Комментарий ARRC:  Новое правительство Новой Зеландии столкнулось со старыми проблемами

Комментарий ARRC: Новое правительство Новой Зеландии столкнулось со старыми проблемами

 

     После парламентских выборов 2023 года Веллингтон замкнулся на решении внутренних сложностей, предпочитая не занимать активной позиции по международным делам. Вместе с тем, ряд вопросов, определяющих различные аспекты жизни в стране, напрямую зависят от ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и от глобальных процессов. Например, нынешний премьер-министр Кристофер Лаксон, ещё будучи парламентарием, оказался в списке лиц, которым запрещён въезд в Россию. В новом правительстве есть и ярые противники углубления сотрудничества с Китаем. Сложившаяся ситуация чревата существенным снижением роли Новой Зеландии на мировой арене, несмотря на то что страна ранее отличалась взвешенным и ответственным подходом, основанном на мирном решении споров и доминанте переговоров.

Третий – не лишний?

     В Новой Зеландии правившая с 2017 года Лейбористская партия постепенно утратила лидирующие позиции. Бывшая премьер-министр Джасинда Ардерн ещё в начале 2023 года объявила, что отходит от занятий политикой, несмотря на крайне высокий рейтинг одобрения и популярность в обществе. Пост главы правительства тогда занял бывший министр здравоохранения, ранее проявивший себя во время пандемии COVID-19, Крис Хипкинс. Однако среди населения страны вырос уровень недовольства лейбористами в связи с усугублением экономического кризиса. Политик оказался лишённым обаяния и энергетики Ардерн, и даже смена четырёх министров не помогла удержать власть.

     Наиболее острые вопросы, находящиеся в центре общественного внимания, на которые предыдущие два состава кабинета не смогли предложить приемлемых вариантов решения, – рост уровня преступности, подорожание топлива и продуктов питания, кризис на рынке недвижимости. Неудачи лейбористов в реагировании на негативные явления стали очевидным свидетельством отсутствия чёткой программы у партии, что и заставило избирателей обратить внимание на альтернативы.

     В итоге в октябре 2023 года на выборах победила Национальная партия во главе с Кристофером Лаксоном. Представительство лейбористов в парламенте уменьшилось вдвое, а уровень поддержки упал с 50% до 26%. Интересно, что и новые политические силы не могли похвастаться популярностью – победа была достигнута только при 38% голосов, что меньше ранее продемонстрированных данной партией показателей с 2008 года. Потому можно говорить скорее о крахе лейбористов, нежели о какой-то прорывной программе нацпартии. Лаксон стал уже третьим премьером за последние 11 месяцев, и пока неясно насколько окажется успешным.

Триумвират в интересах избирателей

     Национальная партия обещала стабильность и на фоне «коалиции хаоса» из лейбористов, «зелёных» и маори смотрелась выгоднее. Кроме того, против предыдущего правительства выступили партии «Новая Зеландия на первом месте» и Ассоциация потребителей и налогоплательщиков. В итоге представители данных политических сил и получили по три места в новом кабинете из 14 министров. По договорённости вице-премьер будет назначаться на ротационной основе каждые 18 месяцев. 

     Постепенно Лаксон начал отвоёвывать сторонников у лейбористов, а также проводить работу среди «зелёных» и маори в целях недопущения образования единой оппозиционной коалиции к следующим выборам. При этом конкретные действия нового кабинета начались фактически с продолжения политики предыдущего правительства по стимулированию использования электромобилей, запрету курения и продажи табачной продукции. Подобные не самые значительные шаги немедленно были подвергнуты жёсткой критике в СМИ. Вместе с тем, предполагается, что именно на небольших инициативах отработается эффективность новой системы управления.

     Важные вопросы первоначально будут обсуждаться лидерами трёх партий, которые внесут предложения в кабинет. Подобный принцип принятия решений позволит обеспечить прозрачность, демократичность и финансовую надёжность внутренней политики. Тем не менее скептики полагают, что такая схема снизит продуктивность и отрицательно скажется на благосостоянии жителей, поскольку компромиссами сложно добиться положительного результата. С помощью соуправления правительство рассчитывает добиться равного представительства различных социальных и этнических групп и увеличить вовлечённость избирателей в процесс принятия политических решений. 

     По данным Казначейства Новой Зеландии, экономический спад продолжится в 2024 году, в том числе и из-за налоговых льгот и послаблений, введённых ранее. В этой связи Резервный банк страны получил указания поддерживать ценовую стабильность и стимулировать повышение занятости. Интересно, что одна из инициатив Лаксона направлена на повышение учебной нагрузки в школах для улучшения качества выпускников. Такая мера позволит повысить профессиональный уровень рабочей силы, что снизит потребность в привлечении кадров из-за рубежа. Кроме того, Лаксон отказался от централизованной поддержки ряда культурных и образовательных центров, в пользу повышения самостоятельности местных властей в данной сфере. Таким образом задумано повысить ответственность органов самоуправления за обеспечение внутренней стабильности.

     Выборы 2023 года скорее всего не окажут существенного влияния на дипломатическую линию Веллингтона, поскольку националисты отличались от лейбористов только подходом к вопросам социально-экономического развития. Почти все политические силы в стране сегодня выступают за дальнейшее сближение с США и акцент на вопросах безопасности, в особенности собственных экономических интересов. Между тем, развитие отношений с США, Европейским Союзом и Австралией может привести к принятию непопулярных решений, например, протекционизму иностранным компаниям.

     Интересно, что в отношениях с КНР Лаксон выступает за отделение политических вопросов от экономических. Веллингтон в общем не имеет конкретных претензий к Пекину, однако вынужден поддерживать партнёров, о чём свидетельствует, в частности, решение присоединиться к «неядерной» части соглашения AUKUS. В новом правительстве уже наметился раскол относительно роли Китая в Южной части Тихого океана и влияния на развитие страны, который, однако, вряд ли приведёт к улучшению новозеландско-китайских отношений.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.