Комментарий ARRC:  Новое правительство Сингапура не планирует резких перемен

Комментарий ARRC: Новое правительство Сингапура не планирует резких перемен

 

     Город-государство Сингапур заслуженно считается одним из наиболее успешных примеров социально-экономического развития по уникальной модели и стабильно входит в десятку стран с наиболее высоким доходом на душу населения. По прогнозам, ВВП всё ещё сохраняет потенциал роста на 2-2,5% в год. Вместе с тем, мировой кризис оказывает негативное воздействие, даже несмотря на формальный нейтралитет и попытки руководства заработать на любой нестабильности и изменениях, в том числе через манипуляции с курсами, ставками и пошлинами. Несмотря на кажущееся благополучие 6 млн жителей, ситуация далеко не так безоблачна и вполне может обрасти негативными проявлениями вплоть до протестов.

Всё новое – хорошо забытое старое

     В апреле 2024 года после почти 20-летнего срока пребывания в должности премьер-министра Сингапура Ли Сяньлун добровольно сложил полномочия. Уже в мае правительство возглавил бывший вице-премьер и министр финансов Лоуренс Вонг (Хуан Сюньцай). Политик получил образование в США, долгое время работал на государственной службе, в том числе был министром образования, обороны и личным секретарём ушедшего премьера. Фигура Вонга символизирует третий переход власти после провозглашения независимости города-государства в 1965 году в рамках одной правящей с того времени Партии народного действия (PAP).

     Новизна данного транзита вызывает различные оценки относительно будущей направленности внутренней и внешней политики, тем более что сложно говорить о «свежем дыхании» в силу давнего пребывания Вонга во власти. Перед новым кабинетом стоят сложные задачи ввиду геополитических изменений, которые вызваны конкуренцией двух мировых лидеров – США и Китая. Сингапур как маленькая страна всегда находился в зависимом положении от геополитической ситуации в мире и Азиатско-Тихоокеанском регионе, потому научился маневрировать и соблюдать собственные интересы в любых условиях. Вместе с тем, сохранять тесные связи с КНР и быть в центре финансовых и технологических обменов с Западом становится всё затруднительнее из-за давления с обеих сторон. Кроме того, существует масса домашних сложностей, включая рост прожиточного минимума и потребительских цен при прежних доходах, приток мигрантов, споры внутри партии и рост популярности альтернативных сил. Все вызовы носят вполне реальный характер и требуют пристального внимания со стороны руководства.

     В ближайшее время определится конкретная модель управления PAP на будущий срок. По всей видимости, Вонг не будет ломать традиции как минимум до следующих выборов и намерен вводить изменения постепенно. В Сингапуре принято государственное планирование на довольно долгий период, что в современных условиях почти невозможно, несмотря на сохранение лидирующих позиций правящей партии и отсутствие на горизонте реальных перспектив. Четвёртое поколение руководителей «города льва» отличается от предыдущего большими меркантилизмом и гибкостью, но первое время будет следовать сложившимся традициям и использовать старые связи. В частности, партия придерживается исключительно прагматичной позиции, ориентированной на достижение результата, и не склоняется к какой-либо идеологии. Тем не менее властям придётся принимать сложные решения, что потребует умения договариваться с различными силами внутри и вне Сингапура.

     Главные приоритеты внутренней и внешней политики – устойчивый экономический рост, комплексное развитие и общественная стабильность. При этом, избирательные программы различных кандидатов на самом деле мало отличаются друг от друга, так как любые отклонения и экзотические идеи плохо воспринимаются электоратом. По этой причине и политический выбор средств и инструментов у руководителей не слишком велик, а всё новое вызывает страх неудачи. В этой особенности политического процесса Сингапура кроется сложность, поскольку такая модель работала долгое время, но нет никаких гарантий, что сохранит эффективность в новых условиях. Например, настойчивость Пекина в Южно-Китайском море и одновременные намёки Вашингтона на способность ограничить судоходство через Малаккский пролив ставят город-государство в крайне сложное положение. С одной стороны, на территории находятся части американских ВВС и ВМС на ротационной основе, с другой – оборачиваются значительные объёмы китайского капитала.

Лучшее – враг хорошего

     От реальных способностей нового правительства сейчас зависит мало, что усложняет задачу выработки эффективной стратегии. Для Вонга необходимо поддерживать один из самых высоких уровней жизни в мире, но добиться какого-либо заметного прорыва уже сложно – все приобретения будут всё равно довольно скромными по масштабам в сравнении с общим прогрессом в технологиях, финансах, инфраструктуре и сервисе с 1965 года. Любого политика поневоле будут сравнивать с Ли Кван Ю – отцом современного Сингапура, что заставляет соответствовать и быть крайне осторожным в решениях и действиях. По этой причине сложно будет оценить и реальную эффективность работы такого правительства, а это уже создаёт возможность для спекуляций и критики. 

     Неизбежно PAP будет встречать всё больше сопротивления со стороны оппозиционных партий, которые смогут использовать популистские лозунги, националистскую и идеологизированную риторику, равно как и бездоказательную критику действующей власти. Уже сегодня ведущие конкуренты – Рабочая партия и Партия прогрессивного Сингапура представили компетентных и довольно убедительных кандидатов, которые намерены бросить вызов властям и покончить с монополией «старой» администрации. Пока нет свидетельств ослабления РАР до такой степени, чтобы проиграть выборы в ближайшем будущем, однако процесс запущен, а уже избалованные изобилием и стабильностью избиратели будут ждать дальнейших улучшений и решения накопившихся проблем.

     Самый же серьёзный вызов всё же исходит из турбулентной внешней среды. Втягивание Сингапура в американо-китайское противостояние чревато отвлечением финансовых ресурсов, что неизбежно замедлит социально-экономическое развитие. Уникальность же маленького города-государства сводит к минимуму возможность заимствования какой-либо «импортной» модели. Пока правительство Вонга сосредоточилось на переосмыслении главных целей. Рост и развитие тщательно оцениваются обществом, однако здесь есть сложности с конкретными показателями и ожиданиями, которые чрезвычайно субъективны. В данном случае может оказаться полезной программа «Вперёд Сингапур» (Forward Singapore) по исследованию новых возможностей и определению критериев успеха. Новое правительство намерено выработать принципы сплочения общества, укрепить ценности и распределить социальные роли между представителями всех слоёв общества для достижения ощутимого прогресса.

     Во внешней политике Сингапур продолжает придерживаться позиции равного партнёрства и невмешательства, предпочитая многосторонние форматы взаимодействия на базе АСЕАН. Также стоит отметить перспективы форума по вопросам региональной безопасности «Шангри-Ла», где удаётся обсуждать довольно острые вопросы и находить точки соприкосновения интересов стран региона с Китаем, США, Японией и другими влиятельными глобальными игроками.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.