Анализ ситуации: На Филиппинах назревает внутриполитический кризис
Спустя два года после президентских выборов на Филиппинах снова усугубляется кризис, вызванный противоборством различных властных элит, сплочённых вокруг двух мощных политических кланов – Маркос и Дутерте. Представители данных групп имеют разные подходы к решению внутренних проблем, а также к ведению дипломатической линии. Однако наибольшие противоречия связаны с формированием благоприятного политического климата перед следующими выборами 2028 года для сохранения лидирующих позиций и влияния, прежде всего, над финансовыми потоками в стране.
Дуэт или сольная карьера?
Дуэт Маркос – Дутерте сформировался по результатам выборов 2022 года, когда президентом стал сын бывшего диктатора Фердинанд «Бонгбонг» Маркос-младший, а пост вице-президента получила дочь предыдущего главы государства Сара Дутерте-Карпио, согласно совместной предвыборной программе. Однако такой картель оказался довольно недолгим в силу разногласий между различными группами влияния и стремлением каждой из династий получить превосходство, в том числе и через внесение изменений в законодательные акты.
Сразу после избрания Маркос назначил Дутерте министром образования, вместо обещанной позиции министра обороны, из-за нежелания отдавать контроль над армией потенциальному оппоненту и тем самым заложить самому себе мину замедленного действия к следующим выборам 2028 года. Действующая конституция ограничивает срок нахождения главы государства у власти шестью годами.
Кроме того, отношения между президентом и вице-президентом ухудшились после отзыва запроса последней на создание личного фонда в 11,4 млн долл. В частности, сенаторы выразили резкий протест против практики формирования неподконтрольных источников финансирования политических сил, как подрывающую основы государственного строя. На данную ситуацию немедленно болезненно отреагировал бывший лидер – Родриго Дутерте, в январе 2024 года на митинге назвавший парламент «сборищем коррупционеров», самого Маркоса – кокаиновым наркоманом, и призвал родной для себя остров Минданао к объявлению независимости от Манилы через сбор подписей, а в случае несогласия президента – сместить его путём переворота.
Ранее бывший лидер вёл относительно спокойную пенсионерскую жизнь и почти два года не выступал с заявлениями. Теперь же Дутерте возобновил деятельность и стал активно использовать собственную былую популярность. Младший сын – Себастьян Дутерте – мэр города Давао также стал позволять себе критику в адрес Фердинандо Маркоса, называя его ленивым и некомпетентным.
Примечательно, что Сара Дутерте-Карпио, будучи действующим вице-президентом, гораздо более осторожна в высказываниях и публично осуждает только ряд мер текущей администрации, включая возобновление переговоров с коммунистическими повстанцами и чрезмерное сближение с США. Однако данный политик всё равно постоянно подвергается откровенным нападкам со стороны первой леди – Лизы Аранеты-Маркос. Стоит отметить, что Сара не пользуется такой популярностью как её отец, а потому пытается образовать коалицию, в том числе через тесное взаимодействие с сенатором Ими Маркос – сестрой президента.
Танцы вокруг конституции и суда
Раскол между двумя политическими кланами ещё более усугубило набирающее обороты на Филиппинах общественное движение за изменение конституции 1987 года, получившее название «ча-ча-ча» (charter change). Действующий глава государства выступает за пересмотр ряда положений основного закона для привлечения зарубежных инвестиций через отмену ограничений по срокам и сферам, упрощение разрешений и смягчение контроля. В свою очередь, сторонники Дутерте обвиняют Маркоса в попытках консолидации всей власти под видом конституционной реформы. По замыслу преобразований, больше полномочий будет передано парламенту, высшим же должностным лицом станет премьер-министр, избираемый большинством в законодательном органе, а пост президента будет упразднён или станет номинальным. В условиях контроля большинства партий сторонниками «Бонгбонга», шансы клана соперника вновь занять высший пост в 2028 году существенно уменьшатся. Кроме того, в 2025 году на Филиппинах пройдут местные выборы, в ходе которых каждая из сторон будет пытаться заручиться поддержкой регионов, что чревато обострением внутриполитической борьбы и обнародованием разного компромата.
Одним из возможных козырей нынешней администрации является инициатива "ряда общественных организаций» за рассмотрение Международным уголовным судом дела о привлечении Родриго Дутерте к ответственности за чрезмерную жестокость в борьбе с наркопреступностью. По некоторым оценкам, в ходе реализации репрессивных мер погибло не менее 30 тысяч человек, как из-за действий силовых ведомств, так и внутренних распрей в преступной среде и введения денежной награды за «головы» наркодельцов. В итоге в стране действовали целые отряды вооружённых добровольцев, счёт убитых без суда и следствия у каждой группы исчислялся сотнями человек. Тем не менее по свидетельству очевидцев и мнению самих филиппинцев, подобные жёсткие меры существенно улучшили ситуацию в стране с точки зрения снижения объема производимых и употребляемых наркотиков и ликвидации устойчивых криминальных сообществ. Пока сложно сказать, собирается ли администрация Маркоса действительно передать бывшего президента в руки правосудия, тем более, что Филиппины официально не признают юрисдикцию МУС в стране и пока не разрешали никаких следственных мероприятий.
Нынешний глава государства предпочёл не реагировать на критику и оскорбления в свой адрес, предположив только, что сам Родриго Дутерте мог находиться под воздействием опиоидного анальгетика фентанила, к которому, по его мнению, имеет пристрастие после мотоциклетной аварии в 2016 году. Тем не менее советник администрации по безопасности отметил, что любая попытка вызвать центробежные тенденции на Минданао или где-либо ещё на территории страны будет подавлена силой как мятеж и сепаратизм. Наиболее примечательно, что Маркос до сих пор не объявлял об отстранении Сары Дутерте-Карпио или расколе в альянсе, что свидетельствует о намерении как можно более долго демонстрировать обществу единство государственной власти.
Поддержка и выжидание
В силу особого места Манилы в американо-китайском противоборстве раскол в правящих кругах Филиппин находится в фокусе внимания Вашингтона и Пекина. Одно из главных новшеств во внешней политике Маркоса – отход от тесных связей с КНР и сближение с США в духе восстановления полноценных связей в сфере безопасности. В частности, запущены программы перевооружения и переподготовки филиппинских вооружённых сил при тесном содействии Соединённых Штатов и союзников. Также на территории страны открыто девять объектов для размещения элементов ВС США на ротационной основе, не исключено и возобновление постоянного базирования сил и средств ВВС, ВМС, Корпуса морской пехоты. Такие меры потребуют корректив конституции, запрещающей размещение иностранных военных на архипелаге. В случае углубления конфликта в Тайваньском проливе именно север Филиппин приобретает стратегическое значение для контроля над частью акватории, воздушного пространства и существенного затруднения возможных действий НОАК. Обращает на себя внимание и развёртывание в ходе учений на территории страны американского ракетного комплекса средней дальности «Тифон».
Пик периода тесного сотрудничества Пекина и Манилы пришёлся на первую половину президентского срока Родриго Дутерте. Сегодня же в администрации Маркоса преобладает линия по оказанию давления на КНР через сближение с США и повышение интенсивности действий в спорных районах Южно-Китайского моря. Однако китайцы не прерывают торгово-экономические и инвестиционные связи, ограничиваясь только небольшими демонстрациями силы на море. В связи с этим, если для американцев логично и далее поддерживать сторонников Маркоса-младшего, то от КНР можно ожидать равноудалённого подхода ко всем политическим силам и ставки на лояльные деловые круги с целью последующего оказания влияния на любое руководство Филиппин.
О компании Asia Risk Research Center
Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.
Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.