Комментарий ARRC: Пхеньян последовательно уничтожает символы объединения
В декабре 2023 года Ким Чен Ир заявил о радикальном пересмотре политики в отношении Южной Кореи, которая до этого официально рассматривалась как территория, находящиеся под временной американской оккупации, но подлежащая присоединению к КНДР в долгосрочной перспективе. В соответствии с новой политической линией, напротив, Южную Корею следует рассматривать как отдельное и, при этом, враждебное по отношению к КНДР государство. После того, как руководство КНДР провозгласило новую политическую линию, в стране прошёл целый ряд мероприятий, направленных на удаление из публичной сферы символов и текстов, напоминающих о старой политике в отношении Юга. Масштаб этих мероприятий не оставляет сомнений в том, что пересмотр политики носит долговременный характер.
1948-2023 гг: «Объединение – наша главная цель»
С конца 2023 года в КНДР начался пересмотр официальной линии в отношении Южной Кореи. Фактически речь идёт о самой радикальной реформе северокорейской официальной идеологии за последние полвека. События последних месяцев показывают, что руководство КНДР относится к этому вопросу крайне серьёзно запятая и что пересмотр официального отношения к Южной Корее не является просто тактическим шагом.
В 1948 году на территории Корейского полуострова было провозглашено два независимых государства - Республика Корея в южной его части и Корейская Народно-Демократическая Республика на севере полуострова. При этом эти два государственных образования с самого момента своего основания считают друг друга незаконными и не признают друг за другом право на существование (точнее, так обстояли дела до декабря прошлого 2023 года).
На Севере с 1948 года считается, что Корейская Народно-Демократическая Республика является единственной законной властью на всей территории Корейского полуострова, в то время как южной часть полуострова с официальной точки зрения Пхеньяна «находится под американской оккупацией». До недавнего времени официально считалось, что в долгосрочной перспективе конечной задачей северокорейской политики в отношении Юга должно стать его «освобождение» и присоединение к КНДР на северокорейских условиях.
В Южной Корее ситуацию на полуострове официально видят, так сказать, «зеркально». Там считается, что единственной законной властью на всей территории Корейского полуострова является Республика Корея, в северной части которой, однако, вспыхнул «коммунистический мятеж». «Мятежникам» удалось создать «антигосударственное образование», именующее себя «Корейской Народно-Демократической Республикой». Тем не менее, в перспективе страна должна быть объединена под единственной законной властью, то есть под властью правительства Республики Корея в Сеуле.
На протяжении десятилетий обе стороны прибегали к немалым юридическим, дипломатическим и даже лингвистическим ухищрениям для того, чтобы подчеркнуть: Юг и Север не считают друг друга двумя полноценными суверенными государствами. В частности, для описания торговли между Севером и Югом не используются термины «экспорт» и «импорт» – для описания поставок из одной Кореи в другую, были выдуманы специальные термины. Специально сконструированные слова использовались и для описания поездок между двумя корейскими государствами. Вдобавок, отношениями с «другой Кореей» и в Сеуле, и в Пхеньяне занимались не министерства иностранных дел, а специально созданные для этого органы. В Сеуле отношениями с КНДР ведает министерство объединения, а в Пхеньяне до недавнего времени отношениями с Югом занималась целая группа квази-общественных организаций с непонятным статусом и подразделения аппарата ЦК ТПК.
Новый курс КНДР: «Юг нам больше не брат!»
Однако в конце прошлого года северокорейское руководство решило отказаться от описанной выше официальной картины, которая, в общем-то, давно не имеет никакого отношения к политической реальности. Ким Чен Ын в декабре 2023 года, выступая на очередном пленуме ЦК ТПК, заявил о том, что КНДР не может и не должна более рассматривать Южную Корею как территорию, с которой она собирается когда-либо объединиться, и что отношения между двумя корейскими государствами являются «отношениями двух враждебных государств». Одновременно были даны указания о том, что отныне в Северной Корее следует раз и навсегда прекратить любые разговоры об объединении с Югом.
Это решение у значительной части населения КНДР наверняка вызвало немалое удивление, так как на протяжении многих десятилетий именно объединение страны официально считалось важнейшей стратегической задачей всей политики КНДР. Северокорейцам постоянно говорили, что те проблемы, с которым они сталкиваются, являются во многом результатом раздела страны, и что её объединение позволит эти проблемы преодолеть.
