Анализ ситуации: Товарооборот Северной Кореи с внешним миром в 2020 г. сокращается небывалыми темпами

Анализ ситуации: Товарооборот Северной Кореи с внешним миром в 2020 г. сокращается небывалыми темпами

 

Последняя статистика внешней торговли КНДР демонстрирует катастрофическое снижение товарооборота с другими странами и в первую очередь с Китаем. Уже сейчас очевидно, что 2020 г. продемонстрирует самое крупное снижение объемов торговли Северной Кореи с внешним миром более чем за два десятилетия. Это стало следствием совокупности целого ряда неблагоприятных факторов, среди которых огромную роль сыграла пандемия коронавируса COVID-19 в мире, а также крайне масштабные меры руководства КНДР, которое пошло почти на полную изоляцию страны от внешнего мира. Все это грозит в итоге вылиться в серьезнейший экономический кризис для Северной Кореи, который скорее всего произойдет в 2021 г.

Провал торговли с главным экономическим партнером

         Согласно итогам 2019 г., на долю Китая во внешней торговле КНДР пришлось более 95 %, потому не будет большим преувеличением считать, что внешняя торговля Северной Кореи с миром – это почти только торговля с Китаем. Хотя эти показатели базируются на южнокорейских оценках, которые выделают межкорейскую торговлю в отдельный вид экономических связей и считают отдельно от «всего мира», но межкорейские экономические отношения в 2020 г. мизерны, а потому искажение общей статистики, когда внешняя торговля КНДР считается вместе с межкорейской, очень незначительно.

         Показатели торговли КНДР с Китаем за 2020 г. в целом уже явно можно считать провальными. Согласно официальной статистике, в период с января по сентябрь 2020 г. двусторонний товарооборот составил 531,18 долл. США. При этом экспорт из КНДР в Китай составил 43,85 млн. долл., тогда как импорт – 487,33 млн. долл. Если сравнивать с аналогичным периодом 2019 г., то падение объемов двусторонней торговли составило 72,8 % (снижение экспорта – 72,1 %, импорта – 72,9%).

В октябре ситуация оказалась еще хуже. По статистике Агентства международной торговли Республики Корея (KITA) в октябре двусторонняя торговля составила лишь 1 млн. 660 тысяч долларов, что на 99,4 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года и на 92 % меньше, чем в сентябре этого года. В октябре 2020 г. КНДР поставила в Китай продукции на 1 млн 400 тысяч долл. (снижение на 91,7% по сравнению с октябрем 2019 г.), а импортировала лишь на 266 тысяч долларов (падение на 99,9%).

Если же суммировать показатели внешней торговли КНР и КНДР за десять месяцев 2020 г., то общий товарооборот составил 532,84 млн. долл. (экспорт из КНДР в КНР – 45,26 млн., долл., импорт – 487,58 млн. долл.), что означает снижение на 76,3 % сравнительно с аналогичным периодом предыдущего года.

Товарооборот с РФ и другими странами спасти КНДР не может

В списке крупнейших торговых партнеров КНДР на втором месте идет Российская Федерации, однако следует учитывать, что масштабы товарооборота Северной Кореи с Китаем превосходят объем торговли с Россией (а также со всеми остальными странами) в десятки или даже сотни раз, а потому любое реалистично возможное оживление торговли с РФ не может изменить общую ситуацию для внешней торговли КНДР в целом.  Так, на по итогам 2019 г. на РФ пришлось лишь 1,6 % товарооборота Северной Кореи против китайских «более 95 %».

         Если поглядеть на темпы изменения товарооборота с РФ у КНДР, то за период с января по сентябрь 2020 г. они выглядят куда лучше, чем с Китаем. Согласно данным Федеральной таможенной службы России, за этот период товарооборот РФ и КНДР даже увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. на 11 %. Но, повторимся, все эти колебания мизерны по сравнению с китайским сегментом внешней торговли КНДР. В абсолютных цифрах товарооборот РФ-КНДР за январь-сентябрь 2020 г. составил ок. 42,64 млн. долл. (импорт КНДР из РФ – 42 млн. долл., экспорт – ок. 630 тыс. долл.). То есть торговля КНДР в Китаем превысила товарооборот с РФ даже в этот период более чем в 12 раз.
         В октябре 2020 г. торговля России с КНДР тоже «провалилась», напоминая масштабы снижения в китайском сегменте. В октябре текущего импорт КНДР российской продукции упал на 81 %, составив всего лишь 249 тысяч долл. США, а экспорт КНДР в Россию – уменьшился на 51 % (по сравнению с сентябрем 2020 г.). 

