Комментарий ARRC: Энтони Блинкен, Джейк Салливан и политика США на Корейском полуострове

Комментарий ARRC: Энтони Блинкен, Джейк Салливан и политика США на Корейском полуострове

 

Де-факто избранный президент США Джозеф Байден назвал кандидатуры на ключевые посты во внешнеполитической команде своей будущей администрации. На пост госсекретаря предложен Энтони Блинкен, а советником президента США Байден хочет видеть Джейка Салливана. В этой связи интерес представляет то, каких взглядов в отношении проблем Корейского полуострова придерживаются эти кандидаты. В целом позиции Блинкена и Салливана очень схожи с подходом избранного президента Соединенных Штатов, что, впрочем, неудивительно.

Блинкен – на пост госсекретаря, Салливан – на советника

Сейчас, когда избрание Джо Байдена президентом США стало более или менее свершившимся фактом, во всём мире началось обсуждение того, какую политику будет проводить администрация Байдена. При этом особое внимание уделяется взглядам тех, кого Байден собирается назначить на ключевые посты в своей администрации. Поскольку речь идёт о внешней политике, то таковыми являются посты государственного секретаря и советника по национальной безопасности.

Той кадровой чехарды, которая была столь характерна для Вашингтона во времена Дональда Трампа, при Байдене ожидать не приходится. Скорее всего, прозвучавшие сейчас в качестве кандидатов имена Энтони Блинкена (государственный секретарь) и Джейка Салливана (советник по национальной безопасности) являются действительно именами тех людей, которые в начале следующего года займут соответствующие посты.

В попытках предсказать их политику по отношению к Корейскому полуострову следует обратиться к тому, что в прошлом делали и говорили Энтони Блинкен и Джейка Салливан.

Впрочем, тут необходимо проявлять осторожность. Во-первых, и Блинкен, и Салливан являются, в первую очередь, чиновниками, которые будут делать то, что им будет приказано их руководством – то есть президентом США. Во-вторых, как показал опыт, позиция того или иного политика или чиновника не является постоянной и может под влиянием обстоятельств меняться самым кардинальным образом.

Байден и Северная Корея

Учитывая важность фигуры президента, следует начать с разбора позиции самого Джо Байдена по северокорейскому вопросу, тем более, что эта позиция кажется несколько противоречивой.

С одной стороны, в последнее время Байден неоднократно жёстко высказывался о северокорейской политике Дональда Трампа, который был готов организовывать саммиты с Ким Чен Ыном, не получив от того сколь либо серьёзных уступок по ядерному вопросу. Более того, во время дебатов с Трампом, которые состоялись в конце октября, перед самыми президентскими выборами, Байден несколько раз назвал северокорейского лидера «бандитом», что, разумеется, не является признаком готовности будущего президента США к компромиссам.

С другой стороны, именно в окружении Байдена, то есть в Демократической партии США, распространение получила точка зрения, в соответствии с которой, ядерное разоружение КНДР является недостижимым. В соответствии с этой точкой зрения, США следует ориентироваться на ведение с Северной Кореей таких переговоров, целью которых является достижение взаимоприемлемого компромисса, то есть не ядерное разоружение, но ограничение ядерных вооружений и предотвращение возможных конфликтов.

Энтони Блинкен – типичный представитель элиты США

Помня о решающей роли президента, имеет смысл ознакомиться с тем, что известно о позиции Энтони Блинкена и Джейка Салливана по северокорейскому вопросу.

Происхождение и ранние этапы биографии Энтони Блинкена типичны для представителя высшего слоя американской правящей элиты. Энтони Блинкен родился в Нью-Йорке в семье юристов, учился в Гарвардском и Колумбийском университете, занимался адвокатской практикой. В президентской администрации он начал работать во времена Билла Клинтона, когда стал сотрудником Совета национальной безопасности. В периоды правления республиканцев Блинкен уходил из администрации, а в периоды, когда Белый Дом контролировали демократы, он занимал всё более заметные посты, связанные с внешней политикой, дойдя до должности заместителя государственного секретаря при Бараке Обаме. Исходя из этого можно предполагать, что Энтони Блинкен разделяет взгляды связанных с Демократической партией экспертов и аналитиков, которые в целом, несмотря на эмоциональное неприятие северокорейского режима, настроены на переговоры и компромиссы.

Во времена администрации Трампа Блинкен, как и полагается высокопоставленному политику и администратору, связанному с Демократической партией, не участвовал в работе правительства. Это положение дало ему возможность довольно откровенно высказываться по вопросам внешней политики (понятно, что деятели оппозиции могут говорить во многих случаях куда свободнее, чем сторонники власти).

Взгляды будущего госсекретаря по поводу корейских проблем

Обращает на себя внимание то, что Блинкен неоднократно подчёркивал необходимость оказывать на Северную Корею давление через Китай. В сентябре 2020 года Блинкен дал телевизионное интервью, в котором, в частности, сказал, что Соединённые Штаты должны добиваться от Китая того, чтобы Пекин максимально увеличил давление на Северную Корею и «вынудил Северную Корею сесть за стол переговоров».

Подобная позиция, была характерна для Бликена на протяжении длительного времени: в предшествующие годы он тоже неоднократно говорил о Китае как о ключевом игроке в вопросах, связанных с Северной Кореей.

