Анализ ситуации:  Южная Корея вновь заговорила о собственном ядерном оружии

Анализ ситуации: Южная Корея вновь заговорила о собственном ядерном оружии

 

     После победы Дональда Трампа на выборах в США в Южной Корее вновь разгорелись дебаты о необходимости обладания собственным ядерным оружием. Хотя многие политики и значительная часть населения поддерживают эту идею, эксперты предупреждают, что реальное понимание последствий может изменить общественное мнение. Одна из ключевых тем обсуждения – возможные риски: нарушение международных обязательств, экономические санкции и эскалация напряженности на Корейском полуострове. Политики внутри страны также не пришли к единому мнению: одни призывают к активным шагам в направлении ядерного вооружения, другие предупреждают о возможных катастрофических последствиях.

Аргументы за: ответ на северокорейскую угрозу и реакция на Трампа

     Обсуждения тему необходимости создания Сеулом собственного ядерного оружия усилились после того, как Дональд Трамп в своих высказываниях назвал Северную Корею «ядерной державой» (nuclear power), выразил желание вести диалог с Ким Чен Ыном, а Южной Корее пригрозил сокращение военного контингента США вкупе с отказом разворачивания (по крайней мере за собственные деньги) в Южной Корее стратегических вооружений.. По мнению некоторых экспертов, хотя официально США и союзники поддерживают цель полной денуклеаризации КНДР, это всё больше становится лишь декларативным заявлением, а не реальной целью.

     Поддержка ядерного вооружения в Южной Корее растёт, особенно среди консервативных политиков. Так, председатель правящей партии «Сила народа» Хан Дон Хун недавно на семинаре по вопросам ядерной политики заявил следующее: «Приобретение ядерного потенциала – это не прямая разработка оружия, но право на обогащение урана и его переработку. Мы должны быть готовы сделать следующий шаг, если Северная Корея продолжит эскалацию».

     Аналогичную и даже более радикальную позицию занимает генерал в отставке, депутат Хан Ги Хо, который считает, что ядерное оружие – это не просто опция, а «необходимость для выживания страны». Бывший лидер правящей партии Ким Ги Хён предложил Национальному собранию (парламенту) принять резолюцию, призывающую к ядерному вооружению в ответ на потенциальные провокации КНДР.

     Также даже министр иностранных дел РК Чо Тхэ Ёль на днях во время слушаний в парламенте заявил, что возможность ядерного вооружения Южной Кореи «не является той темой, которую нельзя рассматривать». Он добавил, что есть и другой вариант, который можно обсуждать – размещение тактического ядерного оружия США на территории Республики Корея.

     Сторонники ядерного вооружения также указывают на международные прогнозы. По данным опроса аналитического центра Atlantic Council, 40,2% глобальных стратегов считают, что Южная Корея получит ядерное оружие в ближайшие десять лет. В то же время 24,2% прогнозируют, что КНДР применит ядерное оружие (ЯО) в этот же период. Эти данные служат для южнокорейских ястребов аргументом в пользу срочных мер. Они также указывают, что и регулярные опросы общественного мнения в РК показывают, на высокий уровень поддержки обычными корейцами – на уровне 60-80% - идеи создания собственного ЯО.

Экономические и дипломатические риски

     Однако среди экспертов и политиков есть немало тех, кто предостерегает от ядерного пути. Один из ведущих южнокорейских специалистов по Северной Корее, профессор Университета Кённам Им Ыль Чхуль, предупреждает: «Вопрос обладания ядерным оружием куда сложнее, чем кажется. Мы являемся частью Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладаем необходимыми мощностями и должны учитывать неизбежные финансовые и дипломатические последствия». Он также подчеркнул, что «необходимо учитывать все риски и последствия», резюмировав свою позицию следующим образом: «С моей точки зрения, Южной Корее не надо идти по пути ядерного вооружения, а стоит продолжать опираться на существующие сейчас механизмы обеспечения безопасности».

     Им подчёркивает, что общественное мнение может измениться, если люди осознают реальные затраты на ядерное оружие (ЯО) и те проблемы, которые принесет обладание им. В данный момент большинство опросов представляют проблему в упрощенном виде («за» или «против»), не обозначая в опросниках экономические последствия, риск санкций и возможные угрозы со стороны Китая. «Конечно, опросы показывают, что большинство корейцев поддерживают идею обладания собственным ядерным оружием. Но вопросы обычно задаются просто, в стиле «за» или «против», без объяснения неизбежных последствий. Если вы сначала объясните опрашиваемым, сколько это нашей стране, экономике, обществу будет стоить, какие могут быть или обязательно будут негативные последствия, какая неопределенность в сфере безопасности возникнет, то ответы могут быть совсем иными», - добавил Им.

     С ним солидарен профессор Университета Соган (Сеул) Ван Сон Тхэк. «Если Южная Корея пойдёт по этому (по пути создания своего ЯО – примечание ARRC) пути, то мы окажемся в международной изоляции. Вся наша политика десятилетиями строилась на требовании к Северу отказаться от ядерного оружия. Если мы сами нарушим этот принцип, то потеряем дипломатическую поддержку, особенно среди западных союзников», - указал эксперт.

     Если обобщать, то противники ядерного вооружения Южной Кореи указывают на целый комплекс негативных последствий для Сеула от обладания ЯО: от экономических и финансовых, до политических, оборонных и репутационных.

Разделение в политическом истеблишменте и альтернативы

     Тематика возможного ядерного вооружения Южной Кореи в последнее время стала все чаще обсуждаться на самых разных уровнях – экспертном, политическом, официальном и даже бытовом. И здесь нет единства.