Про торговлю Северной Кореи с другими странами известно, что она составил незначительные суммы, которые никак не могут повлиять на общую ситуацию. Южная Корея несмотря на различные свои попытки наладить хоть какой-то обмен с КНДР не преуспела в этом. Межкорейский товарооборот в текущем году измеряется несколькими миллионами долларов. Совокупные показатели остальных стран вместе взятых не превышают небольших десятков миллионов долларов, если не меньше.

Причины: COVID-19 и сама Северная Корея

         Показатели октября текущего года стали чем-то особенным. Такого снижения показателей внешняя торговля КНДР не знала по крайней мере с 1998 г., когда переживала глубочайших экономический кризис, вызванный разрывом связей со странами соцлагеря и последствиями стихийных бедствий, обрушившихся на страну в течение нескольких лет.

         Правда, насколько можно судить, октябрь все же стал чем-то особенным. Насколько можно судить, снижение коснулось в первую очередь импорта КНДР из других стран, который снизился просто до микроскопических для государственных масштабов объемов. Как полагают многие зарубежные наблюдатели, это произошло в первую очередь из-за проведенных 10 октября крупных праздничных мероприятий, посвященных 75-летию основания Трудовой партии Кореи. Власти КНДР не хотели допустить даже намека на проникновение в страну коронавируса, а потому еще больше сократили любые контакты с внешним миром.

         Если же оценивать ситуацию во внешней торговле КНДР за 2020 г. в целом (за доступный нам период с января по октябрь), то безусловно катастрофическое падение объемов торговли объясняется во многом коронавирусом, что стало ударом для экономики и торговли всей планеты. Это спровоцировало сокращение товарооборота для подавляющего большинства государств.

         Однако данная тенденция была ещё усилена и близкой к параноидальной реакции властей Северной Кореи, которые с января быстрее всех попросту закрыли свою страну и сократили экономические контакты до минимума. Что касается импорта, то многие товары при ввозе в КНДР должны проходить долгий период карантина, а въезд для иностранцев в Северную Корею фактически закрыт.

Экономическая катастрофа на горизонте?

         Понятно, что цифры официальной статистики внешней торговли КНДР отражают не всю картину, а потому, возможно, реальный объем товарооборота Северной Кореи с внешним миром скорее всего несколько больше. Так, в свою статистику Китай часто не включает помощь, которую предоставляет Северной Корее на безвозмездной основе. В данные также не входит и контрабандная торговля и прочие сделки, которые нарушают международные санкции в отношении Пхеньяна.

         Тем не менее, в этом году власти КНДР обрушились в полной мере и на всю контрабанду, опасаясь проникновения в страну коронавируса. Помощь же Северная Корея хотя возможно и получает, но высока вероятность, что не в таких объемах, как ей необходимо – сказывается непростое экономическое положение в других странах (включая Китай), а также опять же явно очень серьезные опасения Пхеньяна по поводу завоза COVID-19 на «зарубежных подарках».

         Хотя 2020 г. еще не закончился и до появления окончательных цифр по товарообороту КНДР потребуется несколько месяцев, но уже сейчас можно с уверенность прогнозировать, что торговля Северной Кореи с внешним миром по итогам этого года продемонстрирует небывалые за последние годы показатели снижения. По сравнению с 2019 г. снижение в 2020 г. будет составлять от 75 до 85 %.

         Обрушение объемов внешней торговли для КНДР накладывается на серию других неблагоприятных факторов, включая продолжающиеся международные санкции, природные катаклизмы августа-сентября с.г., которые нанесли удар по сельскому хозяйству и экономике в целом, сокращение объемов зарубежной помощи, а также непосредственно коронавирус. Даже если поверить официальным заявлениям властей КНДР что COVID-19 не проник в страну, всё равно он заставил перенаправить значительную часть ресурсов на серию мер, чтобы не допустить проникновения и распространения коронавируса.

         Совокупность подобных ударов могут привести к полномасштабному кризису в экономике КНДР в ближайшем будущем, который вполне может привести не только к остановке и так едва работающих предприятий Северной Кореи, но и к крупным проблемам с обеспечением населения продуктами питания. Точные масштабы проблемы можно будет оценить позже, но сейчас всё идет к тому, что 2021 год для Северной Кореи будет очень непростым.  

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.