Анализ ситуации:  Перспективы задействования логистического проекта «Хасан – Раджин»

Анализ ситуации: Перспективы задействования логистического проекта «Хасан – Раджин»

 

Начавший свое полноценное функционирование с 2013 г. российско-северокорейский логистический проект «Хасан – Раджин» столкнулся с рядом трудностей политического характера, которые, несмотря на экономическую оправданность проекта, препятствуют его полноценной деятельности. Вместе с тем, «Хасан – Раджин» носит уникальный характер и имеет помимо своего первоначального предназначения также большой потенциал для задействования и в иных сферах, включая социальное, гуманитарное, образовательное и прочие направления.  

История проекта

В рамках договоренностей на высшем уровне о создании железнодорожного коридора, соединяющего северную и южную части Корейского полуострова с Россией (Московская декларация 2001 года), в период 2005-2014 гг. был построен проект «Хасан – Раджин». В рамках него проведена реконструкция 54 километров участка железнодорожного построен грузовой терминал, позволяющий одновременно обрабатывать два судна дедвейтом до 50 тыс. тонн. Проектная пропускная способность участка Хасан — Раджин и терминала рассчитана на 5 млн. тонн грузов в год. В настоящее время реализован 1-й этап на 2 млн. тонн.

Оператором проекта выступает совместное российско-северокорейское предприятие «РасонКонТранс» (CП «PKT»), созданное в целях реализации соглашения о сотрудничестве между Министерством железных дорог КНДР (МЖД КНДР) и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) от 24 апреля 2008 г. Инвестиции в проект составили порядка 9,5 млрд. рублей. Доли в регистрационном капитале распределены следующим образом: 70% - у российской стороны, 30% - у северокорейской. По истечении срока аренды все объекты будут переданы в собственность северокорейской стороне.

Первоначально целью создания совместного предприятия «РасонКонТранс» было строительство контейнерного терминала с проектной мощностью 400 тыс. TEU (двадцатифутовый эквивалент) с последующим расширением до 600-700 тыс. TEU в год. Планировалось, что он будет обслуживать грузовые потоки в направлении Южная Корея — Россия — Западная Европа и обратно, что позволило бы сократить транспортные расходы.

На основании меморандума о взаимопонимании, подписанного 13 ноября 2013 г., инициировано взаимодействие с южнокорейской стороной по привлечению в проект консорциума компаний «POSCO», «Korail» и «Hyundai Merchant Marine» в качестве стратегического инвестора.

С ноября 2014 г. по май 2015 г. осуществлена серия пилотных отгрузок в порты Южной Кореи порядка 180 тыс. тонн российского угля для нужд металлургического комплекса и электрогенерирующих мощностей РК. В декабря 2015 г. в тестовом режиме состоялась перевозка контейнеров с грузом минеральной воды из Китая через порт Раджин в Южную Корею. С 2014 года в рамках проекта «Хасан – Раджин» начались транзитные поставки российского угля в КНР. В частности, в 2014 году перевезено 0,1 млн. тонн, в 2015 году — 1,2 млн. тонн, в 2016 году — 1,5 млн. тонн.

В марте 2016 г. на фоне обострения ситуации на Корейском полуострове Южная Корея официально уведомила РФ о бессрочной приостановке переговоров о своём возможном участии в логистическом проекта «Хасан-Раджин».

Несмотря на это, в течение 2016-2017 гг. транспортировка угля через порт Раджин на юг Китая продолжилась, поскольку на проект не распространяются ограничения резолюций Совета Безопасности ООН № 2270 от 2 марта 2016 г. и № 2321 от 30 ноября 2016 г. В результате в 2017 году перевезено 2 млн. тонн угля.

Текущая ситуация

Несмотря на изъятие транзитных поставок российского угля через порт Раджин из международных санкций по линии СБ ООН в настоящее время проект фактически заморожен. Отсутствие с 2017 г. контрактов вследствие опасений со стороны компаний-игроков угольного рынка рисков санкционного воздействия для своего бизнеса, а также односторонние рестрикации со стороны стран США и ряда стран АТР, включая Южную Корею, привели к остановке операционной деятельности предприятия «РасонКонТранс» и его текущему простою.

Вместе с тем, экономический анализ последних результатов работы СП доказывает успешность проекта. Суммарный объём перевалки угля в страны АТР (Китай, Республика Корея) с начала операционной деятельности «РКТ» до ноября 2017 года составил около 5 млн. тонн. Показатели экономической эффективности 2017 года: EBITDA - 239 млн. руб., рентабельность по EBITDA - 28%, увеличение грузооборота (в сравнении с предыдущим годом) - 35%, среднемесячный объём отгрузок с января по октябрь 2017 г. - 205,3 тыс. мт (метрических тонн), при плановых 183,3 тыс. мт в месяц.

На сегодняшний день главной задачей СП «РасонКонТранс» является обеспечение грузопотока, достаточного для операционной рентабельности проекта «Хасан-Раджин» и обслуживания долга предприятия. В настоящий момент предмет деятельности СП ограничен исключительно перевалкой российского угля. Любое другое товароперемещение находится под санкционным запретом СБ ООН.

