Комментарий ARRC: Новый премьер-министр Японии ориентирован на значительные перемены
Современная политика Токио определяется рядом факторов, среди которых наиболее важные – резкое падение популярности правящей партии среди населения и стремительное ухудшение японо-китайских отношений из-за курса на милитаризацию и поддержку стратегии США в АТР. Отставка правительства Фумио Кисиды на фоне рекордно низкого рейтинга в 27% создало как дополнительные сложности для страны, так и открыло новые возможности, в том числе по нормализации отношений с Пекином.
Мирное сосуществование при взаимной неприязни
После победы на выборах главы Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ) Сигэру Исиба на внеочередном заседании нижней палаты парламента страны был избран на должность премьер-министра. Кандидатуру позднее также утвердил император Нарухито. Политик ранее занимал посты генсека партии, министров сельского хозяйства и обороны. На фоне финансовых скандалов вокруг руководства ЛДПЯ новое назначение можно считать компромиссом с обществом, поскольку Исиба активно критиковал линию партии и правительства и потому достаточно популярен среди японцев. До конца октября будут проведены выборы в нижнюю палату парламента, а также окончательно сформирован состав правительства. Вместе с тем утверждать о долгосрочности новой администрации преждевременно. Существенные сложности связаны с восстановлением доверия избирателей к партии, а также внутренней борьбой с представителями различных группировок внутри ЛДПЯ и другими политическими силами, которые намерены использовать момент для увеличения собственного влияния.
По заявлению представителя МИД КНР Линь Цзяня, «состоявшиеся выборы – исключительно внутреннее дело Японии». Вместе с тем, в ведомстве выразили уверенность в том, что устойчивое и надёжное развитие долгосрочных китайско-японских связей отвечает фундаментальным интересам народов двух стран и является единственно верным путём. Также в Пекине надеются на то, что Япония сможет сформулировать объективное и правильное понимание Китая и проводить позитивную и рациональную политику по развитию двусторонних отношений, а также предпринять конкретные шаги по реализации стратегических интересов на взаимовыгодной основе.
Президент японо-китайского общества Такеши Нода отметил, что первоочередная задача для обоих правительств – найти пути преодоления разногласий между двумя странами в весьма непростой период отношений. Профессор Токийской школы науки и искусств Ю Учияма полагает, что администрация Исибы неминуемо столкнётся с рядом серьёзных вызовов, способных определить политику Токио на следующие несколько лет. Разгоревшийся финансовый скандал, в котором замешано руководство ЛДПЯ, существенно подорвал авторитет партии и дал возможность для укрепления оппозиционных сил. Кроме того, кабинет Кисиды ставил во главу угла проведение реформ в ряде ключевых сфер, однако не добился сколько-нибудь значимых результатов. Потому необходимы обновление состава правительства, пересмотр как политического курса, так и конкретных мер реализации, но данная задача может оказаться непосильной для премьера в условиях низкого рейтинга и раскола внутри партии.
Однако от Исибы будет сложно ждать, например, отказа от масштабных планов перевооружения Сил самообороны, включая приобретение ударных вооружений. К тому же новый премьер сам неоднократно заявлял о необходимости включения положений о полномочиях ССО в новую редакцию Конституции Японии. В Пекине подобную линию оценивают резко негативно, как способную привести к ещё большей региональной напряжённости и эскалации в Восточно-Китайском море вокруг островов Дьяоюйдао/Сенкаку и в Тайваньском проливе. Для начала продуктивного диалога по вопросам безопасности с КНР новое токийское правительство могло бы смягчить выраженную ранее позицию по «защите острова Тайвань от угрозы с материка», однако данное решение если и будет принято, то только в Вашингтоне.
За пригоршню долларов
Существенной проблемой является и укрепление финансовой дисциплины в правящей верхушке, так как планы Кисиды предусматривали расходование значительного объёма бюджетных средств при ослабленном парламентском контроле, так как в обеих палатах ЛДПЯ имела подавляющее большинство. Институт же гражданского контроля, в свою очередь, активно подрывался явно алармистскими тезисами о «китайской, российской и северокорейской угрозах». Наиболее ожесточённые споры в обществе и истеблишменте вызвали вопросы резкого увеличения затрат на оборону и безопасность, а также программы «зелёной энергетики» и энергоперехода, поскольку рационального и убедительного обоснования предыдущее правительство сформулировать так и не смогло. Более того, состояние национальных долговых обязательств Японии требует немедленной ревизии расходной части бюджета. Дефицит на данный момент является крупнейшим в мире, потому стоит изменить приоритеты или увеличить сроки реализации планов для адекватного финансирования социальной сферы, развития технологий и поддержки национальных производителей.
Стоит отметить, что в конце сентября 2024 г. бывший премьер-министр Йосихике Нода возглавил Конституционную демократическую партию Японии в намерении отвоевать часть голосов у либерал-демократов. С учётом тенденций во внутренней политике страны, уже на выборах в нижнюю палату парламента в конце октября можно ожидать усиления позиций альтернативных движений. В этой связи Исиба пытается провести все процедуры как можно быстрее и дистанцируется от связи с ЛДПЯ, предпочитая нарабатывать личный рейтинг. Тем не менее в современных условиях нарастающей турбулентности даже удержаться во власти будет чрезвычайно непростой задачей, не говоря уже о демонстрации значимых дипломатических успехов.
Конечно, некоторое потепление в отношениях с КНР, сопровождающееся активизацией двусторонних торгово-экономических и инвестиционных связей, стало бы существенным подспорьем для преодоления значительной части кризисных явлений. Однако пока Токио не демонстрирует готовности «отвязать» экономические вопросы от политических. К тому же в Пекине явно понимают, что сейчас Япония нуждается в восстановлении отношений больше, чем Китай, потому будут стараться предъявлять завышенные требования.
О компании Asia Risk Research Center
Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.
Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.