Когда Ким Чен Ын сделал заявления о изменении политики в отношении Севера, некоторыми иностранными наблюдателями высказывалось мнение о том, что новая линия носит лишь временный, ситуативный характер и является реакцией на то, что в последние годы у власти в Сеуле находятся правоконсервативные силы, которые проводят в отношении КНДР исключительно жёсткий курс. Однако на протяжении 2024 года в Северной Корее активно велась масштабная работа по пересмотру всей официальной идеологии и пропаганды, а также по удалению старой символики, связанной с идеями объединения. Решительность этих перемен, в осуществление которых были вложены немалые средства, оставляет мало сомнений в том, что нынешний пересмотр политики в отношении Южной Кореи проводится всерьёз и надолго.
Избавляясь от идеологии объединения - от гимна до памятников
Далее мы приведём список некоторых, наиболее заметных и радикальных шагов, которые должны символизировать полный отказ от той линии, которую руководство Северной Кореи на протяжении почти 80 лет.
Изменения официальной терминологии, использование южнокорейского названия страны. В Южной и Северной Корее традиционно, с 1945-1948 годов, в качестве самоназвания используются два разных слова. Подчёркиваем, что речь здесь не идёт об официальном названии существующего государства (соответственно, «Республика Корея” и «Корейская Народно-Демократическая Республика»), а о том, что само слово, которое на иностранные языки переводится как «Корея», звучит на Севере и на Юге совсем по-разному. В Северной Корее Корею называют Чосон (в несколько поэтическом переводе – «Страна утренней свежести»), а на Юге используется термин Хангук («Страна Хан»). Традиционно в Северной Корее Корею Южную никогда не называли «Страной Хан», так как этот термин ассоциировался с правящим там «проамериканским марионеточным реакционным режимом». В северокорейских СМИ Южную Корею полагалось именовать только «Южный Чосон» (Нам Чосон) – и никак иначе. Аналогичные правила, кстати, действовали и в Южной Корее, где в официальных публикациях Северную Корею именовали не иначе как «северной страной Хан» (Пук Хан).
От этого обыкновения в Северной Корее стали отказываться летом 2023 года, а с начала 2024 года в Северной Корее вообще употребляется исключительно официальное корейское название Южной Кореи – Страна Хан. Иногда используется даже её полное название – Тэ Хан Мингук, то есть «Республика Корея». Смысл этого переименования самим корейцам вполне очевиден: таким образом подчёркивается, что Южная Корея более не является частью «настоящей» (то есть Северной) Кореи, “страны Чосон”, а является иностранным государством, население которого не следует воспринимать как соплеменников.
Роспуск организаций, которые формально должны были работать на решение задач объединения страны. В первые месяцы 2024 года в КНДР были распущены существовавшие там ранее многочисленные организации, официальной целью которых считалась борьба за объединение страны (впрочем, на практике в большинстве случаев такие организации занимались ведением пропаганды на Южную Корею, или же налаживанием контактов с радикальной южнокорейской оппозицией). В частности, прекратил своё существование так называемый «Антиимпериалистический национальный демократический фронт». Полагалось считать, что эта организация действует в глубоком подполье в Южной Корее, ведя борьбу за свержение южнокорейского режима и объединение страны под руководством нынешнего северокорейского правительства и на базе идей Чучхе. Прекратил свою работу и «Комитет мирного объединения Родины». Наконец, в марте 2024 года в КНДР были распущены органы «Единого фронта».
В своё время Единый фронт в КНДР возник как часть усилий, направленных на объединение всех легальных северокорейских политических партий и общественных организаций под руководством Трудовой партии Кореи. Единые фронты с подобными задачами тогда, в 1940-50-х годах, существовали и в других социалистических странах, также именовавшихся в те времена «странами народной демократии». Однако с течением времени функции Единого фронта в Северной Корее изменились: в последние десятилетия Единый фронт, который на практике полностью подчинялся ЦК ТПК, использовался в основном для ведения пропаганды на Южную Корею и для взаимодействия с южнокорейской оппозицией.