Проект по укреплению мира в регионе 

Проект «Хасан-Раджин» не ограничен сугубо коммерческой и экономической эффективностью для участвующих в нём сторон. Это возможность для политического, социального и межкультурного взаимодействия. В его основе лежит идея трёхстороннего сотрудничества России, КНДР и Республики Корея. Основная цель - развитие инфраструктуры, транспортно-логистической интеграции Евразийского пространства и стран Северо-Восточной Азии, что обеспечивает РК выход на материк.

Практическая реализация проекта в трёхстороннем формате на долгосрочной основе способна содействовать снижению политической напряжённости на Корейском полуострове за счёт непосредственного вовлечения Северной Кореи в совместную деятельность с РК.

Предприятие «РасонКонТранс» по инициативе российской стороны выведено из-под действия санкций ООН. Таким образом, проект выступает в качестве инструмента открытия экономики КНДР и продвижения к политической «разрядке», включая денуклеаризацию. Деятельность СП – это возможность «первого шага» в сторону Северной Кореи, площадка для мирного урегулирования корейского кризиса через экономическое сотрудничество.

Социальное направление

«Хасан-Раджин» также имеет важную социальную составляющую, поскольку на протяжении многих лет он был своего рода «окном» КНДР во внешний мир. За счёт него создаются новые рабочие места - на предприятии занято более 200 граждан КНДР, устанавливаются и развиваются новые социальные связи. Представители Северной Кореи приобретают практический опыт работы в условиях рыночной экономики: получают новые профессиональные знания и навыки.

В целом, за счёт планомерного и последовательного взаимодействия северокорейской стороны с СП «РасонКонТранс» медленно, но верно изменяется менталитет и способ мышления северян в плане большей открытости по отношению к иностранцам, нарабатываются неизвестные им ранее коммуникативные и поведенческие модели.

В случае выполнения ряда условий, а также общей разрядки политической обстановки вокруг Корейского полуострова в рамках проекта «Хасан-Раджин» на базе СП «РКТ» возможна организация в трёхстороннем формате (РФ, КНДР, РК) различных тренингов и курсов повышения квалификации специалистов сферы международной логистики, ВЭД, декларирования и т.п., а также технических и рабочих служащих.

Заслуживает внимания и инициатива проведения на регулярной основе в Раджине, а затем и в очередном порядке во Владивостоке и Пхохане/Пусане международных семинаров и конференций по профильным вопросам деятельности - технологии развития ж/д и портовой инфраструктуры в регионе, логистика и прочее.

Канал для оказания гуманитарной помощи

Также перспективным представляется предложение о возможности использовать «РКТ» в качестве канала для оказания гуманитарной помощи населению КНДР: предметы и товары первой необходимости, медикаменты, продукты питания, игрушки, школьные и канцелярские товары и т.д.

В настоящее время большая часть грузов гуманитарного характера поставляется в КНДР через переход «Даньдунь-Синыйчжу» на западе китайско-северокорейской границы. С учётом текущего состояния и особенностей логистической инфраструктуры Северной Кореи проект «Хасан-Раджин» может выступать «восточными вратами», которые позволят оптимизировать каналы доставки помощи.

Вопрос озабоченности «прозрачностью» гуманитарного канала и опасений на предмет того, чтобы оказанная помощь не была использована в милитаристских целях, решается организацией поставок с обязательным присутствием наблюдателей, мониторингом и видеофиксацией. Опыт работы предприятия, а именно - репутация в соблюдении регулирующих положений и резолюций СБ ООН, гарантирует отсутствие нарушений и соблюдение всех необходимых требований. Все финансовые, торговые и материально технические операции «РКТ» максимально прозрачны.

Региональный угольный терминал

Как представляется, в ближайшей перспективе существует три потенциальные возможности использования проекта «Хасан – Раджин» с точки зрения транспортировки угля:

  1. Возобновление транзита российского угля в страны АТР (Китай, Республика Корея и др.)
  2. Перевалка китайских грузов в контейнерах и навалом на юг КНР и в обратном направлении
  3. Транзит монгольского угля

Первый вариант возможен и реален, однако для его практической реализации всем вовлечённым сторонам (поставщик, перевозчик, покупатель) необходимо учитывать политическую составляющую, в частности, наличие односторонних санкций в отношении КНДР со стороны США и Южной Кореи.

Кроме того, требуется отсутствие предрассудков в отношении КНДР и принципиальная готовность принимающей стороны получить груз с территории Северной Кореи. Подобным критериям отвечает прежде всего КНР, следовательно данное направление может рассматриваться в качестве предпочтительного. В то же время, значимым фактором здесь является актуальная конъюнктура и условия на внутреннем угольном рынке Китая, спрос со стороны последнего на поставки угля из-за рубежа.

