Анализ ситуации: Чего добился президент РК Юн Сок Ёль на саммите НАТО?

Анализ ситуации: Чего добился президент РК Юн Сок Ёль на саммите НАТО?

 

     10-11 президент Южной Кореи Юн Сок Ёль посетил Вашингтон с целью участия в юбилейном Саммите НАТО, посвящённом его 75-летию. Целью его поездки в США официально заявлено укрепление солидарности с Североатлантическим альянсом, повышение статуса РК как «глобального ключевого государства», которое способствует свободе, миру и процветанию международного сообщества. Фактически же Сеул продемонстрировал жёсткую, насколько позволили обстоятельства, позицию по ситуации на Украине, выступив в унисон с Вашингтоном и его сторонниками по данному вопросу. Глава РК также продолжил курс на содействие формированию под контролем США в Индо-Тихоокеанском регионе объединений блокового характера. Помимо политической составляющей Юн Сок Ёль в ходе состоявшихся свыше десяти двусторонних встреч активно «отработал» вопросы экономической повестки в интересах продвижения интересов оборонной и атомной промышленности Р. Корея на европейском рынке.

Интервью агентству «Reuters» задало тон всему визиту

     Накануне визита в США для участия в Саммите НАТО президент Южной Кореи Юн Сок Ёль дал интервью информагентству «Reuters», которое было опубликовано 8 июля. В нём он заявил о намерении обсудить с лидерами Североатлантического альянса «явную угрозу», которую Северная Корея представляет для Европы из-за углубления её связей с Россией. Он также предупредил, что «Москве следует тщательным образом обдумать и решить какая из двух Корей для неё важнее и необходимее, где лежат её истинные национальные интересы». При этом Юн подчеркнул, что вектор развития российско-южнокорейских отношений полностью зависит от позиции РФ. Заявлено, что конкретные детали относительно военной помощи Киеву со стороны Сеула будут определяться уровнем и содержанием взаимодействия Москвы и Пхеньяна в военной сфере, включая поставки оружия, передачу военных технологий, стратегических материалов и пр.

     Подобные заявления не могли остаться незамеченными российской стороной. Уже на следующий день пресс-секретарь президента России Д. Песков заявил, что Москва категорически не согласна с озвученной позицией нынешних властей в Сеуле согласно которой, Россия должна выбрать «одну из двух Корей». Он подчеркнул, что РФ выступает за выстраивание добрых отношений со всеми государствами региона – как с КНДР, так и с Республикой Корея. При этом Песков акцентировал внимание на том, что Москва сейчас де-факто имеет партнёра в лице Пхеньяна и «страну в виде Сеула, которая присоединилась к антироссийским санкциям». В данном контексте он выразил недоумение, как Россия может выстраивать добрые отношения с государствами, которые занимают враждебную позицию по отношению к ней.

Пребывание Юн Сок Ёля на Гавайях

     Перед прибытием на Саммит НАТО в Вашингтон Юн Сок Ёль посетил Гавайи, где вновь акцентировал внимание на озабоченности углублением российско-северокорейских связей, а также необходимости (в т.ч. обусловленной вышеуказанным фактором) последовательного укрепления военно-политического альянса США и Р. Корея, а также контактов по линии НАТО и IP4.

     В частности, 8 июля (по местному времени), выступая на встрече с представителями корейской общины в Гонолулу, президент РК заявил, что военное и экономическое сотрудничество России и КНДР вызывает серьёзную озабоченность со стороны мирового сообщества, а также является прямым нарушением резолюций Совета Безопасности ООН. По словам Юна, сотрудничество Москвы и Пхеньяна происходит на фоне того, как страны по всему миру испытывают рост потребительских цен, сталкиваются с угрозами в сфере энергетики, продовольственной безопасности, цепочек поставок и безопасности в связи с продолжающимся уже два с половиной года конфликтом на Украине.

     При этом глава РК подчеркнул, что Южная Корея как ответственный член международного сообщества в сотрудничестве со странами НАТО и партнёрами по IP4 будет поддерживать усилия по скорейшему прекращению конфликта, достижению мира и процветания. Не забыл он упомянуть и то, что американо-южнокорейский альянс сейчас крепче, чем когда бы то ни было.

     9 июля Юн Сок Ёль посетил расположенное на Гавайских островах Индо-Тихоокеанское Командование США, где выступил с речью, осуждающей сближение Москвы и Пхеньяна.