Радикальная ревизия географических карт Корейского полуострова. В прошлом в КНДР в официальных ситуациях использовалась карта всего Корейского полуострова, которая служила одновременно и картой КНДР. Подразумевалось, что южная часть полуострова, хотя и «находится под временной оккупацией», но рано или поздно также станет полноценной частью КНДР. В настоящее время подобные карты убирают из всех общественных мест, постепенно заменяя их на карты, на которых изображена только территория КНДР. Показательно, что карта Корейского полуострова до недавнего времени была частью барельефа на стене так называемого «Народного Дворца Учёбы». Этот барельеф выходил на главную площадь северокорейской столицы – Площадь Ким Ир Сена. В начале лета этого года барельеф, который более не соответствует политической линии, был перемонтирован, и карта Корейского полуострова была удалена. Перестали использоваться карты всего Корейского полуострова и в передачах северокорейского телевидения, включая, например, передачу прогноза погоды.
Редактирование художественных и документальных фильмов, снятых в прошлые годы. Учитывая, что лозунг объединения страны служил чуть ли не главным стержнем официальной северокорейской идеологии, нет ничего удивительного в том, что в фильмах прошлых лет (как документальных, так и художественных) очень часто встречались упоминание об объединении страны и призывы к тому, чтобы бороться за это объединение. Сейчас эти фильмы и телевизионные программы постепенно редактируются. Например, по северокорейскому телевидению время от времени демонстрировался документальный фильм, посвящённый ветеранам Корейской войны 1950-1953 года. В конце этого фильма ветеран говорил, что, мол, война эта ещё не закончена – и не закончится до тех пор, пока страна не будет объединена. Эти слова ветерана были удалены из нового варианта этого документального фильма, который в настоящее время демонстрируется по северокорейскому телевидению.
Изменения в тексте гимна КНДР. В рамках производящих перемен был частично переписан и гимн страны. В прошлом варианте гимна, который существует в таком качестве с 1948 года, имелось упоминание о том, что Корея простирается на «3000 ли» (примерно – тысяча километров). Понятно, что это описание приложимо только ко всему Корейскому полуострову, а не к его северной части. С начала 2024 года эта фраза удалена из текста гимна. Похожей редакции подверглись и некоторые другие песни, в которых в качестве поэтического описания страны используется упоминание о её «просторах, развернувшихся на 3000» (вообще говоря, такие упоминания были в последние десятилетия стандартными поэтическими клише).
Удаление статей и материалов об объединении из архивов северокорейских интернет-сайтов. В апреле северокорейское информационное агентство ЦТАК удалило со своего сайта значительную часть публикаций, которые были сделаны до начала 2023 года и затрагивали вопросы, связанные с Южной Кореей и объединением страны. Любопытно, что в число удалённых публикаций попали и некоторые тексты за подписью Ким Чен Ына (например, его речь, произнесённая в августе 2023 года), в которых говорилось о необходимости и желательности объединения с Югом. Также были удалены некоторые сообщения о тех иностранных общественных организациях, которые поддерживали программу объединения страны.
Демонтаж Арки Объединения. Особое внимание привлёк демонтаж Арки Объединения, которая располагалась на южной окраине Пхеньяна, на шоссе, которое вело оттуда в Кэсон, крупнейший из приграничных городов. Арка Объединения (также известна как «Арка Трёх Условий Объединения»), построенная в 2001 году, была выполнена в виде двух женских фигур, символизирующих Север и Юг, которые протянули друг к другу руки. Эта арка часто появлялась на фотографиях и видеоматериалах и считалось едва ли не самым важным из визуальных символов политики, направленной на объединение страны. Однако в середине января (между 19 и 24 января) она была взорвана и демонтирована, причём работы по её демонтажу проводились ударными темпами были завершены за одну ночь.
На протяжении 2024 года северокорейское руководство вело масштабную компанию, направленную на полное искоренение из публичной сферы напоминаний о той политике, которую Северная Корея осуществляла на протяжении многих десятилетий – политики, формальной долгосрочной целью которой считалось достижение объединения страны. О причинах, которые привели к столь резкому развороту в северокорейской стратегии в отношении южного соседа, имеет смысл говорить отдельно и подробно. Тем не менее, описанные выше мероприятия являются дорогостоящими, хорошо заметными и символически значимыми, так что их проведение можно считать ещё одним подтверждением того, что происходящий в настоящее время пересмотр официальной политики носит долгосрочный характер.
О компании Asia Risk Research Center
Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.
Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.