Анализ ситуации: Сеул разработал стратегию развития подводного флота страны
С 1990-х гг. Южная Корея уделяет значительное внимание вопросам развития подводных сил ВМФ страны в рамках реализации программы Korean Attack Submarine (KSS), рассчитанной на три этапа. С начала 2020-хх годов данное направление приобрело стратегический характер, что связано с вхождением в состав ВМС РК субмарин нового типа, обладающих серьёзными ударными возможностями, которые стали частью концепции Kill Chain, предусматривающей нанесение превентивных ударов по ключевым объектам на территории КНДР. В первой половине ноября т.г. ВМС Южной Кореи представили стратегический план развития подводного флота до 2040 года. Документ предусматривает поддержание высокой боеспособности подводных сил РК, модернизацию и развитие боевых возможностей действующих подлодок, разработку будущих субмарин на основе отечественных технологий, а также формирование рамок проекта подлодки следующего поколения. Кроме того, отдельное внимание уделено вопросу развития экспортной составляющей и усилению позиций Сеула в соответствующем сегменте мирового рынка вооружений.
История программы KSS
В первой половине 1990-х гг. Сеул приступил к реализации программы Korean Attack Submarine (KSS, рассчитана на 1994-2029 гг.). Её главной задачей являлось расширение возможностей подводных сил ВМФ РК, которые до этого состояли из сверхмалых субмарин класса Dolgorae и SX756, посредством обретения подлодок, способных противодействовать подводным и надводным кораблям противника, защищать военно-морские базы и морские коммуникации, осуществлять разведывательные миссии.
В рамках первого этапа (KSS-I) ВМС Южной Кореи с 1993 по 2001 гг. получили девять дизель-электрических подводных лодок класса Jang Bogo I водоизмещением 1200 тонн, которые представляли собой вариацию субмарины немецкого проекта Type 209. Их комплекс вооружения состоял из восьми 533-мм торпедных аппаратов, противокорабельных ракет Harpoon и морских мин.
На втором этапе (KSS-II) начиная с конца 2000-х гг. состав подводных сил ВМФ РК пополнился девятью подлодками класса Jang Bogo II (немецкий проект Type 2014) водоизмещением 1800 тонн. Их особенностью стало наличие воздухонезависимой силовой установки (AIP) с использованием водородных топливных элементов, что существенно повысило такие параметры как автономность, малозаметность и скрытность. Они вооружены восемью 533-мм торпедными аппаратами и ракетами Harpoon.
Третья фаза программы (KSS-III), предполагавшая получение более крупных субмарин класса Jang Bogo III, значительно превосходящих по своим параметрам предшественниц и изготовленных с широким применением собственных технологий, стартовала в 2007 году. Позже её сроки по причинам объективного характера были сдвинуты. Головной корабль первой серии (Batch-I), получивший имя Dosan Ahn Chang Ho, принят на вооружение в августе 2019 г., второй и третий (Ahn Mu и Shin Chae Ho) в 2023 и 2024 гг. Субмарины отличаются крупными размерами (водоизмещение 3000 тонн), воздухонезависимой силовой установкой (AIP), гидролокатором собственной разработки (LIG Nex1). Однако ключевым нововведением стали шесть вертикальных пусковых установок для запуска баллистических ракет подводного старта (БРПЛ). Комплекс вооружения включает в себя шесть 533-мм торпедных аппаратов, тяжёлые торпеды К761 Tiger Shark и БРПЛ типа Hyunmoo 4-4. В их конструкции применены передовые технологии шумоподавления и новейшие топливные элементы, что позволило добиться высоких характеристик автономности, живучести и малой заметности. Уровень локализации технологий достиг 76%.
Новая стратегия развития подводного флота Р. Корея
12 ноября 2024 года ВМС Южной Кореи представили стратегический план развития национального подводного флота, рассчитанный на период до 2040 гг. Документ предполагает:
- поддержание в составе текущего количества подлодок;
- разработку будущих субмарин на базе проекта Jang Bogo III Batch-II;
- устойчивое наращивание боевых возможностей проекта KSS-III с целью последующей замены подлодок класса Jang Bogo I;
- выработка требований к будущему проекту KSS-IV (намечен на 2030-е гг.).
Акцент в дальнейшей стратегии развития подводных сил РК сделан на расширении технологических и ударных возможностей субмарин за счёт широкого внедрения новых энергетических установок на основе топливных элементов, применения передовых технологий и материалов, наращивания их стратегического атакующего потенциала, максимального повышения уровня локализации соответствующих технологий.
Модернизация подлодок проекта Jang Bogo I и Jang Bogo II
Отдельное внимание уделено вопросу модернизации действующих подводных лодок с целью повышения их эффективности и продления срока службы до появления новых субмарин.
