Анализ ситуации:  А что там с сотовой связью в Северной Корее?

Анализ ситуации: А что там с сотовой связью в Северной Корее?

 

     Одной из самых заметных перемен, произошедших в Северной Корее за последние полтора-два десятилетия, стало стремительное распространение сотовых телефонов. В настоящее время в Северной Корее имеется приблизительно 5-6 млн пользователей и действует две сети сотовой телефонии. Количество сотовых телефонов уже существенно превосходит количество традиционных проводных телефонов.

     Правительство КНДР активно поддерживает развитие сотовой телефонии, но в то же время несколько обеспокоено возможными политическими последствиями распространения новых информационных технологий. Поэтому власти стремятся создать в стране такую технологическую ситуацию, при которой, с одной стороны, население КНДР сможет пользоваться сотовой связью, но с другой – не сможет использовать эту связь в политически нежелательных целях.

История северокорейской сотовой связи: Sunnet, Koryolink, Kangsong и 4G

     Связь появилась в КНДР довольно поздно, только в 2002 году, когда начала работу сеть Sunnet. Эта сеть управлялась компанией Northeast Asia Telegraph and Telephone (NEAT&T). NEAT&T была совместным предприятием тайской компании Loxley Pacific, которая владела 70% акций, и Министерства почт и телекоммуникаций КНДР, которому принадлежали оставшиеся 30% акций.

     Тайская компания получила 30-летнюю лицензию на предоставление международных телекоммуникационных услуг в специальной экономической зоне Расон (находится в северо-восточной части страны неподалёку от российской границы). Однако на практике услуги сотовой связи предоставлялись тогда не только в СЭЗ Расон, но и в Пхеньяне, а также некоторых других крупных городах. Обслуживание началось в 2002 году, а к началу 2004 года в сети Sunnet имелось около 40 тысяч абонентов.

     Однако весной 2004 года по решению северокорейского правительства Sunnet прекратила обслуживание индивидуальных абонентов. Вплоть до 2010 года в сети продолжало оставаться несколько сотен (400-500) абонентов. На протяжении этого времени сеть Sunnet использовалась для обеспечения сотовой связи между членами северокорейского политического руководства. Однако для широкой публики она оставалась недоступной с весны 2004 года.

     Сотовая связь вновь стала доступна рядовым северокорейским гражданам с запуском сети Koryolink, которая начала свою работу в декабре 2008 года. Эта сеть также являлась совместным предприятием. Формально она целиком принадлежала компания Cheo Technology JV, которая, в свою очередь, являлась совместным предприятием Министерства почт и телекоммуникаций КНДР (25% акций) и египетской Orascom Telecom (75% акций). С самого начала своей деятельности компания Koryolink сделала ставку на широкое распространение сотовых телефонов среди населения страны (разумеется, речь идёт о платёжеспособном населении).

     Сеть Koryolink продолжает работать в КНДР и сейчас, оставаясь совместным египетско-северокорейским предприятием. Впрочем, в 2015 году отношения между египетским и северокорейским партнёрами существенно ухудшились, так как они не смогли договориться об условиях, на которых Orascom Telecom мог вывозить из Северной Кореи заработанную там валюту. Насколько известно, в итоге северокорейская сторона навязала египетским партнёром новые, менее выгодные, условия вывода прибыли, которые египетские партнёры, судя по всему, сочли приемлемыми – пор крайней мере, из сделки они не ушли. В 2022 году Koryolink увеличила свой капитал, проведя выпуск дополнительных акций и таким образом увеличив долю правительства КНДР до 40%. Соответственно, доля египетского партнёра была снижена до 60%.

     Скорее всего, не являлось случайностью то обстоятельство, что как раз около 2015 года, во время конфликта между северокорейскими и египетскими акционерами, на северокорейском рынке сотовой связи появилась вторая компания Kangsong. Разумеется, с самого начала Kangsong являлась конкурентом компании Koryolink.

     В конце 2023 года появились сообщения о том, что в Северной Корее начала работать сеть 4G. О новой сети 4G за пределами КНДР пока известно мало, хотя любители, занимающиеся отслеживанием северокорейских радиосигналов, отмечают, что с начала 2024 года в Южной Корее можно принимать сигнал 4G из Северной Кореи. Сигнал, который принимается в Южной Корее, имеет сетевой номер «467-06», что соответствует номерам, которыми пользуется сеть компании Kangsong. 

     Кроме того, на Выставке товаров лёгкой промышленности в Пхеньяне в ноябре 2023 года рекламировался телефон с поддержкой 4G, о чём сообщалось в репортаже Центрального телевидения Кореи.

