Комментарий ARRC: Внутриполитический кризис в РК спровоцировал дебаты о необходимости реформирования структуры власти
Начавшийся с декабря прошлого года в Республике Корея (РК) острый внути кризис вновь привел к дебатам о необходимости конституционной реформы, главным содержанием которой стало перераспределение полномочий между президентом, правительством и парламентом, а также ряд иных инициатив. В настоящий рассматриваются различные варианты реформы: введение 4-летнего президентского срока с возможностью переизбрания, усиление роли премьер-министра, введение двухпалатного парламента или переход к смешанной системе управления. Однако среди ведущих политиков и политических сил РК нет единого мнения по этому вопросу.
Президентский срок: «4+4» вместо «5+0»
Одним из ключевых предложений стало введение четырехлетнего президентского срока с правом переизбрания вместо текущего пятилетнего без возможности повторного мандата. Это предложение не новое, его неоднократно обсуждали, даже соглашаясь о необходимости шагов в этом направлении. В настоящий момент об этой инициативе снова вспомнил бывший лидер правящей партии «Сила народа» Хан Дон Хун. Он, в частности заявил, что поддерживает этот вариант и готов лично уйти с поста через три года, если станет новым главой государства. "Если я стану президентом, то введу четырёхлетний срок с переизбранием и сам сложу полномочия в 2028 году, чтобы реформировать политическую систему" – подчеркнул Хан в интервью корейским СМИ.
Подобные идеи также поддерживает и некоторые другие влиятельные фигуры правящего лагеря, включая бывшего депутат аЮ Сын Мин и депутат Ан Чхоль Су. По их мнению, система «4 года + 4 года» в качестве возможного срока правления создаст баланс между стабильностью и демократическим контролем.
Введение двухпалатного парламента
Еще одним важным предложением стала идея введения двухпалатного парламента. Эти тезисы активно продвигает мэр Тэгу Хон Чжун Пхё, также представляющий правящий лагерь. "Настало время отказаться от системы, где одна партия может диктовать свою волю парламенту. Мы должны создать Сенат и Палату представителей, чтобы избежать перекосов власти" – заявил он в интервью новостному телеканалу YTN.
Поддерживает этот вариант и Хан Дон Хун, отмечая, что верхняя палата парламента могла бы стать стабилизирующим механизмом в периоды политических кризисов.
Отметим, что в настоящий момент Национальное собрание – парламент – Республики Корея является однопалатным. Формируется он сроком на четыре года по смешанному принципу: большинство депутатов избираются в рамках одномандатных округов, а меньшая часть мест распределяется на основе рейтинга партий на выборах. В парламенте РК обычно около 300 депутатов.
Переход к смешанной системе управления
Еще один возможный путь – переход к смешанной системе, в которой президент отвечает за внешнюю политику, а премьер-министр – за внутренние дела при введении новых полномочий для исполнительной и законодательной ветвей власти. Данный вариант поддерживают многие южнокорейские политики, в том числе мэр Сеула О Се Хун (правящий лагерь): "Мы должны взять лучшие элементы парламентской системы, чтобы правительство могло работать эффективно, а не становиться заложником политической борьбы" – заявил он на радио YTN. Он также подчеркнул, что в новой системе парламент должен получить право распускать правительство, а президент – право роспуска парламента, что создаст баланс сил.
Отметим, что вариант передачи части полномочий от президента премьер-министру не только регулярно обсуждался, но и содержался в предвыборных обещаниях многих политиков РК. Однако, как показал практика, после победы на президентских выборах премьер все равно продолжал оставаться и остается до сих пор лишь «одним из министров», пусть и самым главным. Ключевые полномочия сосредоточены в руках президента, и устранить этот перекос с концентрацией у главы государства основной власти пока не удается.
Реакция оппозиции
Оппозиционная Демократическая партия «Тобуро» в целом осторожно относится к реформе. Среди ее членов также звучат разные мнения.
В частности, лидер партии Ли Чжэ Мён, который считается сейчас главным претендентом на пост президента в случае подтверждения импичмента Юн Сок Ёлю, сдержанно относится к инициативам по резким реформам структуры власти в Южной Корее. "Сейчас главное – восстановить доверие к институтам власти. Вопросы реформы Конституции – это долгосрочная задача, и мы должны сосредоточиться на восстановлении политической стабильности", - заявил он недавно по этому поводу.
Однако другой оппозиционный политик, бывший губернатор провинции Южная Кёнсан Ким Гён Су поддерживает реформу: "Мы должны создать систему, где власть не будет сосредоточена в руках одного человека. Президентский срок должен быть пересмотрен, и необходимо перераспределение полномочий между институтами власти" – заявил он в эфире южнокорейского телеканала MBC.
Бывший премьер-министр Ким Бу Гём также настаивает на необходимости реформ: "Я призываю Ли Чжэ Мёна четко обозначить свою позицию по этому вопросу. Мы не можем дальше игнорировать необходимость изменений".
Возможные препятствия
Несмотря на активные дискуссии, а также имеющийся общий (хотя и расплывчатый в плане конкретных направлений) консенсус по поводу необходимости изменений реализация конституционной реформы остается под вопросом. Для этого существует ряд причин.
Во-первых, сложность изменения Конституции РК. Любая реформа основного закона страны требует согласия двух третей парламента и последующего одобрения на референдуме. Это займет время, да и не факт, что наберет необходимое количество сторонников в том же парламенте.
Во-вторых, политическая поляризация основных лагерей – правящего и оппозиции. Стороны продолжают использовать реформу как инструмент политической борьбы. В частности, правящая партия во многом потому выступает за реформирование парламента, так как два раза подряд крупно проиграла оппозиции и в реальности утратила контроль над ситуацией в Национальном собрании. Если же правящая партия вновь получит большинство, что есть вероятность, что ее уже будет устраивать старая система. Оппозиция же не хочет трогать парламент, так как сейчас доминирует в нем.
В-третьих, неблагоприятный исторический опыт. За последние 30 лет в Южной Корее неоднократно предлагали внести изменения в Конституцию, перераспределить полномочия между президентом и парламентом, дать возможность переизбираться главе государства, но пока ни одна попытка конституционных изменений не увенчалась успехом.
Политический кризис в Южной Корее вновь поставил на повестку дня вопрос о перераспределении власти. Президентская республика оказалась уязвимой и в значительной степени нестабильной в условиях острой политической конкуренции, а нынешний кризис только подтвердил необходимость изменений. Однако остается вопрос: смогут ли политики Республики Корея преодолеть разногласия и прийти к единому решению, или же дискуссия о реформе вновь окажется не более чем инструментом предвыборной борьбы? Всё зависит от личных предпочтений и амбиций политиков, пока же инициатив и мыслей много, но единого чёткого магистрального предложения, которое было бы поддержано всеми или хотя бы заметным большинством, ещё не видно.
Автор: Олег Кирьянов
Примечание:
Данная статья является отражением личных взглядов автора и может отличаться от точки зрения ARRC.
О компании Asia Risk Research Center
Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.
Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.