     Её главные тезисы были следующими:

- КНДР наращивает свой ракетно-ядерный потенциал и узаконила превентивное применение ядерного оружия, игнорируя неблагоприятные условия жизни населения своей страны;

- в последнее время Северная Корея совершила ряд «гнусных провокаций», таких как отправка на Юг аэростатов с мусором, отбросами и фекалиями;

- сотрудничество России и КНДР в военной сфере несёт угрозу не только Корейскому полуострову, но и всему миру, а подписание сторонами договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве ещё более усугубляет опасения международного сообщества;

- для защиты либеральной демократии и экономического процветания от таких «безрассудных сил» наряду с мощной силой необходима солидарность между странами, разделяющими общие ценности;

- положительная оценка роли трёхстороннего сотрудничества США-РК-Японии в области безопасности и совместных многосторонних учений, которые названы «движущей силой, твёрдо защищающей региональный порядок, основанный на ценностях и правилах».

Основная программа Саммита НАТО

     11 июля администрация президента Р. Корея раскрыла ряд тезисов, содержащихся в декларации, принятой участниками Саммита НАТО в Вашингтоне. Так, в документе была выражена «серьёзная обеспокоенность» по поводу сближения Москвы и Пхеньяна, оказания КНДР (равно как и Ираном) прямой военной помощи России, что «имеет серьёзные последствия для евроатлантической безопасности и подрывает режим нераспространения». Озвучен призыв к Китаю, названному «решительным помощником» РФ в конфликте на Украине, прекратить любую поддержку военных действий российской стороны. В то же время указано, что амбиции и политика КНР бросают вызов интересам, безопасности и ценностям НАТО. Кроме того, заявлено намерение Североатлантического альянса развивать и укреплять сотрудничество с четырьмя азиатско-тихоокеанскими партнёрами (страны IP4) в виде неразрывной связи безопасности и евроатлантическом регионе и АТР.

     11 числа президент Юн Сок Ёль выступил с речью на Саммите НАТО (он произнёс её третьим по очереди после генсека Й. Столтенберга и президента США Джо Байдена). Ключевые тезисы:

- военное и экономическое сотрудничество Москвы и Пхеньяна названо угрозой безопасности Европе и Индо-Тихоокеанского региона;

- российско-северокорейский договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве определён как «безрассудный вызов», противостоять которому предлагается с помощью «единства посредством подавляющей силы»;

- «сговор сторон, выступающих за попытки изменить статус-кво силой, является прямым вызовом миру и процветанию, построенным свободным миром»;

- вопросы безопасности в Европе, СВА и ИТР неразделимы;

- одной из причин затягивания вооружённого конфликта на Украине является оказание КНДР военной помощи России;

- Южная Корея будет блокировать и нейтрализовывать незаконное военное и экономическое сотрудничество РФ и Северной Кореи посредством альянса с США, сотрудничества в рамках США-Япония-РК и тесного взаимодействия с членами НАТО.

Переговоры Юн Сок Ёля и Фумио Кисиды

     10 июля президент Р. Корея провёл на полях Саммита НАТО 35-минутную встречу с премьер-министром Японии Ф. Кисидой. Стороны обсудили последние результаты в развитии двусторонних отношений, а также уделили значительное внимание проблематике России и КНДР. В частности, главы двух государств выразили серьёзную озабоченность подписанием Москвой и Пхеньяном соглашения о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве и продолжающимся сближением двух стран в военном и экономическом отношении, что вызывает беспокойство в плане безопасности в мире и в Восточной Азии.

     Они также подчеркнули высокую значимость взаимодействия стран IP4 (Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия) с блоком НАТО в условиях обострения международной обстановки, акцентировав внимание на неразрывной связи безопасности в Северной Атлантике и Северо-Восточной Азии.

Встреча с президентом США Джо Байденом

     11 числа состоялись переговоры президента Южной Кореи Юн Сок Ёля с его американским коллегой Джо Байденом, главным результатом которых стало принятие совместного заявления, устанавливающего руководящие принципы ядерного сдерживания и ядерных операций на Корейском полуострове.