     Так, мэр Сеула О Се Хун, который является одним из влиятельных политиков правящего лагеря, поддерживает идею реформирования военной стратегии страны, но предлагает более осторожный подход. Он выступает за концепцию «условного ядерного вооружения», при котором Южная Корея готова разрабатывать оружие, но только при отсутствии денуклеаризации КНДР. «Мы должны ясно дать понять, что готовы отказаться от ядерного оружия только при условии полной денуклеаризации Северной Кореи. Если этого не произойдёт, у нас нет выбора, кроме как вооружиться в ответ», – заявил он в интервью местным СМИ.

     Однако в оппозиционном лагере думают иначе, хотя и там нет единства. В частности, лидер Демократической партии «Тобуро» Ли Чжэ Мён занимает сдержанную позицию. Он считает, что главная задача сейчас - «восстановить доверие к международным институтам». «Ядерное оружие – это не только проблема национальной безопасности, но и вопрос стабильности всей Северо-Восточной Азии», - отметил он в одном из своих недавних публичных выступлений

     Тем временем его соратник по оппозиционному лагерю, бывший губернатор Южная Кёнсан Ким Гён Су выступает за активные обсуждения возможных изменений: «Если мы всерьёз рассматриваем этот вопрос, то нам нужно учитывать все возможные последствия, включая экономические санкции, дипломатическую изоляцию и возможную гонку вооружений». При этом он в принципе не отверг идею появления ЯО у Сеула.

Стратегия «условного ядерного вооружения» и региональная безопасность

     Тема ядерного вооружения Южной Кореи обсуждается далеко уже не в первый раз. Сейчас мы наблюдаем очередной период оживления соответствующих дискуссий, спровоцированный приходом к власти в США Дональда Трампа и успехами КНДР по части совершенствования своих ядерных арсеналов и средств их доставки (в первую очередь ракет). Стали появляться новые идеи по поводу форм возможного ядерного вооружения Сеула.

     Так, директор Центра стратегии Корейского полуострова НИИ короля Сечжона, Чон Сон Чжан, один из ведущих сторонников ядерного вооружения, представил новый сценарий. По его мнению, чтобы избежать санкций со стороны международного сообщества, Южной Корее следует добиваться ядерного вооружения одновременно с Японией – так называемая концепция «условного ядерного вооружения». «Условное ядерное вооружение означает, что Северная Корея должна отказаться от ядерного оружия, и только тогда мы также откажемся от него. Наше ядерное вооружение не преследует цель обладания ядерным оружием, а направлено на предотвращение ядерной войны», – объяснил Чон.

     По его мнению, учитывая огромный экономический размер и значимость обеих стран в глобальных цепочках поставок, особенно в области полупроводников, международное сообщество не сможет ввести эффективные санкции против обеих стран одновременно.

     Чон также отмечает, что для убеждения США в необходимости южнокорейского ядерного оружия можно использовать несколько факторов. Южная Корея может предложить значительное увеличение своего вклада в оборонные расходы в обмен на пересмотр соглашения о ядерном сотрудничестве с США, чтобы достичь ядерного потенциала на уровне Японии. Кроме того, Южная Корея важна для США из-за поставок полупроводников и из-за судостроительной промышленности.

     В то же время, появляются и альтернативные предложения по укреплению региональной безопасности. Так, Чон Мон Чжун, почетный председатель Института Асана, недавно выступил за создание «азиатского НАТО» или «Организации договора в Индо-Тихоокеанском регионе» (IPTO). В своей речи в Школе международных исследований Джонса Хопкинса (США) он предложил укрепить сотрудничество между союзниками США в регионе, включая Южную Корею, Японию, Австралию, Новую Зеландию, Филиппины и Таиланд, а также расширить партнерство с Индией, Индонезией, Сингапуром и Вьетнамом.

     Чон Мон Джун также высказался за размещение тактического ядерного оружия США на Корейском полуострове: «Нелогично, что США сохраняют сотню единиц тактического ядерного оружия в Германии, Бельгии, Нидерландах и других странах, но не размещают его на Корейском полуострове, где ситуация с безопасностью гораздо серьезнее, чем в Европе».

Куда движется Южная Корея?

     Дебаты о ядерном статусе Южной Кореи лишь набирают обороты. Сторонники идеи указывают на угрозу со стороны КНДР и необходимость независимой обороны, особенно учитывая, что администрация Трампа может сократить военное присутствие США в регионе или снизить интенсивность совместных учений, считая их «пустой тратой денег». Противники же напоминают о рисках – от дипломатической изоляции до финансовых затрат и изменения стратегического баланса в регионе.

     Некоторые эксперты полагают, что полная денуклеаризация Северной Кореи становится всё менее реалистичной целью, и администрация Трампа может в конечном итоге признать это, сосредоточившись на более достижимых целях, таких как ограничение испытаний межконтинентальных и средней дальности баллистических ракет.

     В этой ситуации различные сценарии обладания Южной Кореей ЯО или появления ЯО в той или иной форме на Корейском полуострове становится всё более обсуждаемым в политических и экспертных кругах. Некоторые в Южной Корее видят в этом необходимый шаг для обеспечения регионального баланса сил, учитывая, что Северная Корея, Китай и Россия являются ядерными державами. Остаётся главный вопрос: действительно ли Республика Корея готова пойти на этот шаг, осознавая все его последствия? Пока что нет чёткого ответа, и раскол в обществе, среди экспертов и политиков только усиливается.

Автор: Олег Кирьянов

Примечание:

Данная статья является отражением личных взглядов автора и может отличаться от точки зрения ARRC.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.