Создаётся впечатление, что Блинкен будет добиваться от Китая более жёсткой позиции по отношению к КНДР. На практике, однако, возникают сомнения, насколько реалистичными являются перспективы такого подхода: в условиях интенсивной американо-китайской конфронтации, которая, скорее всего, будет продолжена и в президентство Байдена, у Китая нет резона сотрудничать с США по северокорейскому вопросу.

Другой темой в выступлениях Блинкена является необходимость укреплять военно-политический союз с Южной Кореей, как и систему союзов в целом. В бытность свою заместителем госсекретаря он приложил немало усилий для того, чтобы смягчить конфликты между Японией и Южной Корее, которые ставили под угрозу единство действия США и их союзников на Дальнем Востоке. В этом смысле Блинкен резко отличается от Трампа, который воспринимал союзников как паразитов, и стремился перевести отношения с ними на чисто коммерческую основу.

Блинкен неоднократно критически высказывался по поводу саммитов с Ким Чен Ыном, которые проводил президент Трамп. Он подчёркивал, что в результате этих мер Северная Корея выигрывает время, которое использует для дальнейшего наращивания своего ядерного и ракетного потенциала.

С другой стороны, Блинкен в начале 2019 года заметил, что, дескать, Трамп «был отчасти прав», когда он решил действовать необычными методами в отношении Северной Кореи. В 2020 году Блинкен в интервью газете «Los Angeles Times» также признал, что политика «стратегического терпения» президента Обама, возможно, не была особо успешной. Учитывая, что такие слова были сказаны человеком, тесно связанным с Демократической партией и живущим в ныне глубоко поляризованном американском обществе, игнорировать их не следует. При этом Блинкен называл Ким Чен Ына «одним из худших тиранов нашей планеты» (сентябрь 2020 г.), и, как и полагается заметному деятелю Демократической партии, всячески поносил внешнюю политику Трампа в целом.

Джейк Салливан: солидарен с Блинкеном и тоже из высших слоев

Вероятно, на пост советника по национальной безопасности будет назначен Джейк Салливан, который, как и Энтони Блинкен, имеет биографию, типичную для высшего слоя американской политической элиты. Он является выпускником Йельского и Оксфордского университетов, сыном профессора и адвокатом по образованию.

Анализ высказываний, которые Джейк Салливан делал в последние годы, находясь, как и Блинкен, в положении оппозиционного и, следовательно, относительно свободного в своих высказываниях политика, показывает, что его взгляды по северокорейскому вопросу в общем совпадают с взглядами Энтони Блинкена.

С одной стороны, в своей статье, опубликованной в «Washington Post» в июле 2017 года, Салливан подчёркивал, что решение северокорейской проблемы будет невозможно без активного участия Китая и, следовательно, США должны добиваться того, чтобы Китай активным образом участвовал в кампании экономического давления на Северную Корею.

Как и Блинкен, Джейк Салливан также несколько раз высказывался в том смысле, что политика Дональда Трампа и его переговоры с северокорейским руководством в общем имеют определённый смысл. В то же время он критиковал Трампа за то, что в ходе этих переговоров тому не удалось добиться от северокорейской стороны конкретных соглашений и уступок. В мае 2019 г., в интервью с французским телевидением, Блинкен критиковал и характерный для Трампа стиль переговоров «сверху-вниз», при котором принципиальные декларации на высшем уровне делались раньше, чем проводилось обсуждение конкретных вопросов.

Наконец, выступая в сентябре 2020 года с докладом в World Affairs Council, Салливан сказал, что, хотя главной конечной целью американской политики по отношению к Северной Корее является полное ядерной разоружение Пхеняьна, на данном этапе следует сосредоточиться на том, чтобы добиваться сокращения северокорейского ядерного арсенала.
Похоже, что взгляды Салливана и Блинкена во многом совпадают, в чём ничего удивительного нет: неофициальное общение с американскими дипломатами и экспертами показывает, что подобные воззрения сейчас очень популярны в экспертных кругах США, в особенности – в тех из них, что связаны с Республиканской партией.

Курс на санкционное принуждение Пхеньяна к диалогу

На основании известных на настоящий момент высказываний Блинкена и Салливана можно предположить, что на настоящий момент идеальная политика в отношении Северной Кореи видится им примерно следующим образом:

Во-первых, Соединённые Штаты должны добиваться ужесточения позиции Китая по вопросу о санкциях в отношении Северной Корее. Таким образом можно будет увеличить экономическое давление на Северную Корею и, возможно, принудить её к ведению переговоров и к компромиссам.

Во-вторых, в принципе и Блинкен, и Салливан открыты к идее переговоров с КНДР. В определённом смысле это даёт надежду на то, что переговоры, начатые при президенте Трампе, будут продолжены при Байдене. В пользу этого предположения говорит и то обстоятельство, что на среднем и низовом уровне среди сотрудников Госдепартамента сейчас преобладает уверенность в том, что ядерное разоружение Северной Кореи является нереалистической задачей, и что нужно искать компромиссы, которые фактически признают КНДР ядерной державой.

Не следует забывать, что речь идёт о самых предварительных прикидках, связанных с будущей политикой в отношении Северной Кореи. События следующего года, не в последнюю очередь – действия Пхеньяна, Пекина и Сеула, могут внести серьёзные коррективы в отношение США к северокорейскому вопросу.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.