     Запуск сети 4G является самым крупным обновлением сотового рынка страны с момента запуска сети 3G в конце 2008 года. Хотя запуск сети 4G происходит в КНДР с опозданием по сравнению с другими странами, по мнению некоторых экспертов, у этого отставания есть даже некоторые преимущества, которые даёт так называемое «догоняющее развитие». Такой подход позволяет использовать проверенные технологии, выгодно приобретать подержанное оборудование и сохранять низкие цены на устройства. Переход с 3G на 4G обеспечит пользователям значительно более высокие скорости передачи данных и откроет новые возможности для использования сети.

Изолированные сети для обычных людей, для чиновников, для иностранцев, а также кое-где Wi-Fi

     В настоящее время в КНДР существует две основные компании, занимающиеся предоставлением услуг сотовой связи частным пользователям – Koryolink и Kangsong. Кроме обычной сети, компания Koryolink имеет также две специализированные сети, одна из которых предназначена для находящихся в КНДР и иностранцев, а другая является правительственной спецсетью, обеспечивающей высокий уровень защищённости коммуникаций. Помимо этих двух компаний сотовой связи, в Пхеньяне действуют ещё и компания Wi-Fi Mirae, предоставляющая услуги Wi-Fi для жителей центральных районов столицы.

     В настоящее время Koryolink управляет сетью 3G WCDMA, которая работает в диапазоне 2100 МГц. Koryolink обслуживает три группы пользователей: местные жители, находящиеся в КНДР иностранцы, официальные лица. Для каждой из этих групп существует, фактически, своя отдельная сеть, причём условия пользования этими тремя сетями сильно отличаются друг от друга. Столь причудливая схема организации связи вызвана не коммерческими, а исключительно политическими соображениями – в первую очередь, необходимостью ограничивать несанкционированные контакты между северокорейским населением и внешним миром, а также находящимися в КНДР иностранцами. Koryolink имеет внутренний фаервол, разделяющий эти три сети.

     Местные пользователи, которые составляют большинство клиентов Koryolink, могут звонить только на местные номера, и не могут использовать свои телефоны как для звонков за границу, так и на для звонков на номера сети, предназначенной для находящихся в Северной Корее иностранцев. Эти абоненты (рядовые граждане Северной Кореи) имеют доступ к местным голосовым звонкам, текстовым сообщениям и северокорейскому интранету, который не соединён с всемирной сетью Интернет. Международные звонки для пользователей этой сети недоступны, закрыт им и доступ к «большому» Интернету. Для получения SIM-карты пользователям требуется зарегистрироваться в местном офисе Koryolink. Пополнение баланса осуществляется с помощью скретч-карт.

     С 2013 года услуги сотовой связи Koryolink стали доступными и для иностранцев – как туристов, так и лиц, находящихся в КНДР на протяжении длительного времени. Пользователи Koryolink, являющиеся иностранными гражданами и использующие соответствующую сеть, могут связываться только с другими абонентами этой же специализированной сети, то есть с другими проживающими в КНДР иностранцами. В отличие от внутренней сети, эта сеть также разрешает звонки за границу. При этом пользователи сети для иностранцев не могут совершать звонки на номера обычной внутренней сети. 

     Помимо этих двух сетей, существует и третья, обслуживающая интересы государственных организаций. Koryolink предоставляет спецуслуги для ограниченного числа элитных пользователей из числа чиновников. Связь в этой правительственной спецсети шифруется с использованием внутреннего алгоритма, а её абоненты используют специальные телефоны, которые отличаются от обычных моделей. Звонок на закрытую правительственную сеть Koryolink невозможен как из местной сети, так из сети для иностранных граждан.

     Система трёх изолированных друг от друга сетей сотовой телефонии может показаться весьма причудливой, но в КНДР она имеет глубокие традиции, ведь похожим образом там уже несколько десятилетий организована и обычная (проводная) телефонная связь.

     Вторым провайдером является компания Kangsong, которая была основана в 2015 году Министерством почт и телекоммуникаций КНДР. Информации о сети Kangsong мало, но, по-видимому, она ориентирована только на северокорейских пользователей. Ни сети для иностранцев, ни правительственной спецсети в составе Kangsong нет. Известно, что её зона покрытия несколько больше, чем зона покрытия Koryolink. Предполагается, что сеть компании Kangsong работает в том же диапазоне 2100 МГц, что и Koryolink, и, вероятно, использует те же базовые станции. 

     Кроме двух сотовых сетей, большую роль в жизни жителей Пхеньяна играет сеть Wi-Fi Mirae. Она была создана в 2018 году и первоначально функционировала на улице Рёнмён  вцентральной части Пхеньяна. В настоящее время она работает и в некоторых других районах северокорейской столицы.

