Комментарий ARRC: Индонезия и Индия претендуют на роль лидеров сообщества развивающихся стран
«Большая двадцатка», Группа двадцати или G20 постепенно становится полноформатным международным форумом для обсуждения наиболее острых проблем экономического развития. Первая встреча на уровне лидеров стран состоялась в 2008 году на фоне общемирового финансового кризиса. Современная ситуация, характеризующаяся нарушением производственно-сбытовых цепочек, транспортных маршрутов, систем расчётов и ростом инфляции на всей планете требует сплочения крупных экономик. Вместе с тем, самыми заинтересованными оказались развивающиеся страны, чьё положение сегодня наиболее уязвимо.
Курс на деполитизацию сотрудничества
Саммит «Большой двадцатки», прошедший в сентябре 2023 года в Нью-Дели, завершил председательство Индии. По мнению экспертов, страна продолжила линию бывшего лидера – Индонезии, направленную на повышение роли средних держав и развивающихся экономик в глобальном управлении.
В частности, индонезийский президент Дж. Видодо пытался использовать лидерство в G20 в течение 2022 года для укрепления имиджа страны как поборника мира. Данную идею перенял и индийский премьер-министр Н. Моди, который ещё на Балийском саммите 2022 года призвал к коллективному дипломатическому решению конфликта на Украине. Однако Джакарта одновременно пригласила российского президента В. Путина (российскую делегацию всё же возглавил тогда С. Лавров) и осудила позицию РФ по Украине в итоговой декларации. Вероятно, такой шаг объясняется тем, что индонезийское руководство пыталось использовать председательство в «двадцатке» для сближения с лидерами G7. Тем не менее президент Видодо всё же воздержался от излишней критики России и смягчил западные взгляды, поскольку главная цель по замыслу заключалась в объединении наиболее сильных и влиятельных государств для решения всеобщих глобальных проблем. Знаковым явилось и то, что странам Запада не удалось блокировать участие России в мероприятии, а также продвинуть идею об исключении Москвы из Группы двадцати.
Индонезия настаивает на том, что G20 – преимущественно экономический форум и не может преследовать политических целей, равно как и смещать повестку обсуждения в сторону проблем за пределами компетенции. Премьер Моди придерживается аналогичных взглядов, однако склонен расширять пространство сотрудничества через вовлечение молодёжных активистов, гражданского общества, деловых кругов всех стран-участниц. Подобная инициатива предусматривала открытие множества программ культурных и туристических обменов в рамках «двадцатки». При этом в 2023 году под эгидой председательства в Индии было проведено 280 различных мероприятий в 56 городах. Таким образом Нью-Дели удалось распространить приоритеты и идеи не только в глобальном масштабе географически, но и среди различных социальных групп.
Равные возможности для глобального Юга
Председательство Индонезии в G20 было отмечено инициативами по реформированию секторов энергетики и финансов в целях содействия восстановлению после пандемии COVID-19, в особенности для бедных стран. Большое значение придавалось «чистой» энергетике, данный вопрос и далее будет прорабатываться в рамках специальной рабочей группы форума. Индия в свою очередь нацелилась на технологическое развитие, подчёркивая роль научного сотрудничества и совместного изучения способов преодоления глобальных проблем. Кроме того, руководство государства уделяет большое внимание широкой пропаганде здорового образа жизни, способствующего также сбережению окружающей среды.
Джакарта выступила инициатором создания фонда финансовой поддержки для предотвращения пандемий и своевременного реагирования. Данный институт предназначен для уменьшения неблагоприятных последствий вспышек опасных заболеваний, координации совместных действий на региональном и мировом уровнях. Индонезия продвигала и другие глобальные по охвату инициативы, не ограничиваясь только странами «двадцатки». Общая стоимость 361 проекта, в которых задействована индонезийская сторона, составляет 238 млрд долл. В частности, на Фиджи строится учебный центр для работников сферы сельского хозяйства, а с государствами Карибского бассейна проводятся тренировки по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Индия продолжает почти все данные начинания. Например, возглавляет рабочую группу по снижению рисков стихийных бедствий, где внимание сосредоточено в основном на мерах экономического реагирования.
Примечательно, что Индонезия стала инициатором создания в рамках G20 Джокъякартского механизма расширения доступа к финансовым услугам, а также поставила вопрос реформирования многочисленных банков и фондов развития в целях повышения возможностей для развивающихся государств. В числе подлежащих обсуждению и решению проблем перемещение прибыли, налоговое регулирование, борьба с отмыванием денег и незаконными финансовыми операциями, а также развитие цифровой экономики. Джакарта в период председательства в «двадцатке» обращала внимание на необходимость повышения собираемости налогов через модернизацию системы налогообложения, введение гибких и преференциальных режимов для приоритетных отраслей экономики, а также для стимулирования процесса цифровизации и обеспечения равного доступа всех стран к финансовым услугам.
Индия уделяет внимание аналогичным аспектам взаимодействия, заявляя о необходимости расширить некоторые прогрессивные инициативы за пределы G20, в особенности в интересах государств с развивающейся экономикой. В инаугурационной речи 1 декабря 2022 года Нарендра Моди предложил принять Африканский союз в Большую двадцатку на правах 21-го коллективного члена, что и было сделано. Прошедший саммит в Нью-Дели стал наиболее многочисленным в истории организации, собрав 43 делегации, что свидетельствует об огромном интересе к формату сотрудничества, прежде всего, со стороны представителей глобального Юга.
В обозримом будущем G20 продолжит играть значимую роль в глобальном управлении, в особенности в части достижения целей устойчивого развития. Вероятно, основа повестки дня, сформированная Индонезий и Индией, будет перенята Бразилией и заложена в программу предстоящего в 2024 году саммита организации в Рио-де-Жанейро. Вместе с тем, Джакарта и Нью-Дели намерены продолжать активную работу по налаживанию многосторонних адресных форматов взаимодействия и расширению деятельности механизмов Группы двадцати на все страны, разделяющие цели и приоритеты организации. Взвешенная позиция двух крупных азиатских государств по ключевым международным проблемам и позитивный имидж явно способствует повышению привлекательности всех, исходящих от них инициатив и позволяет укреплять внешнеполитические позиции.
О компании Asia Risk Research Center
Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.
Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.