     В документе стороны отразили:

- расширение процедур безопасности и обмена информацией;

- порядок консультаций по ядерным вопросам на случай кризиса и чрезвычайных ситуаций;

- вопросы ядерного и стратегического планирования;

- поддержку ядерных операций США обычными вооружениями Р. Корея на случай ЧС, планы интеграции американских ядерных сил с южнокорейскими конвенциональными военными средствами;

- стратегическое послание;

- тренировки, симуляцию, учения и инвестиционную деятельность;

- необходимость дальнейшего продолжения форсированной реализации задач Консультативной группы по ядерным вопросам (NCG), включая меры по снижению угроз, исходящих от Северной Кореи.

     Союзники также подтвердили обязательства Вашингтонской декларации, согласно которым любая атака на РК со стороны КНДР с применением ядерного оружия получит незамедлительный, подавляющий и решительный ответ. Байден также подчеркнул приверженность США расширенному сдерживанию и обеспечению защиты Южной Кореи с использованием всего военного потенциала Вашингтона, включая ядерный.

Переговоры лидеров нового формата IP4

     Накануне главного мероприятия Саммита НАТО президент Р. Корея принял участие во встречах с лидерами государств формата IP4, итогом чего стало совместное заявление. Его основные посылы:

- осуждение и критика сотрудничества РФ и Северной Кореи в военной сфере;

- договорённость о совместном жёстком реагировании на угрозы безопасности в ИТР;

- необходимость в мощных и подавляющих средствах сдерживания, а также тесном сотрудничестве между государствами в интересах защиты международного порядка, основанного на правилах.

     Под занавес встречи IP4 на ней появился президент Украины В. Зеленский, который поделился с участниками актуальной информацией о текущей ситуации.

     Юн Сок Ёль же объявил о намерении продолжить оказывать помощь и поддержку Украине в области безопасности, гуманитарной сфере, проектах восстановления. Анонсировано двукратное увеличение вклада РК в Целевой Фонд НАТО-Украина – до 24 млн долларов.

Серия двусторонних переговоров с акцентом на экономические интересы

     Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль провёл на полях Саммита серию двусторонних встреч на высшем уровне. Их главными темами стали укрепление взаимоотношений между Россией и КНДР и меры реагирования на это, а также вопросы экономической проблематики (полупроводники, атомная и оборонная промышленность, инфраструктура, цепочки поставок и пр.).

     Перечень стран, с руководителями которых Юн провёл переговоры 10 июля, а также основное содержание переговоров были следующими:

- Германия: серьёзная озабоченность сближением Москвы и Пхеньяна, договорённость о совместном реагировании; намерение Берлина присоединиться к Командованию ООН на Корейском полуострове; вопросы изменения климата и энергетики;

- Канада: российско-северокорейские отношения, сотрудничество в сфере военно-промышленного комплекса, институционализация взаимодействия в области безопасности путём создания механизма диалога в формате «2+2» (МИД и минобороны);

- Нидерланды: усиление взаимодействия между РФ и КНДР, реализация договорённостей о сотрудничестве в полупроводниковой промышленности, в сфере экономической безопасности и передовых технологиях (ИИ и др.);

- Швеция: расширение взаимодействия в области атомной энергетики, космоса, полезных ископаемых (редкозёмы) и оборонной промышленности;

- Чехия: развитие кооперации при реализации энергетических (АЭС) и инфраструктурных проектов (железная дорога);

- Финляндия: активизация и наращивание сотрудничества в атомной энергетике и ВПК.

     Завершая своё участие в Саммите НАТО Юн Сок Ёль провёл 11 числа встречи с генсеком НАТО Й. Столтенбергом, а также с политическим руководством Норвегии, Люксембурга и Великобритании. Их главными темами стали:

- Норвегия: заключение рамочного соглашения о содействии торговле и инвестициям (TIPF), развитие сотрудничества в области морской ветроэнергетики, ключевых минеральных ресурсов, экологически чистом судоходстве и оборонной промышленности;

- Люксембург: взаимодействие в передовых отраслях, включая исследование лунных ресурсов и квантовую криптографию;

- Великобритания: экспорт оружия и военной техники, атомная и чистая энергетика, выработка норм и стандартов искусственного интеллекта;

- Й. Столтенберг: достигнута договорённость о взаимном обмене информацией о фактах использования северокорейского оружия на Украине.

Юн «отработал» антисеверокорейскую и антироссийскую повестку

     Оценивая участие главы Южной Кореи в вышеуказанном мероприятии следует выделить следующие аспекты.