     Северокорейские СМИ сообщали, что эта сеть может обеспечивать скорость передачи данных до 70 Мбит/с, однако реальная скорость передачи, насколько известно из сообщений побывавших в Пхеньяне иностранцев, существенно ниже. В телевизионном репортаже об этой сети сообщалось, что в ней используется система авторизации на основе SIM-карт, что необычно для общественных сетей Wi-Fi. Для подключения к этой сети на мобильном устройстве должно быть установлено специальное приложение.

     При подключении к сети, приложение Mirae выполняет несколько проверок для обеспечения использования подлинных устройств и SIM-карт, а также запрашивает у пользователей имя и пароль. На продающихся в Северной Корее сотовых телефонах в операционной системе Android внесены изменения в меню настроек Wi-Fi, которые гарантирует, что для подключения к Wi-Fi можно использовать только приложение Mirae, в то время как доступ к другим сетям Wi-Fi невозможен.

Модели телефонов – северокорейские или в реальности китайские?

     После нескольких лет вынужденного затишья, причиной которого была эпидемия COVID-19, рынок смартфонов в Северной Корее снова активизировался. Главными факторами, которые привели к этой активизации рынка сотовой связи, являются, во-первых, возобновление импорта телефонов из Китая (это возобновление стало возможным в результате снятия карантинных ограничений), а также запуск новой сотовой сети 4G.

     По поступающим из КНДР сведениям, ассортимент телефонов, доступных северокорейским потребителям, значительно расширился, и на рынке появились несколько новых брендов. В настоящее время десять различных компаний предлагают как смартфоны, так и кнопочные телефоны.

     Хотя смартфоны, которые продаются в Северной Корее, и уступают флагманским моделям таких компаний, как Apple и Samsung, они представляют собой вполне достойные устройства среднего класса, работающие на базе Android. Эти телефоны оснащены хорошими камерами и отличаются неплохими техническими характеристиками. Новые модели работают на операционной системе Android 12, выпущенной Google в 2021 году, причём некоторые из них оснащены камерами с разрешением до 64 мегапикселей. Интересно, что в дополнение к смартфонам существует спрос на более простые кнопочные устройства, в том числе и раскладные модели.

     Показательно, что северокорейские фирмы начали предлагать новые модели смартфонов в нескольких версиях с различными характеристиками. Это напоминает стратегию таких компаний, как Apple и Samsung, которые выпускают два или три варианта одного и того же телефона с разными ценами. Например, новая модель Hwawon доступна по цене 500 и 750 долларов США, а Jindallae 6 представлена в трёх версиях: 6, 6-1 и 6-2.

     Большинство телефонов, официально продаваемых в КНДР, продаются под северокорейскими брендами. Однако анализ тех телефонов, которые были вывезены за границу или, при благоприятных обстоятельствах, изучены на месте, показывает, что речь идёт, самое большее, о сборке в КНДР из китайских комплектующих. В большинстве случаев телефоны вообще целиком импортируются из Китая, так что северокорейским там является только корпус. С другой стороны, северокорейскими специалистами разрабатываются многие из тех приложений, которые установлены на этих телефонах. Своими силами проводится и модернизация операционной системы Android.

Примерно 5-6 миллионов пользователей сотовой связи

     О растущей популярности и доступности сотовой связи в Северной Корее косвенно свидетельствует и то обстоятельство, что в августе 2022 года телевидение КНДР начало выпуск программ специальной рубрики «Что нужно знать пользователям мобильного телефона». Пока было подготовлено три выпуска этой рубрики, которые потом неоднократно повторялись в передачах северокорейского телевидения. В первом выпуске речь шла о том, как правильно заряжать сотовый телефон, во втором выпуске обсуждались проблемы яркости и контраста экрана, а в третьем речь шла о переустановке операционной системы.

     На основании анализа коммерчески доступных спутниковых снимков американскими специалистами на территории КНДР выявлено около 1.000 базовых станций сотовой связи. Насколько можно судить, в зону покрытия сотовых сетей входят практически все крупные и средние города, а также многие густонаселённые сельские районы.

     Общее количество подписок северокорейских сотовых сетей оценивается в настоящее время в 6-7 млн человек. Правда, в данном случае речь идёт не о количестве реальных пользователей, а о количестве подписанных пользовательских соглашений. В силу особенности системы тарифов, наиболее активные северокорейские пользователи стараются иметь несколько телефонов (это противоречат правилам, но есть возможность эти ограничения обходить). Поэтому реальное количество пользователей, скорее всего, составляет 5-6 млн человек. Уровень, прямо скажу, не рекордный, но вполне достойный для страны с таким скромным показателем ВВП на душу населения, как в Северной Корее.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.