Комментарий ARRC:  Военные учения США и Южной Кореи: быть или не быть?

Комментарий ARRC: Военные учения США и Южной Кореи: быть или не быть?

 

31 декабря 2020 г. в южнокорейских СМИ появилась информация о том, что представители США и Республики Корея приступили к обсуждению вопроса организации и проведения совместных военных учений в 2021 году. Начиная с 2018 года американский президент Д. Трамп отменил, либо сократил их масштаб в рамках достигнутых договорённостей с лидером КНДР Ким Чен Ыном. Известно, что Пхеньян крайне болезненно реагирует на подобного рода действия со стороны Сеула и Вашингтона. В условиях отсутствия полной ясности с внешнеполитическим курсом новой администрации США в отношении КНДР и перспектив возобновления американо-северокорейского диалога проведение совместных манёвров может послужить спусковым крючком для дальнейшего обострения ситуации вокруг Корейского полуострова. Кроме того, с учётом заинтересованности президента РК Мун Чжэ Ина в нормализации межкорейских отношений данная тема также способна стать одним из проблемных моментов политической повестки между США и Южной Кореей. 

Учения в 2020 году

Американо-южнокорейские учения традиционно проводятся в первой (март-апрель) и второй (август) половине года. Однако в 2020 году весенние манёвры были отменены из-за пандемии коронавирусной инфекции, а августовские прошли в усечённом формате с использованием средств компьютерной симуляции. В ходе них рассматривались варианты внезапного нападения Севера на Юг либо развития кризисной ситуации внутри КНДР, которая предполагала бы необходимость вторжения союзников. Пхеньян отреагировал на них в целом сдержано, назвав подобного рода действия «дурацкими играми с огнём».

Таким образом, последние полноценные совместные полевые манёвры воинских подразделений США и Р. Корея состоялись еще в начале 2018 года. Тогда в них приняли участие несколько десятков тысяч солдат и офицеров.

Интересы РК

Проведение военно-командных учений в их нормальном формате необходимо Сеулу, прежде всего, для отработки алгоритмов и методики действий по руководству объединёнными силами войск в целях аргументированного обоснования получения от США права на самостоятельное оперативное командование (OPCON) в случае войны на Корейском полуострове. Это является одним из обязательных условий.

Согласно последним договорённостям с Вашингтоном, Сеул должен получить полномочия контроля и управления над вооружёнными силами при возникновении кризисной ситуации в 2022 году. Установленные временные рамки стимулируют корейское руководство к максимально скорому приобретению военными страны необходимых навыков, умений и компетенций. Иначе это грозит очередным переносом сроков передачи OPCON.

С другой стороны, администрация президента РК Мун Чжэ Ина намерена учитывать и позицию КНДР по данному вопросу. В Сеуле небезосновательно опасаются, что совместные с Вашингтоном манёвры могут спровоцировать Пхеньян на ответные резкие шаги, что вызовет новый виток напряжённости на полуострове и отодвинет на неопределённую перспективу возобновление переговорного процесса по денуклеаризации, а также нормализацию отношений между Севером и Югом.

С учётом непростой внутриполитической ситуации в РК и оставшегося срока полномочий, а также того момента, что президент и его сторонники-демократы поставили значительную часть своего политического капитала на тему межкорейских отношений, это с большой долей вероятности будет означать их проигрыш на выборах 2022 года и приход к власти консерваторов.

Интересы США

Военно-политические круги США считают проведение полномасштабных военных учений необходимым, исходя из соображений практической целесообразности поддержания нормальной боеспособности войск и обеспечения защиты Южной Кореи от северокорейской угрозы. Пентагон и окружение нового американского президента настроено на возобновление и активизацию манёвров, полагая, что не следует поддаваться влиянию со стороны Пхеньяна.

Ещё одним аргументом в пользу их проведения выступает заинтересованность Джо Байдена в консолидации альянса и укреплении отношений РК, в т.ч. в военной сфере, которые были «подорваны» за время президентства Д. Трампа. За счёт плотного взаимодействия с Сеулом, а также другими союзниками в регионе, Вашингтон будет стремиться к обеспечению своего стратегического доминирующего положения и определяющей роли американского государства в Азии.

Северокорейский фактор

Вопрос совместных американо-южнокорейских военных учений весьма чувствителен для КНДР, что объясняется сценариями их проведения. Обычно Пхеньян реагирует достаточно нервно и зачастую использует их для оправдания собственных шагов по нагнетанию напряжённости, включая испытания ракет, проведение стрельб и собственных манёвров. К тому же, сейчас к власти в США пришла новая администрация, и Северная Корея может попытаться таким образом привлечь к себе её внимание с целью стимулирования переговорного процесса по денуклеаризации на выгодных себе условиях.

Кроме того, у северокорейского руководства и военных присутствует и практическая необходимость испытания новых образцов ракетного вооружения, продемонстрированных на параде в октябре 2020 г. Нельзя исключать, что в ответ на манёвры США и РК КНДР в той или иной форме испытает баллистическую ракету для подводных лодок «Пуккыксон-4», либо её отдельные элементы. Здесь возможны варианты от испытания силовой установки до тест-выброса с погружаемой баржи и полноценного запуска с подводной лодки. Могут, кстати, и показать субмарину нового типа, которая уже несколько лет как строится на верфи Синпхо на восточном побережье страны и должна находиться на завершающей стадии.

Что же дальше?

Консультации военных США и Южной Кореи в ближайшее время продолжатся. Решающим фактором станет развитие ситуации с коронавирусной инфекцией. Однако, как представляется, Вашингтон и Сеул будут вынуждены существенно сократить масштабы весенних манёвров из-за затянувшейся вспышки заболевания в обеих странах. В дальнейшем это неизбежно отразится и на вопросе OPCON – сроки передачи РК права на самостоятельное оперативное командование в кризисных ситуациях, скорее всего, будут сдвинуты на несколько лет. С другой стороны, реакция КНДР с высокой долей вероятности будет менее резкой и жёсткой, чем на полномасштабные практические манёвры.

Вместе с тем, уже летом ситуация может измениться. К августовским учениям военнослужащие США и РК будут провакцинированы от коронавируса, а внешнеполитический курс администрации Джо Байдена станет более чётким и ясным.

Таким образом, в дальнейшем всё будет зависеть от развития ситуации с распространением COVID-19, а также обстановки вокруг КНДР. С учётом обозначенных интересов сторон в данном вопросе нельзя исключать того, что тема военных учений США и РК может вызвать заметные противоречия между Вашингтоном и Сеулом.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.