Комментарий ARRC: «Курс на Юг»: Как Республика Корея выстраивает отношения со странами Юго-Восточной Азии

Комментарий ARRC: «Курс на Юг»: Как Республика Корея выстраивает отношения со странами Юго-Восточной Азии

 

Провозглашенная в 2017 г. администрацией президента РК Мун ЧжэИна «новая южная политика», нацеленная на развитие сотрудничества с государствами Юго-Восточной Азии, помогает Сеулу решить ряд важных задач как политического и стратегического, так и экономического характера. Инициатива Южной Кореи нашла активный отклик у многих государств региона, которые через взаимодействие с Кореей получают также свои дивиденды. Насколько можно судить, обе стороны – Южная Корея и государства ЮВА – довольны сотрудничеством, а потому можно ожидать его дальнейшей активизации и расширения. 

ЮВА: путь Сеула к Пхеньяну и страховка от конфликта США-КНР

12-14 ноября 2020 г. состоялся форум АСЕАН – Республика Корея, в котором по видеосвязи приняли участие президент РК Мун Чжэ Ин и главы стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ЮВА). На полях саммита руководством Южной Кореи были озвучены положения обновленной концепции «новой южной политики» в отношении стран ЮВА.

15 ноября, Мун Чжэ Ин поставил свою подпись под Соглашением о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП). Как утверждается, принятие этих договоренностей наряду с Китаем и странами Юго-Восточной Азии может принести Республике Корея выгоды в виде снижения или ликвидации таможенных пошлин на ее основные экспортные товары. В руководстве страны считают эту сделку одним из крупных успехов своей новой южной политики. Предполагается также, что эта мера придаст новый импульс ее осуществлению.

Развитие отношений со странами Юго-Восточной Азии играет важную роль в системе внешнеполитических и внешнеэкономических связей Республики Корея. Их удобное географическое положение, а также высокие темпы роста, которые демонстрируют экономики стран ЮВА, привлекают все большее внимание южнокорейского бизнеса к этому региону.

Политическая повестка взаимоотношений Республики Корея со странами Юго-Восточной Азии в основном связана с попытками Сеула укрепить международную поддержку своего видения урегулирования ситуации на Корейском полуострове и методов развития межкорейских отношений. Правительство РК учитывает, что Региональный форум АСЕАН по безопасности является одной из немногих площадок, в работе которой принимают участие представители КНДР. Южнокорейская дипломатия пытается использовать в своих интересах сложившиеся внешнеполитические связи некоторых стран региона с Северной Кореей. В силу этого администрация президента РК Мун Чжэ Ина призывает страны АСЕАН к активизации своего участия в мирном процессе на Корейском полуострове.

Политический оттенок отношениям Республики Корея со странами ЮВА придают и попытки Сеула обезопасить свою экономику от воздействия китайско-американских торговых войн. По существу, одним из ключевых направлений «новой южной политики», провозглашенной администрацией президента РК Мун Чжэ Ина в 2017 г. стала деятельность по расширению внешнеэкономических связей со странами АСЕАН. Тем самым, как считают в южнокорейском руководстве, Республике Корея удастся ослабить торгово-экономическую зависимость от Китая и США и снизить негативные риски для экономики РК в условиях противостояния Пекина и Вашингтона.

Полный нейтралитет

Сюжеты, связанные с новой южной политикой РК нашли свое отражение и в попытках Сеула определить свое отношение к инициативе «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», активно продвигаемой Соединенными Штатами. Время от времени в высоких кабинетах и экспертном сообществе Республики Корея говорят о необходимости синхронизации упомянутых концепций. Все это связано со стремлением Чхонвадэ (прим. - администрация президента РК) балансировать между Китаем и США, используя политические и экономические выгоды, которые дает развитие сотрудничества с ними.

Важно, что южнокорейская дипломатия как правило занимает нейтральную позицию по ряду спорных вопросов во взаимоотношениях Китая с США или странами Юго-Восточной Азии. В частности, в Сеуле обычно обходятся крайне общими высказываниями по темам, связанным с гонконгской и синьцзянской проблемами или территориальным спором в Южно-Китайском море. Озвучивание официальными лицами РК своей позиции по ЮКМ может быть чревато сложностями для осуществления ее внешнеэкономической политики в Китае или ЮВА, что, судя по всему, прекрасно понимают в Республике Корея.

Сеул и Ханой нашли друг друга

Несмотря на это, как уже упоминалось, «стержнем» внешнеполитической линии РК в отношении стран Юго-Восточной Азии все же является их торгово-экономическое сотрудничество. Страны АСЕАН давно превратились в одного из ключевых зарубежных партнеров Республики Корея. Особое место среди них занимает Вьетнам,  двусторонние отношения с которым были установлены в декабре 1992 г., на волне дипломатического признания РК социалистическими странами.

К концу 2020 г. Вьетнам превратился в третьего по значению (после Китая и США) импортера продукции, произведенной в Республике Корея. Страна является одной из главных зарубежных производственных площадок для южнокорейских чэболь (прим. – крупных концернов), включая Samsung, LG и Hyundai. В условиях глобального тренда на снижение производственных затрат, роста стоимости рабочей силы в Китае и возрастания политических рисков сотрудничества с КНР, бизнес-круги РК достаточно давно и весьма активно переносят свои предприятия на территорию Вьетнама.

В то же время, в самой Республике Корея продолжается «вьетнамский бум». Высокий рост экономических показателей Вьетнама, расширение двустороннего сотрудничества в экономической и гуманитарной сфере привело к повышенному вниманию корейского общества к этой стране. По сообщениям СМИ РК в последние годы даже существенно вырос интерес и к изучению вьетнамского языка, в том числе в южнокорейских школах и университетах. И чаще всего этот выбор имеет прагматичную основу, ибо предполагается, что в условиях интенсивного развития связей между Сеулом и Ханоем, владение этим языком может стать подспорьем в условиях довольно высокой молодежной безработицы.

Успехи Республики Корея во Вьетнаме можно объяснить тем, что южнокорейский бизнес оказался буквально «в нужное время и в нужном месте». Запрос Ханоя на сбалансирование своих международных связей с внешним миром в условиях «нависающего» над ним всей своей мощью Китая, был принят Сеулом, находящимся в похожем положении. Для Вьетнама Республика Корея является важным источником инвестиций и технологий, необходимых ему для продолжения им экономических реформ.

От финансов и IT до ресурсов и сбыта электроники

Первоочередное внимание южнокорейского бизнеса в Юго-Восточной Азии обращено также к Сингапуру, Малайзии и Брунею. Сингапур ­представляет интерес для Сеула в качестве делового, финансового и интеллектуального хаба. Для отдельных компаний в РК Сингапур может стать заменой Гонконгу в условиях соответствующих событий в Китае. Например, компания Naver уже озвучила планы о переносе своего дата-центра из Гонконга в Сингапур.

Сотрудничество Республики Корея с Малайзией, Индонезией и Брунеем в первую очередь связано с потребностями ее топливно-энергетического комплекса. Именно эти страны входят в десятку ведущих поставщиков природного газа в РК. В своем стремлении сократить зависимость от поставок энергоресурсов, добываемых в странах Ближнего Востока, Сеул также будет пытаться диверсифицировать источники природного газа за счет их импорта из стран ЮВА. Дополнительным фактором, побуждающим Южную Корею к таким действиям, является и политика ее руководства, направленная на отказ от атомной энергетики.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.