Комментарий ARRC:  Индия не желает слепо поддерживать Запад

Комментарий ARRC: Индия не желает слепо поддерживать Запад

 

     Индия демонстрирует самостоятельный политический курс, направленный на укрепление позиций страны как лидера развивающихся стран, не склонных к вступлению в какие-либо блоки и альянсы. Помимо комплексного сотрудничества со странами Запада, Нью-Дели активно развивает отношения с Россией. Такое поведение создаёт опасность ужесточения давления со стороны США и союзников, но одновременно и открывает новые возможности по распространению собственного влияния и получения более выгодных условий сразу по всем направлениям.

Российский слон – лучший друг индийского слона

     После вступления в должность на третий срок премьер-министр Индии Нарендра Моди в июле 2024 года совершил свой первый международный визит в Россию для участия в 22-ом ежегодном саммите «Россия – Индия». Политик охарактеризовал нашу страну как «друга при любой ситуации» и подчеркнул устойчивые личные связи с Президентом Владимиром Путиным. Совместное заявление не содержало каких-то прорывных пунктов, однако логично продолжило все ранее обозначенные направления сотрудничества. В частности, лидеры договорились наладить в Индии производство запасных частей и компонентов для российской техники, что имеет важное значение в контексте продвигаемой индийским руководством инициативы «Делай в Индии».

     Примечательно, что согласно текстам российских Стратегии национальной безопасности и Концепции внешней политики 2021 и 2023 годов, соответственно, Нью-Дели и Пекин являются равнозначно важными партнёрами для Москвы без предпочтения одному из них. По мнению министра иностранных дел Субрахманьяма Джайшанкара, Россия никогда не ущемляла индийских интересов, а двусторонние отношения всегда были стабильными. Тем не менее современная позиция Нью-Дели в отношении Москвы носит сугубо прагматичный характер и определяется принципами автономности внешней политики и свободы в выборе приоритетных партнёров.

     Объём двусторонней торговли по итогам 2023 года составил 57 млрд долл., установлена цель в 100 млрд к 2030 году. Порядка 36% от всего объёма импорта из РФ приходится на нефть, суммарные поставки составили более 232 млн тонн, а общая скидка – не менее 10,5 млрд долл. В настоящее время большая часть «чёрного золота», добытого российскими компаниями на шельфе, уходит в индийском направлении, а страна занимает стабильно второе место после Китая по закупкам у России данного вида топлива. Увеличение поставок из нашей страны соответственно сократило масштабы сотрудничества Нью-Дели со странами Азии и Ближнего Востока, что привело к убыткам, например, саудовских и малайзийских производителей. Кроме того, две трети всех вооружений и военной техники, имеющихся у Индии, – советского или российского происхождения. За 20 последних лет Нью-Дели приобрёл в РФ продукции военного назначения не менее чем на 60 млрд долл. и намерен развивать ВТС и далее в интересах повышения обороноспособности. Здесь также стоит ожидать новых контрактов на выгодных для индийской стороны условиях.

Ветер с запада

     Ожидаемо поездка Моди в Москву оказалась под пристальным вниманием в США и в странах Запада, где особое внимание уделили возможной роли Индии в содействии разрешения конфликта на Украине. С момента начала Россией специальной военной операции, Нью-Дели воздержался от осуждения действий Москвы, что вызвало недовольство среди членов НАТО. Вероятно, ещё больший гнев был связан с резким увеличением объёмов закупки российской нефти на фоне попыток Вашингтона ограничить доходы РФ и вынудить свернуть боевые действия.

     Американские власти фактически обвинили индийские спецслужбы в попытке убийства скрывающегося в США сикхского активиста Гурпатванта Сингх Паннуна, который выступает за создание независимого Халистана и неоднократно выступал с угрозами в адрес правительства Индии. Дж. Байден также отклонил приглашение Н. Моди посетить страну в честь празднования дня независимости. Симптоматично, что, когда в июне Нью-Дели посетил советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан, в руководстве страны предпочли умолчать о предстоящем визите Моди в Москву. Администрация демократов испытывает очевидные сложности в поддержании стратегических связей с Индией, что видно также и из заявления американского посла Гарсетти относительно того, чтобы не принимать дружбу с Вашингтоном как данность и указание на близость исчерпания предела терпения у руководства страны.

