНДР стремится отделаться от ставших ненужными иностранцев.

Кроме того, нельзя исключать и тот факт, что северокорейские власти также хотят сократить количество «иностранных глаз», которые наблюдают за ситуацией в стране. Хотя иностранные дипломаты (да и все прочие иностранцы) в КНДР достаточно серьезно ограничены в передвижении, а также в общении с местными гражданами (если сравнивать с ситуацией в подавляющем большинстве других стран), но все равно иностранцы вольно-невольно что-то видят, слышат, а потому потенциально могут спровоцировать утечку информации. Северокорейские власти традиционно очень жестко ограничивали поток информации в обе стороны. Это касалось как сведений, которые проникали в саму страну, доходя до рядовых северокорейцев, так и информации, которая уходила из КНДР за рубеж. Нынешнее политическое руководство КНДР во главе с Ким Чен Ыном еще более ужесточило контроль, а потому чем меньше в стране иностранцев, тем лучше. По крайней мере на данном этапе, когда от присутствия «зарубежных гостей» большой практической пользы нет. В этой связи можно ожидать, что в перспективе снижение иностранного присутствия в КНДР продолжится.  

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.