Анализ ситуации: В Токио изучают возможность привязки курса йены к доллару
В витке мировой рецессии в августе 2024 года частично оказалась виноватой Япония. Финансовый рынок отреагировал на неожиданное объявление Банком Японии решения о поднятии ключевой ставки и избавлении от половины приобретённых зарубежных активов. Внезапное удорожание йены заставило многих держателей наличной валюты переориентироваться в сторону Японии и разнообразить корзину, что, в свою очередь вызвало лёгкую панику на бирже. После нормализации ситуации в сентябре Банк Японии отложил вопрос о повышении ставки. Вместе с тем в очередной раз стало очевидным, что пара «доллар-йена» достаточно сильно влияет на мировую финансовую стабильность, и любые колебания баланса отражаются на региональных и глобальных процессах.
Спекуляции на курсе
Плавающий курс йены ранее уже неоднократно становился причиной нестабильности. Основная предпосылка кроется в стремлении крупных промышленных группировок – «кэйрецу» обеспечить лучшие условия для экспорта собственной продукции и максимизировать прибыль. В начале 1980-х годов искусственно обесцененная валюта вкупе с быстрым ростом положительного сальдо во внешней торговле побудили партнёров Японии обвинить правительство в нечестной конкурентной борьбе и заполучении односторонних преимуществ. Главные требования сводились к тому, чтобы заключать контракты, исходя из реальной стоимости национальной валюты. В 1985 году было подписано соглашение «Плаза» между США, Великобританией, Францией, ФРГ и Японией, которое подразумевало постепенную контролируемую девальвацию доллара. Ранее чрезмерное укрепление американской валюты привело к снижению конкурентоспособности экспортной продукции промышленности. В течение последующих двух лет путём массированных интервенций центробанков данных стран на валютном рынке курс йены вырос на 50%, однако это, в свою очередь, привело к кризису производства и инфляции в самой Японии.
В 1995 году Токио вновь стал снижать стоимость валюты, что стало одной из причин азиатского финансового кризиса 1997 года и существенно ударило, например, по Республике Корея и Таиланду. В выигрыше тем не менее оказались японские банки, которые предоставили правительствам данных стран обширные займы на двусторонней основе, а также по линии Международного валютного фонда. После 1998 года японские власти стали удерживать низкую процентную ставку, постепенно доведя показатель до нуля. Такая практика привела к массовым вложениям японских кредитных средств для инвестирования зарубежных проектов или же просто перемещению денег в иностранные банки для заработка на процентах. При этом даже простые японцы стали уводить собственные сбережения из страны, предпочитая получать доход от вкладов.
В 2013 году премьер-министр Синдзо Абэ стал внедрять новый экономический курс, получивший название «абэномики». Ставка по-прежнему была сделана на размещение капитала за границей и массированное приобретение иностранных активов. В итоге национальные финансовые учреждения, включая страховые компании и пенсионные фонды, накопили значительные средства, особенно в США. Один только Правительственный пенсионный инвестиционный фонд обладает 1,7 трлн долл. зарубежных вложений. К концу 2023 года общий объём японского капитала, размещённого в других странах, превышал 3,5 трлн долл. Однако одновременно обострилась проблема конвертации приобретённых активов, поскольку данный процесс необратимо вызовет повышение курса йены, что чревато потерями для инвесторов. Старение населения в Японии повышает социальную нагрузку на бюджет, а следовательно, значительные средства нужно будет изымать из пенсионных фондов, чем немедленно воспользуются зарубежные партнёры, выкупив доли по более выгодной цене.
Общественное спокойствие или богатство корпораций?
В настоящее время прогнозы повышения курса йены имеют весьма высокую вероятность на реализацию. Бесконтрольный обмен иностранных валют на национальную, чтобы избежать потерь в будущем, способен вызвать нестабильность на мировом финансовом рынке в силу масштабности японской экономики. Особая опасность кроется в чрезмерном высвобождении долларовой массы при переводе в йены. Кроме того, США опубликовали тревожные данные о состоянии внутреннего рынка труда, что заставило Федеральный резерв снизить прогноз о ставке рефинансирования и стало способствовать оттоку импортного капитала из страны.
На протяжении последних 30 лет Банк Японии проводил экспансионистскую монетарную политику во многом ввиду желания контролировать курс валюты и не допускать необоснованного удорожания. На недавнюю интервенцию финансового ведомства США японцы планируют ответить ещё более масштабными действиями, что позволит удержать доходность 10-летних правительственных облигаций на уровне ниже 10-летних бондов Федерального казначейства. Сегодня обесценивание йены выгодно не только национальным производителям, но и финансовому сектору. Премьер-министр Сигеру Исиба уже дал понять, что монетарная политика Японии должна остаться на уровне, необходимом для восстановления экономики. Риск для глобальной финансовой системы от повышения стоимости йены должен быть оправдан дальнейшими приобретениями, потому, в целом, поддержание правительством низкого курса пока более приемлемо.
Вместе с тем, впервые за несколько десятков лет была отмечена инфляция в секторе потребительских товаров в размере 2% в год, поскольку производители стали повышать цены для минимизации издержек и получения дополнительных средств. Банк Японии столкнулся с дилеммой – повышение ключевой ставки для стимулирования вложений внутри страны и отыгрывания уровня инфляции за счёт уменьшения объёма денежной массы увеличит стоимость национальной валюты, что вызовет потери от зарубежных инвестиций и снизит привлекательность экспорта. Сохранение же ставки рефинансирования на уровне близком к нулевому будет и далее вызывать рост потребительских цен и негативно отразится на социальной стабильности, потому правительству рано или поздно придётся расставить приоритеты.
Одним из выходов могла бы стать фиксированная привязка японской валюты к американской или же установление коридора допустимой волатильности. В таких условиях Банк Японии будет заинтересован в стабильности соотношения валют, а не обеспечении интересов тех или иных групп влияния и играх на курсе. Также налогоплательщики станут более защищенными от инфляции и финансовых рисков, поскольку всегда будут иметь представление о долларовом эквиваленте средств. Банк Японии уже решился на небольшое повышение процентной ставки, что свидетельствует о готовности властей пожертвовать частью монетарной независимости в пользу стабильности. Один из главных вопросов в таких условиях – какое влияние окажут крупные хозяйствующие субъекты на правительство, смогут ли найти компромисс или же будут намеренно провоцировать внутреннее недовольство для смены кабинета на более лояльный к бизнесу.
О компании Asia Risk Research Center
Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.
Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.