Комментарий ARRC: Индо-Тихоокеанская экономическая рамочная структура бесполезна для стран АТР
На виртуальной министерской встрече Индо-Тихоокеанской экономической рамочной структуры (IPEF) в Таиланде в марте 2024 года представители США попытались разъяснить будущее развития региональной сети партнёрства. Ранее на переговорах в течение 2022-2023 годов было достигнуто понимание участников по вопросам формирования устойчивых производственно-сбытовых цепочек, чистой энергетики и равномерного распределения благ, однако основные принципы торговли по-прежнему остаются неурегулированными. Более того, конкретные действия Вашингтона будут зависеть от результатов президентских выборов, так как, например, Д. Трамп выступает с резкой критикой IPEF, и именно по его инициативе США в 2017 году вышли из практически аналогичного Транс-тихоокеанского партнёрства.
Отсутствие возможностей не компенсирует наличия желаний
В американской политической среде созрел консенсус относительно бесперспективности ряда ранее созданных форматов многостороннего взаимодействия, в частности, АТЭС, как вредных для экономики США. Один из определяющих факторов – значительное влияние других государств и широкая повестка дня, что не позволяет в одностороннем порядке реализовать только лишь интересы Вашингтона. По большому счёту американское руководство решило организовать региональные экономические процессы по своим правилам и в собственных интересах.
В 2023 году в рамках IPEF было заключено соглашение о повышении устойчивости производственно-сбытовых цепочек, которое подавалось в качестве первого в мире документа по данной тематике. Договор вступил в силу в феврале 2024 года, в ближайшее время предполагается создать Совет по цепочкам поставок, Сеть реагирования на кризисы и Палату советников по трудовым правам. К августу 2024 года будет сформирован состав данных органов, каждая из стран-участниц также подаст список приоритетных задач и предложит товары и услуги для расширения масштабов сотрудничества. Пока данное соглашение можно считать наиболее важным достижением рамочной структуры, и на полученном опыте будет основан возможный следующий договор – по чистой экономике, с акцентом на декарбонизацию и энергетический переход, в особенности для развивающихся стран.
В ноябре 2023 года страны-участницы IPEF опубликовали собственные намерения по развитию партнёрства. В числе предложений – создание Фонда каталитического капитала для распределения ресурсов в целях содействия строительства трубопроводов и другой инфраструктуры. Площадкой для обсуждения проектов должен стать Форум инвесторов в сфере чистой экономики, с помощью которого страны с низким и средним доходом смогут получить средства на реализацию проектов с использованием природосберегающих технологий.
Вместе с тем, малые и средние государства неохотно выдвигают инициативы в рамках нового механизма из-за зависимости от политической конъюнктуры в США, и предпочитая АТЭС, где как раз Вашингтон самоустраняется от конкретной деятельности. Постепенно среди государств АТР растёт недоверие к американским предложениям, поскольку результаты оказываются неочевидными, а работа всячески затягивается.
Стоит отметить и отсутствие успехов у США по продвижению идеи экономической интеграции на пространстве Индо-Тихоокеанского региона. Главная причина – слишком разные интересы у относящихся к данному искусственному образованию стран, неразвитые связи между некоторыми из них и полный хаос в подходах к морской безопасности, так как торговля осуществляется в основном с помощью коммерческого судоходства.
Азиатские государства предпочитают договариваться самостоятельно
Выход США из ТТП привёл к отрыву ряда важных партнёров – Индия, например, предпочла в 2019 году войти во Всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство (ВРЭП), даже до конца не разделяя принципы организации. Попытка Вашингтона переформатировать АТР в ИТР видна на примере дальнейшего вовлечения Нью-Дели в работу Четырёхстороннего диалога по вопросам безопасности (QUAD). Тем не менее, в данном формате не обсуждаются конкретные экономические инициативы, поскольку явная политизация «четвёрки» негативно сказывается на реализации проектов. Более того, правительство Моди предпочитает развивать сотрудничество с государствами Восточной Азии на двусторонней основе, воздерживаясь от чрезмерного открытия собственного рынка и замещения национальной продукции импортной.
Примечательно, что несмотря на политические разногласия, объём индийско-китайской торговли неуклонно растёт и уже превысил 140 млрд долл. в год. Эксперты отмечают формирование неравноценной тенденции, так как высокий темп роста индекса промышленного производства в Индии достигается через закупку в КНР технического оборудования и запасных частей. Пекин способен использовать данный фактор как средство давления, но пока таких проявлений замечено не было.
Нью-Дели сдерживает развитие партнёрства в рамках ВРЭП во многом из-за неготовности конкурировать с участниками АСЕАН. Однако страна не собирается в полной мере подключаться и к формату Всеобъемлющего и прогрессивного транстихоокеанского партнёрства (ВПТТП), в силу неясного характера соглашения и довольно высоких стандартов, дающих преимущество Японии, Республики Корея и другим развитым экономикам.
Первоначально провозглашённый при образовании IPEF приоритет равноценного постковидного восстановления позволил привлечь значительное число партнёров в ИТР. Тем не менее, набирающая обороты явная антикитайская направленность формата отпугивает ряд стран, например, Юго-Восточной Азии, от более тесного взаимодействия с США. Предложение Вашингтона с самого начала носило довольно ограниченный характер. Лозунг «Америка на первом месте» (America First), выдвинутый администрацией Байдена, подразумевал наличие ограничений для иностранных партнёров на внутреннем рынке страны и предоставление преференций собственным малым и средним предприятиям.
Для участников рамочной структуры предусмотрены возможности получения внешнего финансирования, однако практически никаких торговых льгот. Сложность ещё и в том, что соглашение не носит юридически обязательного характера, а вступление в силу отдельных дополнений требует одобрения Конгресса США, что ограничивает свободу действий зарубежных участников и ставит в зависимость от американской внутренней ситуации. В этой связи аналитики задаются вопросом, доживёт ли IPEF до конца года в случае победы Трампа, хотя и отношение администрации Байдена к соглашению также довольно шаткое – на саммите АТЭС-2023 Вашингтон отказался рассматривать вопросы либерализации торговли.
Форматы экономического взаимодействия без чётких обязательств в принципе существуют в рамках АСЕАН, АТЭС и G20, что позволяло ранее разным странам успешно взаимодействовать даже в условиях наличия политических разногласий. Первым форматом с обязательными правилами в регионе стал ВРЭП, однако, по задумке, данный институт должен оказывать содействие отстающим экономикам, а не эксплуатировать или дискриминировать таких участников. Среди государств АТР ценятся принципы открытости и общей вовлечённости, что пока не могут продемонстрировать США или Индия. Вместе с тем, в Нью-Дели хотя и предпочитают двусторонние схемы, не отказываются и от участия в многосторонних институтах, что оставляет надежду найти взаимоприемлемый вариант сотрудничества со странами тихоокеанского региона, даже в случае самоустранения Вашингтона.
О компании Asia Risk Research Center
Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.
Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.