Комментарий ARRC: В Пхеньяне на Пленуме ЦК ТПК подвели итоги года и наметили планы на следующий

Комментарий ARRC: В Пхеньяне на Пленуме ЦК ТПК подвели итоги года и наметили планы на следующий

 

     В конце декабря 2024 года в столице КНДР прошло традиционное мероприятие – очередное пленарное заседание (Пленум) Центрального комитета (ЦК) Трудовой партии Кореи (ТПК). На нём были подведены итоги реализации основных направлений политики в прошлом году и намечены планы на 2025 г., осуществлён ряд кадровых перестановок и назначений. В этом году Пленум прошёл довольно тихо – по его результатам не сообщалось о сколь-либо серьёзных стратегических решениях, да и в целом северокорейские СМИ ограничились довольно скупой информацией. Вместе с тем, анализ доступных сведений позволяет обозначить ряд заслуживающих внимания моментов.

Программа XI Пленума

     XI Пленум Центрального комитета (ЦК) Трудовой партии Кореи (ТПК) 8-го созыва прошёл в Пхеньяне с 23 по 27 декабря. В его работе принял непосредственное участие глава государства Ким Чен Ын.

      На повестку мероприятия были вынесены следующие вопросы:

- оценка реализации партийной и государственной политики в 2024 г. и направления борьбы на 2025 г.;

- оценка деятельности Центрального ревизионного комитета партии в 2024 году;

- оценка первого года реализации политики регионального развития «20×10» и последующие задачи;

- план реализации мер по укреплению образовательной базы;

- оценка исполнения бюджета в 2024 г. и проект бюджета на 2025 г.;

- внутрипартийные организации;

- организационные моменты.

Внешнеполитические аспекты – развитие связей с РФ и ожидание действий Д. Трампа

     Из сообщений СМИ КНДР, посвящённых итогам XI Пленума, следует, что главным внешнеполитическим итогом стало провозглашение Пхеньяном «предельно жёсткой ответной стратегии в отношении США, направленной на решительную реализацию национальных интересов и гарантий безопасности». Подчёркнуто, что «США представляют собой самое реакционное государственное образование, неизменной политикой которого является антикоммунизм». Вместе с тем, конкретное содержание новой стратегии раскрыто не было.

     Трёхсторонний альянс США, РК и Японии назван «агрессивным ядерным военным блоком», а Южная Корея – «полноценной антикоммунистической американской военной базой».

     Председатель Госсовета КНДР Ким Чен Ын также отметил наличие в 2024 году значимых достижений в плане защиты суверенитета, обеспечения национальных интересов, повышения престижа и статуса страны на международной арене.

     Следует отметить, что проведение подобного Пленума ЦК ТПК в конце года стало для Северной Кореи традиционным событием, которое фактически заменяет собой новогоднее послание главы государства. На нём подводятся главные итоги года и намечаются ключевые планы на следующий год. Вместе с тем, в сравнении с концом 2023 года, когда Ким Чен Ын анонсировал радикальный разворот в межкорейских отношениях с де-факто отказом от идеи объединения с Югом, в этот раз не было заявлено о выработке или принятии какого-либо решения стратегического уровня. С другой стороны, необходимо учитывать, что СМИ КНДР в целом крайне скупо сообщили об итогах Пленума, поэтому нельзя исключать, что о них просто не было заявлено публично.

     В адрес Вашингтона и Сеула Пхеньян ограничился довольно сдержанными «дежурными» критическими замечаниями и обещаниями «максимально жёстко реагировать» на их действия без указания какой-либо конкретики. В этой связи представляется, что северокорейское руководство, несмотря на всю внешнюю риторику, скорее всего приняло решение занять осторожную и выжидательную позицию. Это обусловлено отсутствием ясности относительного того, какой линии всё же будет придерживаться администрация Дональда Трамп, а также сложной внутриполитической ситуацией в РК. В то же время, не вызывает сомнений тот факт, что КНДР продолжит курс на совершенствование и диверсификацию своего ракетно-ядерного потенциала, что косвенно подтверждается заявлениями Ким Чен Ына.

     Упоминание лидером Северной Кореи тезисов о повышении национального престижа, утверждении международного статуса страны как представительной, мощной и независимой силы, выступающей драйвером установления справедливого многополярного мироустройства, явно указывает на сближение Москвы и Пхеньяна, которое в дальнейшем продолжится самым активным образом, что выразится в расширении и развитии сотрудничества по широкому спектру направлений - экономика, политика, безопасность, технологии, образование и пр.

Военный блок – модернизация армии с учётом опыта современных конфликтов

      В ходе Пленума отдельно затронута тема необходимости идеологической и технологической подготовки Корейской народной армии (КНА), совершенствования аспектов тактики, информатизации оперативного управления, ускорения модернизации вооружённых сил в соответствии с требованиями и особенностями современных вооружённых конфликтов, а также с учётом изменений в планах противника. Сказано, что были представлены стратегический и тактический планы, практические задачи, нацеленные на «укрепление военного сдерживания в интересах самообороны посредством ускоренного прогресса в оборонной науке и технике, кардинального развития оборонной промышленности».