    Стоит вспомнить, что с момента вступления в должность в 2014 году Нарендра Моди последовательно прилагал усилия для развития продуктивных отношений с США. Так, в выступлении в американском Конгрессе в 2016 году политик отметил преодоление исторических сложностей и расширение двустороннего сотрудничества, что было воспринято в Вашингтоне и как негласное желание оказать содействие в сдерживании влияния КНР на пространстве Индо-Тихоокеанского региона. В числе важных двусторонних межправительственных документов – меморандум о взаимной логистической поддержке, соглашения о совмещении стандартов связи, промышленной безопасности, а также базовый договор об обменах и сотрудничестве. Вашингтон и Нью-Дели подписали инициативу по критическим и перспективным технологиям в целях стимулирования взаимодействия, в том числе по вопросам обороны. Индия стала регулярным участником QUAD – Четырёхстороннего диалога по вопросам безопасности в ИТР и группы I2U2, включающей также Израиль, США и ОАЭ. Индийские военные вовлечены в совместные учения, программы обмена опытом и тренировок с Вашингтоном, при этом активность таких контактов с другими странами заметно ниже. С 2008 года страна приобрела американских вооружений и военной техники на сумму 25 млрд долл., главным образом в целях снижения зависимости от российских поставок. По этой логике, в Белом доме ожидали и присоединения администрации Моди к антироссийским санкциям, которого не произошло – даже Китай вольно или невольно демонстрирует больше солидарности с Западом, вводя ограничения на платежи.

     Некоторые представители американского истеблишмента демонстрируют понимание того факта, что Индия не в состоянии дистанцироваться от России, прежде всего, в силу желания использовать происходящие геополитические изменения в свою пользу, завоевать новые рынки, заполучить дополнительные ресурсы и укрепить авторитет как независимого и самодостаточного государства. В Вашингтоне полагают, что развитие российско-индийских отношений в современных условиях может способствовать донесению ряда позиций до руководства РФ и склонению к переговорам по украинскому вопросу. Вероятно, следующая американская администрация сможет изменить отношение к Индии как к самостоятельному стратегическому партнёру, а не неофициальному союзнику и прекратит попытки оказания давления через экономические, технологические и политические инструменты.

Не Украиной единой

     Бесспорно, среди представителей политических и деловых кругов в Индии существуют различные взгляды на конфликт на Украине. Долгое время после начала СВО в стране преобладала сугубо западная картина событий, которую удалось дополнить и видоизменить только совсем недавно. Вместе с тем, в обществе благодарны за содействие МИД РФ в деле возвращения индийских студентов, обучавшихся в украинских вузах. Около сотни граждан Индии служат в ВС РФ, некоторое количество, вероятно, имеется и в ЧВК. Самое главное, руководство страны никогда не позволяло себе публичного осуждения действий России, отмечая только серьёзное воздействие данных событий на глобальную экономику и производственно-сбытовые цепочки.

     Декларация саммита «Большой двадцатки», прошедшего в Нью-Дели в сентябре 2023 года, гласит, что все государства должны воздерживаться от использования силы или угрозы силой в интересах приобретения территорий против принципов территориальной целостности, суверенитета и политической независимости любого другого государства. Данная формулировка была положительно воспринята в Пекине и Москве, поскольку выдержана исключительно в духе Устава ООН. В июне 2024 года представитель Индии, бывший посол в России Паван Капур отказался подписать заявление 80 государств по итогам так называемого мирного саммита в Швейцарии, поскольку, на взгляд руководства страны, мир достижим только через прямые переговоры между Россией и Украиной. А в июле после встречи глав МИД членов QUAD в Токио, не без влияния Индии, появилось итоговое заявление, где отмечалась «глубокая озабоченность» относительно происходящего на Украине, а также повторялась формула о недопустимости использования силы против территориальной целостности, суверенитета и независимости.

     В августе Н. Моди посетил Киев, где выразил намерение выступить независимым посредником между сторонами конфликта. Индийский лидер разумно настаивает на дипломатическом пути восстановления мира и стабильности. Вместе с тем, по информации МИД страны, большая часть повестки дня была посвящена развитию сотрудничества в торгово-экономической, оборонной, сельскохозяйственной, фармацевтической и образовательной сферах. В Нью-Дели готовы оказать содействие установлению мира только если обе стороны не будут возражать. Активных инициативных действий от Индии ждать не стоит из-за нежелания брать на себя какие-либо обязательства в условиях невозможности контроля над выполнением.

     Один из немногих спорных моментов для Нью-Дели – стратегическое сближение Москвы и Пекина, которое, однако, не носит анти-индийского характера. В Пекине также пристально наблюдают за ходом взаимодействия России и Индии, особенно в сфере безопасности и обороны. Примечательно, что лидеры двух стран редко бывают вместе на одних и тех же мероприятиях, предпочитая рабочий уровень общения официальному. Россия также не подчёркивает особый характер отношений между двумя азиатскими гигантами, однако в ряде случаев использует успехи на индийском направлении и для стимулирования активности китайских партнёров.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.