Анализ ситуации: В Восточной Азии растут противоречия между безопасностью и экономическим развитием
Долгое время ситуация в АТР характеризовалась так называемым азиатским парадоксом, когда несмотря на наличие сложностей в сфере безопасности, включая территориальные споры и конкуренцию, успешно развивались торгово-экономические и инвестиционные связи. Вместе с тем, по мере обострения американо-китайского противоборства, стремительно сокращаются возможности для разделения геополитических, военных и хозяйственных вопросов. Страны региона заинтересованы преимущественно в устойчивом развитии, однако в своём большинстве не готовы жертвовать даже малой частью суверенитета. В данных условиях американское руководство вынуждено задуматься о смене подхода для укрепления своих позиций.
Союзники по санкциям
В Вашингтоне постепенно сложился консенсус относительно необходимости при реализации внешнеполитического курса отталкиваться первоначально от соображений национальной безопасности, а затем уже приступать к выполнению задач экономического развития. С данной точки зрения, например, рассматриваются отношения с Китаем, в которых, несмотря на очевидные финансовые и репутационные потери, всё ещё сохраняются серьёзные торговые, инвестиционные и технологические ограничения как раз из-за стремления снизить риски для США. При этом американские власти пытаются распространить данную логику также и на своих партнёров в целях формирования единой позиции по сдерживанию конкурентов и противников.
При администрации Дж. Байдена Соединённые Штаты очевидно оказывают давление на собственных ключевых азиатских союзников – Японию и Республику Корея с целью введения санкций в отношении Китая. Акцент в ограничениях делается на высокотехнологичную продукцию, в том числе полупроводники, а также вложение инвестиций в развитие инфраструктуры. Однако Токио и Сеул зеркально пострадали от сокращения возможностей сбыта продукции, недостатка китайских капиталовложений и издержек на перестройку производственно-сбытовых цепочек через «дружественные» страны.
Эксперты отмечают, что расчёты Вашингтона по точечному использованию экономических инструментов давления оказались ошибочными, так как в Восточной Азии всё же господствует понимание «неделимой» безопасности. В итоге действия США, направленные на реализацию собственных интересов, дестабилизируют региональную ситуацию и нарушают баланс сил.
Ряд стран предпочитают сохранять продуктивные отношения с Китаем, а потому не склонны присоединяться к американским санкциям. США для расширения влияния в АТР требуется более сбалансированный и комплексный подход, который бы не провоцировал политическую реакцию и не касался военных вопросов. Вашингтон пытается расширить сеть экономического партнёрства через двусторонние соглашения и многосторонние институты, подобные IPEF, однако полностью избежать политической ангажированности так и не может. По этой причине, государства на пространстве Тихого океана в основном предпочитают сохранять позицию равноудалённости от двух центров силы.
Вместе с тем, Япония, Республика Корея, Австралия и остров Тайвань такого выбора лишены, и не могут самостоятельно проводить экономическую политику в отрыве от аспектов безопасности. Технологии, поставляемые в Китай, имели двойное назначение, однако существенно подпитывали бюджеты, что создало дилемму. Например, Сеул запросил Вашингтон об исключении ряда товарных наименований, экспортируемых в КНР, из санкционного списка. Токио пытается применять подход, более ориентированный на защиту интересов национальной безопасности, однако также сталкивается с явлением комплексной взаимозависимости, которое определяет отношения с Пекином. Японцы до недавних пор предпочитали не провоцировать Китай в военной сфере и поддерживать торгово-экономические связи, однако, вероятно, уже прошли точку невозврата после размещения зенитных и противокорабельных батарей на южных островах вблизи Тайваня.
В Юго-Восточной Азии соображения выгодного сотрудничества и соблюдения безопасности также тесно переплетены. По замечанию сингапурских учёных, город-государство обладает «ограниченной гибкостью» для противодействия КНР, поскольку не выдержит прямого экономического давления Пекина. В Индонезии полагают, что необходимо научиться не просто сосуществовать с Китаем, но и извлекать из такого соседства максимум выгоды в интересах собственного развития.
Изменение подхода
В Вашингтоне укрепляется позиция относительно целесообразности предоставления азиатским союзникам большей свободы и пространства для манёвра при разделении вопросов экономики и безопасности. В числе рекомендаций – перекалибровка собственных действий в ИТР, включая демонстративные шаги в отношении Тайваня, такие как визиты политиков и отправку инструкторов. КНР традиционно крайне болезненно воспринимает подобные шаги, что затрудняет дальнейший диалог и, в общем-то, никак не улучшает положение острова. Вместо этого, возможно увеличить объём вложений в военно-промышленный комплекс стран-союзниц и партнёров.
Сложным вопросом видится и интеграция США в экономическую архитектуру региона. IPEF не стала противовесом распространению китайского влияния, а вхождение, например, в возрождённое Всеобъемлющее прогрессивное транстихоокеанское партнёрство (ВПТТП) противоречит принципам американской внутренней политики. Одним из способов снизить удельный вес Китая в хозяйственной жизни региона видится изменение подходов к капиталовложениям, например, уделение большего внимания к социально значимым проектам, способным дать широкий резонанс и улучшить имидж американских компаний. Вашингтон в состоянии как минимум удвоить участие в азиатских финансовых структурах, таких как Азиатский банк развития и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, для формирования ситуации выбора ключевого партнёра для участников институтов.
США способны увеличить объём финансирования работы в рамках Американского экспортно-импортного банка и инициативы «Партнёрство по инвестированию в глобальную инфраструктуру». Однако данные механизмы крайне медлительны и пока не стали привлекательными для частных фондов, поскольку не ориентированы на удовлетворение реальных нужд. Новый подход может быть направлен на ускорение и облегчение процесса реализации проектов при неизменном приоритете расширения влияния США и установлении контроля над всеми фазами, в том числе через учреждение совместных предприятий.
Устранение разрыва между безопасностью и экономическим развитием в Восточной Азии потребует существенного переформатирования политики Вашингтона. Несмотря на постоянную критику курса Си Цзиньпина, где наблюдается явный приоритет безопасности над экономикой, администрация Байдена делает то же самое. Однако пока что военно-политические соображения доминируют, а ограничение товарных потоков, инвестиций и практика протекционизма только усиливают недовольство деятельностью США среди стран региона. Значительная часть государств АТР обеспокоены ростом оборонных возможностей Пекина, но способны примириться с экспансионистскими чертами китайской внешней политики, руководствуясь соображениями экономической выгоды. Польза же от интенсивного вмешательства Вашингтона в региональные дела не так очевидна, что не добавляет американцам сторонников.
О компании Asia Risk Research Center
Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.
Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.