Для реализации проекта «Хасан-Раджин» в формате транзита российского угля в Южную Корею необходима прежде всего частичная отмена введённых в отношении КНДР односторонних санкций со стороны РК. Южная Корея является одним из основным потребителей российского угля. Так, в 2019 году его экспорт в страну составил 24 млн. тонн - 11,6% от общего объёма экспортных поставок РФ. По этому показателю РК заняла 2 место, незначительно уступив Китаю (12,9%). Проект «Хасан-Раджин» имеет конкурентные преимущества перед дальневосточными портами при транзите угля в АТР в виде короткого логистического плеча и меньшей стоимости услуг.

Отдельно необходимо отметить, что для перевалки экспортного угля портовых мощностей на Дальнем Востоке России существенно не хватает, и наличие проекта «Хасан-Раджин» не является конкуренцией перевалочным мощностям Восточного, Ванино, Находки и более мелких портов даже при условии его выхода на заявленную мощность 5 млн. тонн навалочных грузов в год.

В реализации второго варианта заинтересован Китай, поскольку в этом случае он получает столь необходимый ему выход в Японское море. Однако подобный сценарий пока оценивается как маловероятный в виду следующих моментов, не отвечающих интересам РФ. Прежде всего, такой формат развития данного транзитного коридора составляет прямую конкуренцию МТК «Приморье-2», порту Зарубино, а также отчасти порту Славянка.

В долгосрочной перспективе в случае развития проекта «Хасан-Раджин» в сторону его мультилатеризации и расширения состава участников, в частности, в рамках «Расширенной Туманганской Инициативы», присоединение к нему Китая представляется вполне возможным. В то же время, с учётом общего восприятия КНР Северной Кореи в качестве стратегически значимого региона и «буферной зоны», где для Пекина недопустимо усиление влияния сторонних игроков, возникают риски перехвата Пекином инициативы с целью получения доминирующего положения в проекте.

В отношении третьего варианта с транзитом монгольского угля перспективы представляются более реальными и обоснованными, чем кажется на первый взгляд. Присутствует вполне конкретный заявленный интерес Улан-Батора: транзит монгольских грузов через морские порты Дальнего Востока в страны АТР в объёме 20 млн. тонн в год различных товаров (руда, медь и пр.) и 10 млн. тонн угля по Транссибу через порт Восточный. Последний маршрут предпочтителен для Монголии. Однако в настоящее время свободных провозных мощностей железной дороги в направлении порт Восточный – порт Находка попросту нет (загрузка 97%), а в порту Восточный отсутствуют свободные склады для накапливания и хранения угля. Кроме того, транзит монгольского угля через российские порты - угроза невыполнения производственных планов угледобывающих компаний РФ.

В этой связи, его перевозка по Транссибу до северокорейского порта Раджин через железнодорожный пункт пропуска Хасан на границе с КНДР является более предпочтительной. Провозная способность Транссибирской магистрали на участке Барановский – Хасан и железнодорожного пункта пропуска Хасан позволяют удовлетворить потребность монгольской стороны. Этот вариант также предлагает более привлекательные по стоимости условия перевалки: 9 долларов за тонну в Раджине против 15 в порту Восточный.

В то же время, положения резолюций Совбеза ООН позволяют использовать проект «Хасан-Раджин» исключительно для транзита российского угля. Для перевозки монгольского требуется отдельное решение по линии ООН.

Аванпост интересов России в КНДР

Интересы России в проекте «Хасан-Раджин» непосредственно связаны с реализацией глобального «мегапроекта» стратегического значения по соединению Транссибирской и Транскорейской магистралей, начальным этапом которого он и является. Последний позволит Москве упрочить свои политико-экономические позиции на Корейском полуострове, расширить влияние на экономику КНДР за счёт присутствия в инфраструктурном секторе, а также использовать и развивать в выгодном для себя направлении международные транспортно-логистические коридоры региона.

При этом подход РФ выгодно отличается от китайского, для которого характерны агрессивная экономическая политика и экспансия. Это прекрасно понимают в Пхеньяне, поэтому и стараются, несмотря на объективно чрезвычайно высокую зависимость от Пекина, по возможности диверсифицировать каналы внешнеэкономического сотрудничества путём взаимодействия с Москвой.

Как представляется, проект «Хасан-Раджин» и СП «РасонКонТранс» выступают своего рода аванпостом интересов России в КНДР и на Корейском полуострове, создавая предпосылки для реализации иных трёхсторонних инициатив более крупного масштаба.

Сопряжение с «Тумангаснкой инициативой»

В случае успешной реализации вышеуказанных инициатив возможна дальнейшая интернационализация и институализация проекта «Хасан-Раджин» путём его включения в «Расширенную Туманганскую Инициативу» (РТИ), где СП «РасонКонТранс» может выполнять функцию оператора и координатора логистического сотрудничества стран региона. В дальнейшем, если ситуация вокруг КНДР получит позитивное развитие и будут частично сняты международные санкции это позволит существенно расширить спектр направлений взаимодействия. В частности, сформировать на основе «РКТ», но при сохранении решающей роли РФ, международный консорциум в составе компаний из России, Республики Корея и Китая, который мог бы под эгидой РТИ осуществлять модернизацию, восстановление и электрификацию сети железных дорог Северной Кореи.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.