Комментарий ARRC: Франция препятствует независимости Новой Каледонии
Беспорядки в Новой Каледонии не утихают из-за фактического невыполнения Парижем обещаний о постепенной передаче данной территории под самоуправление и ущемления прав представителей коренных народностей. В условиях трений между Китаем и странами Запада, а также явного курса европейских членов НАТО на поддержку лидирующей позиции США на пространстве Тихого океана отказ Парижа от владений выглядит маловероятным. Тем не менее, и далее игнорировать явное движение за независимость невозможно, особенно с учётом готовности местного населения к вооружённой борьбе.
История обмана
Посреди всей глобальной напряжённости на первый взгляд незначительным выглядит стремление аборигенной народности канаков защитить собственные права на самоопределение и обеспечить мир на архипелаге Новая Каледония в Меланезии. Тем не менее непрекращающееся сопротивление Парижа за влияние в Африке вполне может перекинуться и на другие места, в особенности учитывая стратегическую значимость островов. Также примечательно, что Новая Каледония богата полиметаллическими рудами, особенно никелем, который относится к разряду стратегического сырья и особо важен для энергетического машиностроения, авиационной отрасли, электротранспорта и микроэлектроники.
С середины мая 2024 года на данной заморской тихоокеанской территории Франции начались гражданские беспорядки, которые президент Эммануэль Макрон назвал «беспрецедентным восстанием». Париж объявил о введении чрезвычайного положения, поскольку, по сообщению колониальных властей, зачинщики намеренно возводили баррикады, учиняли погромы и нападали на силы полиции и автомобили скорой помощи, что создало общественно опасную ситуацию. Стычки с правоохранителями привели к гибели девяти человек, сотням раненых, а объём ущерба оценивается в миллионы евро.
После месяца беспорядков Макрон для стабилизации ситуации объявил временную приостановку ранее запланированных избирательных реформ, которые и стали основной причиной протестов. Верховный комиссар в Нумеа Луи Ле Франк подтвердил сохранение комендантского часа, запрет на массовые собрания и блокировку TikTok, через который происходило общение протестующих. Тем не менее этапирование задержанных по подозрению в организации беспорядков в метрополию вызвало новую волну выступлений в конце июня. Кроме того, были выявлены случаи координации действий на острове и в самой Франции. Французские военнослужащие до сих пор в усиленном режиме осуществляют охрану портов, аэропорта и административных зданий, общая численность личного состава сил правопорядка доведена до 1,5 тыс. человек.
Причины конфликта
Возмущение в Новой Каледонии было спровоцировано противоречивым законопроектом, позволяющим всем лицам, прожившим на территории свыше 10 лет, принимать участие в местных выборах. Представители канаков сочли данное предложение дискриминационным по отношению к коренному населению. Закон противоречил Нумейскому соглашению 1998 года, согласно которому расширялись полномочия коллегиально избранного правительства Новой Каледонии и допускалось существование политических сил, отстаивающих идеи провозглашения независимости. Передача государственных полномочий назначалась на 2018 год за исключением областей, связанных с обороной, безопасностью, финансами и судебной системой. Также подразумевалось изменение международного статуса территории до полной суверенной ответственности и появление собственного гражданства. Париж и Нумеа согласились провести три референдума с 2018 по 2021 года, и финальный закончился победой сторонников сохранения в составе Франции. Однако канаки бойкотировали голосование, и явка составила всего 44%. Примечательно, что лично Макрон отказался отменять голосование во время пандемии COVID-19, тогда как местное население настаивало на соблюдении траура по умершим и всех связанных ритуалов. В итоге, значительная часть жителей не согласилась с результатами референдума, и вновь движение за независимость Новой Каледонии стало набирать обороты.