Так, 6 из 9 подлодок проекта Jang Bogo I уже улучшили свои характеристики до уровня класса Jang Bogo II за счёт установки интегрированной боевой системы, замены гидролокатора и перископа, внедрения буксируемого сонара и пр.
В августе 2023 года власти Р. Корея приняли программу модернизации девяти субмарин проекта Jang Bogo II, первая из которых вступила в строй в 2007 году. В рамках неё на подлодки данного типа будет установлено новое оборудование (боевая система, гидролокатор и пр.) отечественного производства, что позволит повысить их характеристики живучести и скрытности. В период с 2025 по 2036 гг. на это будет потрачено около 800 млрд вон.
Проект Jang Bogo III – основа для развития подводного флота РК
На текущий момент вторая серия подводных лодок проекта Jang Bogo III (Batch-II) выступает вершиной южнокорейских технологий создания субмарин. Она стала второй в мире подлодкой, оснащённой литий-ионными батареями, что значительно повышает её эксплуатационные возможности и характеристики.
На фоне актуализации угроз со стороны КНДР и роста уровня напряжённости на Корейском полуострове руководство Южной Кореи форсирует выполнение работ по строительству новых подводных лодок. Так, в марте 2023 года на верфи компании Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME, в н.в. Hanwha Ocean) на острове Кочжедо прошла церемония закладки головной субмарины второй серии данного класса (всего планируется построить три корабля). Подлодка проекта Jang Bogo III Batch-II отличается от предшественницы (Batch-I) размерами (водоизмещение увеличено до 3600 тонн), улучшенными боевыми (торпеды, мины, БРПЛ Hyunmoo 4-4, а в перспективе и крылатые ракеты Chonryong, которые пока ещё находятся в стадии разработки) и гидроакустическими возможностями, а также большим числом установок для запуска ракет (10 против 6). Она оснащена AIP и системой мощных литиево-ионных аккумуляторных батарей с высокими эксплуатационными характеристиками (скорость до 20 узлов, +160% к дальности погружения, +300% к времени погружения на максимальной скорости, двукратно увеличенный срок службы), что повышает такие параметры как автономность, скрытность и живучесть. В ней применены новейшие технологии шумоподавления. В системе мониторинга состояния бортового оборудования в режиме реального времени широко используются технологии искусственного интеллекта (ИИ). В перспективе предполагается локализовать производство установленного на субмарине оборудования – навигационного радара для обнаружения морских целей, гидроакустической установки и пр. Цель – довести показатель локализации до уровня в 80% и более.
Головной корабль проекта Jang Bogo III Batch-II, получивший имя Lee Bong Chang, планируется передать ВМФ Р. Корея в 2026 году после прохождения ходовых испытаний и необходимых тестов. Спуск на воду подлодки намечен на 2025 год.
К настоящему моменту на стадии строительства находятся все три подлодки данного класса. Работы над третьей субмариной второй серии (Batch-II) начались в феврале т.г. В декабре 2023 г. Администрация программ оборонных закупок (DAPA) заключила с Hanwha Ocean соответствующий контракт стоимостью 1,119 трлн вон (824,2 млн долларов). Первоначально установленный срок завершения работ – 2031 год, однако DAPA намерена сдвинуть его на 2029 г., чтобы к 2031 г. субмарина уже вошла в состав флота.
Следующая ступень развития южнокорейских подлодок – проекты Jang Bogo III Batch-III и Jang Bogo IV
Предполагается, что технологии и наработки субмарин проекта Jang Bogo III Batch-II будут использованы как основа для создания подводных лодок следующего поколения. В качестве таковых выступают проекты Jang Bogo III Batch-III и Jang Bogo IV (KSS-IV).
Так, ожидается, что подлодки класса Jang Bogo III Batch-III будут иметь водоизмещение порядка 4000-4500 тонн. Работы над проектом Jang Bogo IV планируется начать в 2028 году.
С высокой долей вероятности в их силовой установке будет использоваться полностью твердотельная аккумуляторная батарея, отличающаяся большей безопасностью в плане риска возгорания или взрыва, и долговечностью. Кроме того, в новых подлодках будет широко применяться искусственный интеллект – системы мониторинга и контроля, «умный» гидролокатор с возможностью машинного обучения (соответствующими разработками уже занимается LIG Nex1) и пр. Ожидается, что корпус и элементы конструкции субмарины будут иметь максимально обтекаемую форму. То же самое касается расположения и формы руля и гребных винтов.
