Анализ ситуации:  Япония повышает самостоятельность в производстве полупроводников

Анализ ситуации: Япония повышает самостоятельность в производстве полупроводников

 

Несмотря на высокий уровень развития промышленности и технологий роль Японии в мировом производстве сложной микроэлектронной продукции долгое время была ограничена. Фактически страна производила определённый набор компонентов по иностранным заказам и не обладала ресурсами для самостоятельного развития отрасли. Технологический рывок в Китае создал угрозу утраты Токио даже таких позиций. Кроме того правительство страны очевидно намерено извлечь для себя выгоду от приостановки кооперации КНР с США и странами ЕС и увеличить собственную значимость в динамично развивающейся сфере.

Избавление от зависимостей

     На саммите стран «Большой семёрки» в японской Хиросиме в мае 2023 года было принято совместное заявление об экономической безопасности и устойчивости. Один из приоритетов – сохранение цепочек поставок критически важной продукции, включая полупроводники, через создание партнёрских сетей глобального охвата. Данный пункт закрепляет намерения Токио, озвученные руководством ещё в 2021 году, по возрождению национального производства микрочипов широкой номенклатуры для снижения зависимости от других стран и выстраивания надёжной производственно-сбытовой структуры.

     Ключевые элементы новой стратегии Японии в сфере полупроводников – усиление возможностей национальных предприятий, поддержка исследований и разработок, особенно в области технологий следующего поколения, в том числе через активное развитие международного сотрудничества. Предполагается создать собственную самодостаточную экосистему, где все циклы выполнялись бы исключительно силами японских компаний. Правительство Японии нацелено на повышение производственных способностей через предоставление работающим в данной отрасли компаниям субсидий для поощрения технологического прогресса. Учитывая тот факт, что микрочипы используются во всех современных изделиях от мобильных телефонов до крылатых ракет и спутников, повышение технологического уровня и увеличение степени самостоятельности японских производителей будет способствовать снижению зависимости от других, даже дружественных сегодня стран, а также преодолеть ряд искусственно создаваемых ограничений.

     В 2021-2022 годах правительство направило более 7 млрд долл. на развитие полупроводниковой отрасли. Главная цель – стимулирование производства продукции на территории страны с максимальной степенью локализации. В мае 2023 года главы крупнейших IT-компаний встретились с премьер-министром Ф. Кисидой для обмена мнениями и обсуждения новых инвестиционных возможностей в интересах укрепления технологического потенциала страны, а также повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. Также полупроводники отнесены руководством страны к категории «специальных критических материалов», что предусматривает дополнительные меры поддержки в размере не менее 2,8 млрд долл. ежегодно. Приоритет будет отдаваться замыканию всего производственного цикла внутри Японии, включая необходимое оборудование и материалы.

     Помимо прямого финансового стимулирования Министерство экономики торговли и промышленности уполномочило Японскую инвестиционную корпорацию (JIC) приобрести компанию JSR за 6,4 млрд долл., которой принадлежит 30% мирового объёма выпуска фоторезисторов, необходимых для изготовления микрочипов. Данную практику предлагается развивать и далее. Главная идея заключается в реструктуризации схем поставок исходных материалов на японский рынок и защите национальных производителей. Кроме этого, опыт и мнения частных компаний будут активно изучаться правительством, и приниматься во внимание для повышения жизнеспособности всей отрасли.

Международные связи для собственной пользы

     Важную роль в стратегии Токио занимает и международное сотрудничество с обладателями значимых промышленного и технологического потенциалов – США, Евросоюзом, Республикой Корея и Индией. В декабре 2022 года Япония стала инициатором создания Передового центра полупроводниковых технологий (Leading-edge Semiconductor Technology Center), который, по замыслу, должен стать международным хабом НИОКР в данной сфере. Специалисты центра нацелены на поиск новых решений для производства микрочипов и иной сопутствующей продукции высокого уровня сложности для нужд самой Японии, а также зарубежных заказчиков. При этом структура будет действовать в тесной связи с созданными ранее Национальным центром полупроводниковых технологий и Межуниверситетским центром микроэлектроники.

     Японский национальный институт передовых промышленных науки и технологий активно работает с национальными и международными компаниями, в том числе по проектам запуска полностью автономной пилотной линии по выпуску микрочипов уровня 2 нанометра. Пока массовое производство таких изделий недоступно ни одной стране мира. Непосредственное участие в проекте принимает глобальный лидер отрасли – тайваньская компания TSMC, которая предложила, в частности, внедрение передовой технологии 3D-сборки. Совместные проекты служат подтверждением японских амбиций догнать и перегнать мировых лидеров, которые, по оценкам местных специалистов, уже ушли на 10 лет вперёд по уровню изделий и объёмам выпуска. Правительство Японии также учредило проект «Рапидус», направленный на отработку массового выпуска микрочипов различного назначения. Главными партнёрами выступили компании IBM и IMEC, бюджет за 2022-2023 годы уже превысил 2,3 млрд долл., а организация производства передовых чипов будет возможна уже в 2027 году. Однако проект активно критикуется специалистами, поскольку не предусматривает конкретной программы реализации, схемы финансирования и вообще не доведён до состояния бизнес-модели.

     Япония активно работает в сфере микроэлектроники с 1970-х годов и имеет опыт воплощения множества различных инициатив, в том числе с международным участием. Вместе с тем, сложившаяся по мере развития отрасли схема работы японских компаний перестала устраивать Токио. Фактически национальные производители не обладали патентами и использовали иностранные технологии, импортируя также материалы и оборудование и производя полупроводники под требования конкретных заказчиков в необходимом объёме без возможности самостоятельной реализации на мировом рынке. В итоге, несмотря на очевидные успехи Токио в микроэлектронике, роль в глобальной отрасли была всё же значительно ограничена внешними силами, а национальные компании были лишены возможности действовать независимо.

    Современный подход правительства Кисиды напоминает схему государственно-частного партнёрства, принятую, например в Китае. Фактически из бюджета будут выделяться средства на исследование и производство продукции, как необходимой для нужд национальной обороны и безопасности, так и наиболее востребованной на гражданском рынке. Кабинет министров планирует работать в тесной связи с бизнес-сообществом и инвесторами для грамотного выстраивания всего процесса – от исследований и разработок до производства и поставок заказчикам. В Токио не называют прямо игроков, которые ранее препятствовали росту самостоятельности страны в сфере полупроводников, однако это, вне всяких сомнений, американские и европейские гиганты индустрии.

     Тем не менее крайне сложно поверить в то, что японское правительство действует исключительно самостоятельно. Вероятно, большая «заслуга» в таком всплеске активности Токио принадлежит как раз обострению американо-китайских противоречий и очередному витку «тайваньского кризиса». К тому же пока остаются нерешёнными вопросы, связанные с исключительной дороговизной производства в Японии и нехваткой квалифицированных специалистов. Самый очевидный ответ – вовлечение всё тех же пионеров полупроводниковой отрасли, которые сегодня заинтересованы в реструктуризации и диверсификации в связи с риском потери производственных мощностей на острове Тайвань и относительно скорой необходимости конкурировать с китайскими производителями.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.