     Соответствующие заявления отличаются общим характером и расплывчатостью формулировок. Вместе с тем, на наш взгляд, за ними кроются следующие моменты:

- расширение военно-технического сотрудничества с Россией;

- активное изучение и взятие на вооружение практического боевого опыта Вооружённых сил РФ, полученного в ходе СВО;

- форсированное развитие сегмента БПЛА различного назначения, выработки и освоения тактики их применения, а также методик борьбы с дронами;

- совершенствование ракетно-артиллерийских систем;

- модернизация и усиление возможностей ВМС;

- повышение боеспособности подразделений ВВС и ПВО;

- последовательная реализация программы по созданию орбитальной группировки спутников-разведчиков.

Экономика – успешное завершение первого года «политики регионального развития 20×10»

     Несмотря на включение данной темы в повестку XI Пленума по его итогам о ней ничего существенного не сообщалось. В то же время, в конце декабря в СМИ КНДР вышли публикации, посвящённые окончанию первого года реализации выдвинутой Ким Чен Ыном «политики регионального развития 20×10», в рамках которой в текущем году в 20 городах и уездах страны были созданы десятки современных производственных предприятий.

     Так, ЦТАК и «Нодон Синмун» сообщили о посещении главой государства церемоний окончания строительства предприятия по производству продовольственных товаров в уезде Сончхон-гун, а также аквакультурной фермы в Синпхо. В своей речи по этому поводу Ким Чен Ын отметил, что ранее политика развития регионов приносила эпизодические результаты, что было связано с тем, что этим занимались местные органы власти, а не партия и государство. Теперь же ситуация изменилась и поставленные задачи будут безусловно выполняться с обязательным учётом уже полученного опыта. Ким также подчеркнул, что одновременно с развитием промышленного потенциала регионов будут строиться три дополнительных типа объектов, связанных со здравоохранением, культурой и управлением зерном. Это позволит создать условия для устойчивого роста и улучшения условий жизни людей. Кроме того, Ким Чен Ын обратил внимание на актуальность развития местного производства материалов, а также приоритет качества над скоростью и темпами строительства.

     Выбор предприятий в Сончхоне и Синпхо для визита главы государства объясняется образцово-показательным и пилотным характером этих проектов, которые, судя по всему, позиционируются руководством КНДР в качестве «визитной карточки» и демонстрации практических результатов успеха реализации первого года политики регионального развития «20×10».

     Обращает на себя внимание весьма критический характер заявлений лидера Северной Кореи, который признал наличие колоссального разрыва в уровне и качестве жизни, развитии между столицей и периферией. Руководство КНДР рассчитывает, что создание новых предприятий в регионах поможет постепенно решить эту проблему. Судя по всему, политика «20×10», призванная смягчить серьёзный дисбаланс в развитии Центра и периферии, развить экономический потенциал регионов и улучшить условия жизни местного населения, продвигается, в целом, довольно успешно, но не без определённых трудностей, обусловленных ограниченной финансовой и материально-технической базой.

Организационно-кадровые моменты – на первый план вышли военные и фигуры, занятые на российском направлении

     По итогам Пленума в государственном и партийном аппарате КНДР произведены серьёзные кадровые перестановки:

- вместо Ким Док Хуна на должность премьер-министра назначен партсекретарь и заведующий отделом агитации и пропаганды Пак Тхэ Сон, который считается одним из ближайших соратников Ким Чен Ына; Пак также вошёл в состав Политбюро ЦК ТПК;

- Ким Док Хун займёт должность секретаря ЦК ТПК и заведующего экономическим отделом партии;

- на пост вице-премьера назначен первый заместитель министра обороны Ким Чон Гван;

- Квон Сон Хвану досталось кресло министра развития ресурсов, а Ким Ён Сику – министра торговли;

- глава МИД Чхве Сон Хи и начальник Генштаба КНА Ри (Ли) Ён Гиль стали членами Политбюро ЦК ТПК, наряду с Но Гван Чхолем, Ким Чон Гваном, Ри (Ли) Хи Ёном, Чхве Дон Мёном;

- в состав членов ЦК включены Чон Мён Су, Юн Чон Хо, Но Гван Чхоль, Ри (Ли) Хи Ён, Сон Чжун Соль, Кан Мён Чхоль;

- помимо Ким Док Хуна статус партсекретаря получили Чхве Дон Мён (завотделом науки и образования) и Ри (Ли) Хи Ён (завотдела по кадровым вопросам);

- Но Гван Чхоль, Пан Ду Соб и Ким Чон Сик вошли в состав членов Центрального военного комитета партии;

- Ри (Ли) Хи Ён занял должность председателя Центрального ревизионного комитета партии, а Ким Чжэ Рён (завотделом дисциплинарных разбирательств) и Ким Хён Сик (завотделом по юридическим вопросам) стали его заместителями.

     В кадровых перестановках по результатам Пленума выделяется резкое повышение в статусе Пак Тхэ Сона, который ранее был замечен среди сопровождавших Ким Чен Ына в ходе его визита в Россию, а также принимал активное участие в реализации спутниковой программы. Также любопытно и весьма необычно назначение военного Ким Чон Гвана на должность вице-премьера по экономике. Судя по всему, это связано с масштабным участием военнослужащих КНА в реализации крупных экономических проектов на территории КНДР, в т.ч. в рамках политики «20×10», а также c расширением вовлечённости военных структур и организаций во внешнеэкономическую деятельность. В целом же повышения как по государственной, так и партийной линиям получили лица, которые были задействованы в сотрудничестве на российском направлении.

Автор: Павел Черкашин

Примечание:

Данная статья является отражением личных взглядов автора и может отличаться от точки зрения ARRC.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.