Перспективы экспорта Р. Корея субмарин
Стратегия РК предусматривает в том числе развитие экспортной составляющей на основе продвижения «индивидуальной модели», ориентированной под требования конкретного заказчика. По прогнозам, в течение следующих 10 лет количество обычных подводных лодок в мире вырастет на 126 единиц. Часть от этого объёма заказов хочет получить Сеул. В частности, Hanwha Ocean намерена продвигать в качестве базовой платформы для экспорта субмарин проект Jang Bogo III Batch-II, а HD HHI подлодку первой серии этого проекта. Среди конкурентных преимуществ южнокорейских подводных лодок выделяется довольно богатый выбор оборудования собственного производства (гидролокатор, боевая систем и пр., всего около 130 наименований), а также высокоэффективная силовая установка, сочетающая в себе AIP и аккумуляторные батареи. Кроме того, корейцы активно предлагают пакетный характер сделок, предусматривающих предоставление различной поддержки в ходе оценочных испытаний, информации и ноу-хау на каждом этапе, обучение и подготовку экипажа, цепочку поставок запчастей, оборудования и вооружения.
В числе главных конкурентов подлодок РК на рынке рассматриваются немецкая подводная лодка проекта 212CD (сдача намечена на 2029 г.), шведская А26 (2028 г.), французская Blacksword Barracuda (2034 г.). Однако, к тому времени, когда они только начнут поступать на вооружение, новые субмарины РК уже будут находиться на стадии базового обслуживания, что позволит предложить потенциальным покупателям оптимальный график работ по исполнению заказа.
Кроме того, в портфеле у Hanwha Ocean есть уменьшенные версии подлодки класса Jang Bogo III – проекты Ocean 2000/DSME 2000 (завершён базовый проект, в 2020 г. прошли испытания модели; её особенности – воздухонезависимая силовая установка, литий-ионные аккумуляторные батареи, 8 ракетных пусковых установок) и Ocean 1400 (поставленный Индонезии класс Nagapasa).
В числе наиболее перспективных с точки зрения возможного получения РК экспортных контрактов можно выделить следующие направления:
- Польша: В мае 2023 года Варшава объявила о начале программы «Orka», предусматривающей закупку двух субмарин водоизмещением 3600 тонн с ракетным вооружением на борту для замены российских подлодок класса «Кило». Общая стоимость сделки составляет порядка 2,4 млрд долларов (по другим данным около 8 трлн вон). Предполагаемый срок подписания контракта – первая половина 2025 года. Перечень кандидатов на участие в проекте пока не определён - при этом Hanwha Ocean и HD HHI уже заявили о своём интересе. Требуемые заказчиком параметры подлодок – высокая скорость, автономность и скрытность перемещения, вооружение торпедами и крылатыми ракетами. Известно, что ещё в 2017 году Польша присматривалась к ряду европейских субмарин – французская Scorpene, немецкая 212CD, шведская А26. Однако сейчас Варшава желает рассмотреть продукцию производителей и из других регионов, в т.ч. Р. Корея. В рамках данного проекта корейские судостроительные компании Hanwha Ocean и HD Hyundai Heavy Industries готовы предложить подводные лодки проектов KSS II и KSS III.
- Канада: Королевский ВМФ Канады планирует приобрести от 6 до 12 современных подлодок водоизмещением 3600 тонн для замены устаревших британских субмарин класса Victoria. С учётом затрат на техническое обслуживание и обучение персонала стоимость сделки оценивается примерно в 60 трлн вон (45 млрд долларов). Предполагается, что победитель тендера будет определён к концу 2026 года, а контракт будет подписан в 2027 г. В числе конкурентов Hanwha Ocean и HD HHI фигурируют японская Mitsubishi Heavy Industries, германская TKMS, французская Naval Group, шведская SAAB. Подлодки южнокорейского проекта KSS III отвечают требованиям Оттавы за тем исключением, что канадцы могут попросить заменить БРПЛ на крылатые ракеты типа Tomahawk. Hanwha Ocean уже предприняла активные шаги для получения этого контракта. В частности, компания намерена получить конкурентное преимущество за счёт укрепления сотрудничества с зарубежными фирмами (британская Babcock и её филиал Babcock Canada), интеграции систем хранения энергии (ESS) для подлодок Hanwha Aerospace и боевой системы Hanwha Systems.
- Филиппины: Эта страна рассматривает возможность расширения состава своего флота двумя небольшими подлодками водоизмещением 1400 тонн. Здесь Hanwha Ocean готова предложить сразу несколько экспортных проектов, о которых уже говорилось выше.
- Перу: В холе недавнего визита президент Южной Кореи Юн Сок Ёля в Латинскую Америку Лима подтвердила статус Сеула как «стратегического партнёра» для сотрудничества в области оборонной промышленности, развития и укрепления военного потенциала страны. Подписанный сторонами меморандум о взаимопонимании (MOU) между HD HHI и государственной верфью SIMA предусматривает совместную разработку проектов, строительство подводных лодок и военных кораблей. Документ может стать основой для модернизации и усиления подводных сил Перу, состоящих из шести субмарин проекта Type 209.
Автор: Павел Черкашин
Примечание:
Данная статья является отражением личных взглядов автора и может отличаться от точки зрения ARRC.
О компании Asia Risk Research Center
Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.
Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.