Беспорядки в заморской территории имеют давнюю историю в связи с французской колонизацией. С 1853 года меланезийцы оказывали сопротивление «пришельцам» и выступали против эксплуатации и неравного, дискриминационного отношения, приводящего к ущемлению базовых прав и сегрегации. В 1946 году Новая Каледония получила статус заморской территории sui generis, то есть административно-территориального образования с особым статусом. Движение канаков за независимость получило новое дыхание в 1960-70-е годы, когда Париж потерпел неудачи в Северной Африке и Индокитае. Главные требования сводились к предоставлению коренному населению доступа к образованию и расширение прав на своей земле до уровня представителей метрополии. В 1984 году началась гражданская война за независимость, которую возглавило движение «красных шарфов». В 1986 году Специальный комитет ООН по деколонизации включил Новую Каледонию в список из 17 территорий, которые так и не добились полного самоуправления. Нарастающие трения между Парижем и Нумеа привели к трагедии, сопровождавшейся захватом повстанцами жандармов и госслужащих в качестве заложников и неудачным штурмом в пещерах Увеа в мае 1988 года. Подписание соглашения Матиньон-Удино тогда же между лоялистами и местными активистами стало важным поворотным моментом, поскольку местные власти получили больше полномочий, а также начался процесс перераспределения земли. Одновременно был установлен и 10-летний срок подготовки к референдуму по вопросу независимости.
Плацдарм для индо-тихоокеанской стратегии
Углубление кризиса на Новой Каледонии совпало с витком глобальной и региональной нестабильности. На недавнем заседании диалога Шангри-Ла в Сингапуре 31 мая – 2 июня министр обороны Франции Себастьян Лекорну выдвинул обвинения в адрес Азербайджана за вмешательство во внутренние дела Франции в виде поддержки независимости Новой Каледонии, что в Баку опротестовали. Париж практически открыто поддерживал Ереван в карабахском конфликте, в ответ Азербайджан как председатель Движения неприсоединения высказался в защиту претензий Канакского социалистического фронта национального освобождения.
Внутренняя политическая нестабильность во Франции после победы сторонников партии «Национальное объединение» Марин Ле Пэн на недавних парламентских выборах также негативно сказывается на ситуации вокруг Новой Каледонии. В июле 2024 года на выборах во Французскую национальную ассамблею на острове одержал победу Эммануэль Тжибау – лидер движения за независимость и сын основателя фронта Жана-Мари Тжибау, убитого в 1989 году. Фактически антиправительственные силы получили большинство в местном органе власти впервые с 1986 года, и приобрели право на избрание двух депутатов и двух сенаторов Национальной ассамблеи в Париже.
Такой триумф неизменно отразится и на политическом климате Новой Каледонии, внеся вклад в дело приобретения независимости от метрополии. Вместе с тем, включение Франции в инициативу создания «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» потребует сосредоточения усилий на сохранении собственного влияния и на заморских территориях, вплоть до предотвращения приобретения суверенного статуса. В противном случае Франция как союзник США по НАТО потеряет возможности поддержки «старшего брата» в южной части Тихого океана. Вероятно, ситуация находится также и в фокусе Китая, заинтересованного в распространении собственного влияния в южной части Тихого океана и, соответственно, в освобождении заморской территории от колониального правления.
Недовольство среди канаков, кризис в сфере производства никеля и действия колониальной администрации чреваты повторением событий 1984 года. Президент Новой Каледонии Луис Мапу призвал к незамедлительным действиям и обратился к соседним островным тихоокеанским государствам за помощью в разрешении кризиса. Посредническая миссия Форума островов Тихого океана (ФОТО) выглядит довольно перспективно. Председатель организации Марк Браун предложил создать «нейтральную зону» для поиска возможностей по соблюдению интересов народа Новой Каледонии. Установление мира является несомненным приоритетом для всех сторон, что требует диалога и сотрудничества, а также понимания причин конфликта между канаками и французами. Однако пока Париж не демонстрирует готовности к продуктивному диалогу, а напротив, готов применять силу для подавления беспорядков в надежде на то, что мировое сообщество не обратит внимания на положение дел на крайне отдалённом острове.
О компании Asia Risk Research Center
Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.
Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.