     Во-первых, исходя из основной темы Саммита (проблематика Украины) и безусловной проамериканской ориентации нынешних властей Сеула на установки из Вашингтона можно сказать, что Юн Сок Ёль во внешнеполитическом поле «отработал» заданную США повестку. Её ключевым тезисом стал глобальный характер угрозы расширения сотрудничества между Москвой и Пхеньяном, которая распространяется не только на Корейский полуостров, но также на Индо-Тихоокеанский и Североатлантический регионы.

     Во-вторых, из этого вытекает актуальная для США необходимость консолидации на этой основе («неразрывная связь интересов и безопасности Европы, Северо-Восточной Азии и Индо-Тихоокеанского региона», «защита мира и порядка, основанного на универсальных ценностях, нормах и правилах», позиционирование России и Северной Кореи в качестве «угрозы глобального масштаба») своих союзников по НАТО и в АТР, институционализация данного процесса и создание соответствующих механизмов взаимодействия. Ближайшим практическим шагом в этом направлении выступает партнёрство по линии НАТО-IP4, которое также может быть использовано американской стороной в интересах формирования альтернативной системы контроля над соблюдением санкций в отношении КНДР. Касательно же сотрудничества непосредственно Р. Корея с Североатлантическим альянсом вырисовываются такие направления как разведка и обмен информацией (в т.ч. договорённость с генеральным секретарём блока НАТО о систематизации обмена сведениями в отношении предполагаемого использования на Украине северокорейского оружия), военно-промышленный комплекс, киберсфера и информационная безопасность.

     В-третьих, несмотря на довольно жёсткую риторику сделанных Юн Сок Ёлем заявлений в адрес России и анонсированный «мощный сигнал Москве» в контексте общей ситуации в российско-южнокорейских отношениях глава РК выступил можно сказать «дежурно» - фактически он действовал в унисон с США и их союзниками, но при этом выдержал по возможности установленные рамки и пресловутые «красные линии», воздержавшись от чрезмерно резких выпадов и принятия конкретных шагов. В данном контексте выделяется озвученный президентом РК тезис о необходимости Москве «сделать выбор в пользу одной из двух Корей», который, по своей сути, в текущих условиях можно назвать популистским. Он заведомо нереализуем и, следовательно, рассчитан скорее на демонстрацию солидарности с США и готовности в дальнейшем ужесточить подхода к построению взаимоотношений с РФ. Помимо этого Юн фактически не сказал ничего нового, что может указывать на стремление не обострять без особых оснований и так серьёзно деградировавшие отношения с Москвой. На это указывает и пассаж с прямой увязкой характера военной помощи Украине с уровнем военно-технического сотрудничества между Россией и КНДР.

     В-четвёртых, в плане двусторонних взаимоотношений между Вашингтоном и Сеулом наблюдается последовательная реализация достигнутых ранее на высшем уровне договорённостей об укреплении военного альянса двух стран, его трансформации «в ядерный союз» и расширении сотрудничества в области безопасности. В качестве основного новшества здесь выступает углубление совместного военно-стратегического планирования, предусматривающее развёртывание на ротационной основе ядерных средств США на территории Южной Кореи, а также интеграцию американских ядерных сил и передовых обычных вооружений РК. Ожидается, что соответствующие планы и концепции будут отработаны на практике уже в августе текущего года во время совместных крупномасштабных учений. Также отметим наличие в этом вопросе значительной демонстративной и информационно-пропагандистской составляющей, рассчитанной как на потребление КНДР, так и населением Р. Корея.

     В-пятых, Юн Сок Ёль не забывает использовать подобные многосторонние международные мероприятия для продвижения практических интересов собственной страны в рамках реализуемого курса «экономической дипломатии». Прошедший Саммит НАТО (как и предыдущие) не стал в этом плане исключением. В данном контексте президент РК использовал встречи с лидерами европейских государств как возможность заручиться поддержкой и содействовать расширению экспорта продукции военно-промышленного комплекса на рынок Европы (здесь выделяется подписание «Сертификата лётной годности», посредством которого блок НАТО официально признаёт безопасность пилотирования самолётов южнокорейского производства; ожидается, что это будет способствовать активизации сотрудничества Р. Корея и НАТО в авиационном сегменте оборонной промышленности), получению новых заказов на строительство АЭС и реализацию крупных инфраструктурных проектов, укрепить цепочки поставок ключевых и стратегических видов минеральных ресурсов.

Автор: Павел Черкашин

Примечание:

Данная статья является отражением личных взглядов автора и может отличаться от точки зрения ARRC.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.